Кому греют карман ежедневные мытарства водителей Владивостока в поисках парковок?

Вопреки всем законопроектам и кризисам автомобилей во Владивостоке становится все больше. Количество же парковок в центре в отличие от количества знаков «Работает эвакуатор» не увеличивается.

Кому греют карман ежедневные мытарства водителей Владивостока в поисках парковок?
Фото из соцсетей

Кажется, власти всерьез взялись за центральные улицы краевой столицы: тут всегда дежурят отряды эвакуаторов и инспекторов ГИБДД. Неверное действие водителя будет стоить ему не менее трех тысяч рублей и нескольких часов увлекательного путешествия в поисках авто.

От наглости или безысходности автолюбители заставляют все центральные дороги – вопрос извечный. Хочется, конечно, свалить все на бестолковость водителей, да не получается: выбора им не предоставили. Пассажирские перевозки в городе организованы крайне плохо, а вменяемых парковок в центре, в том числе платных, нет. Единственное, что есть, – драконовские методы.

- Выхожу я из офиса в обеденный перерыв, - вспоминает Наталья Гончарова, водитель, – а моей машины нет! Что с ней? Угнали ее, увезли ли на штрафстоянку – неизвестно! В надежде на то, что машину все же забрал эвакуатор, я иду в отделение ГИБДД на Фонтанную, где мне говорят: «Ждите! О том, угнали вашу машину или увезли, узнаете, когда приедет инспектор, который патрулирует Светланскую». Жду. Час жду, два жду… Успела пообедать, скурить пачку сигарет, перенервничала! И тут появляется ОН, инспектор ГИБДД. Я думаю: «Ну все, сейчас со всем разберусь». Еще чего! Передо мной скапливается очередь из 20 человек. Жду еще час, забираю штраф, оплачиваю, узнаю, что моя машина на Западной, 29, и еду туда на такси! Видели бы вы ту дорогу, что ведет к этой штрафстоянке: ямы, грязь, выбоины. Любая обувь убьется. В общем, когда оплачивала 700 рублей за стоянку, я уже не думала о деньгах, но думала о том, как бы добраться домой и отдохнуть от этой передряги. И знаете что? Я каждый день паркуюсь все там же на свой страх и риск. Потому что больше негде!

Стояночные войны

За сентябрь-октябрь 2015-го во Владивостоке за стоянку под знаком «Работает эвакуатор» (ст. 12.16 Кодекса об административных правонарушениях, часть 4) было оштрафовано 7164 человека. При этом не все автомобили были эвакуированы: часть водителей успели к своим «железным коням» до того, как эвакуатор тронулся. Средняя сумма штрафа за парковку под запретным знаком – 2000 рублей. Итого 14 328 000 рублей поступило в бюджет Приморья за пару осенних месяцев…

Какие же убытки несет водитель, припарковавшийся, например, возле кинотеатра «Уссури»? Во-первых, сам штраф за совершенное административное правонарушение – 2000 рублей (в среднем). Во-вторых, плата за «услуги» эвакуатора, соизволившего отвезти провинившееся авто на штрафстоянку, – 2300 рублей в среднем (в зависимости от категории авто). И, наконец, плата за простой на штрафстоянке. Первые сутки простоя обойдутся примерно в 840 рублей, вторые уже дешевле – около 300 рублей.

Во Владивосток три штрафстоянки - на проспекте «Красного знамени», 66, на Нейбута, 81 и на Западной, 29. Всех «неудачников» из центра везут на последнюю.

- Прежде чем ехать туда, нужно явиться в дежурную часть ГИБДД на Фонтанную, - рассказали в пресс-службе ГИБДД по Владивостоку. – Там водитель оплатит штраф и получит разрешение на вывоз автомобиля со штрафстоянки.

Судьба неправильно припаркованного автомобиля зависит прежде всего от инспектора ГИБДД. Это он ходит по городу в поисках нарушителей, он стучит жезлом по колесам автомобилей, чтобы владельцы поспешили отогнать машины с неположенного места, и он вызывает эвакуатор, если достучаться до нарушителя все-таки не удалось.

- Конечно, инспектор ГИБДД вызывает ближайший эвакуатор, - добавили в пресс-службе ГИБДД по Владивостоку. – Тот приезжает за несколько минут и начинает грузить автомобиль нарушителя. В задачи инспектора входит составление протокола о правонарушении, а также слежение за тем, чтобы авто было закреплено верно. С того момента, как эвакуатор тронулся, с инспектора снимается вся ответственность за происходящее.

В свою очередь водитель имеет право остановить процесс эвакуации своего авто до тех пор, пока эвакуатор не поехал. Но сколько раз водители наблюдали за тем, как их автомобиль вывозится незакрепленным, с поднятой стрелой, и ничего не могли изменить! А ведь эвакуатор с незакрепленным автомобилем - это не только риск быть поврежденным для самого автомобиля, но и прямая угроза жизням водителей, которые едут следом за этим эвакуатором.

- Когда я спросил гаишника, почему моя машина болтается и почему он ничего не предпринимает по отношению к водителю эвакуатора, мне ответили: «Я ничего не вижу», – рассказывает Виктор Карецкий, водитель. – Но каково было мое удивление, когда эвакуаторщик проехал 10 метров, остановился и все-таки закрепил мою машину! Я сразу все понял: они так делают, чтобы водители не успели остановить процесс. Торопятся, чтобы заработать денег! И гаишники в этом только способствуют. Видимо, им тоже что-то полагается за «слепоту».

Невыгодное сотрудничество

В пути ответственность за автомобиль несет компания, которой принадлежит эвакуатор. Договор с такими компаниями заключает администрация края. По данным ГИБДД, во Владивостоке еще в начале лета было шесть таких компаний, а осталось всего три. А все потому, что работать таким образом невыгодно.

- С компаниями договоры не заключаются, - рассказали в компании «Эвакуатор–1». – Набираются частники, то есть владельцы, готовые работать за копейки. За один увоз эвакуаторщик выручает примерно 1300 рублей в зависимости от категории авто. Нашей компании такие доходы неинтересны.

Куда же девается еще одна тысяча рублей, которую нарушитель платит за «услуги эвакуатора»? Неизвестно.

Невыгодным сотрудничество с властями считают и в компании «Cargo Альянс».

- Я знаю, что некоторое время назад гаишники сами обзванивали компании и искали тех, кто согласится работать за такие деньги, - рассказал Андрей, директор компании. – Но это смешные суммы, за которые нам, например, работать совершенно неинтересно. Во-первых, расходы на топливо для эвакуатора ежедневно довольно высоки, во-вторых, риск: например, мы везем за полторы тысячи автомобиль, стоимость которого 2 млн рублей в среднем. На компании ответственность за его состояние, и 1300 рублей за это… Копейки.

- Я сам себе эвакуатор, частник, так сказать, но мне никто с такими обращениями не звонил, да и не надо, - считает Александр, чья компания «Эвакуатор» первая в справочнике компаний на сайте vl.ru. – И без таких «договоров» неплохо зарабатываю.

А вот штрафстоянки на сотрудничестве с властями зарабатывают неплохо, судя по тарифам, которые в разы превосходят расценки обычных стоянок в городе. Вот только никто не знает, кому же эти штрафстоянки принадлежат – не дозвониться до них, только лично приезжать надо.

Корреспондент «МК во Владивостоке» наведался на штрафстоянку по адресу: Западная, 29, но был грубо послан.

- У вас машина здесь не стоит? Вот и дуйте отсюда, - отрезал охранник. – Фотографировать здесь нельзя, частная собственность!

Ни один вопрос корреспондента не нашел ответа. Вот только в городе поговаривают, будто сфера эта довольно криминализирована, а штрафстоянки приносят доход тем, кто по закону бизнесом заниматься права не имеет.

А как у них?

Власти разных регионов в один голос ссылаются на европейский опыт, где стоянка на улице тоже не из дешевых. Но, как считают юристы, в реальности Россия и в этом вопросе пошла собственным путем.

- Европейский опыт нужно было трансформировать на наш, не придумывая ничего нового, - рассказал юрист Виктор Вэксер. - В большинстве крупных городов Европы вы берете монетку и бросаете в паркомат, вам выдается талончик на время вашей парковки. Все достаточно просто. У нас же за наличный расчет вообще невозможно припарковаться, только если у вас есть банковская карта. Главная проблема заключается в том, что цена за парковку никем не регулируется: ни службой по тарифам, ни какими-то другими структурами, ни ФАС. Пока в Москве те органы, которые внедряют парковку, сами и собирают деньги, и назначают цену, что крайне неверно.

Возвращаясь к теме «А как у них?», стоит признать: на Западе платные паркинги - действительно давняя практика. В Европе они существуют более 20 лет. При этом жители и Штатов, и Евросоюза тоже жалуются: мест мало, и стоят они дорого. Так, в Германии в среднем на поиск места у водителя уходит 10 минут.

Стоимость часа при этом достигает четырех евро - это где-то 250 рублей. Примерно во столько же обходится услуга в Хельсинки. Чуть дешевле в Париже - 3,5 евро за час. Больше всего платят водители в Амстердаме - до пяти евро.

Москва

В столице Россия ограничением парковки озадачились в 2012 году. Сначала это было экспериментом, однако власти оценили те изменения, которые произошли в дорожном движении самого загруженного города страны, и решили расширять зоны паркинга. Так, уже в 2013 году под зону платной парковки отдали всю территорию в пределах Садового кольца. С июня 2014-го горожанам пришлось отдавать деньги за стоянку в деловом центре «Москва-Сити». 1 августа этого же года мэрия решила вывести зону платной парковки за пределы Садового: зона разрослась аж до Третьего транспортного кольца. С этого дня пришлось платить за стоянку еще на 153 улицах центра Москвы: на Пресненской, Арбате, Тверской, Дорогомилово и многих других. В декабре 2014 года парковка выросла еще: она добралась за пределы ТТК. В октябре этого года еще 95 улиц города станут платными для парковки. К декабрю 2015 года власти обещают создать точечные места платной парковки.

Чтобы оставить свою машину на час в центре города (в пределах Бульварного кольца), необходимо отдать 80 рублей. Парковка в пределах Садового кольца обойдется в 60 рублей в час, за его пределами - в 40 рублей.

Кроме того, москвичи могут приобрести парковочные абонементы, которые стоят 250 тысяч рублей в год или 25 тысяч в месяц.

Оплатить стоянку можно с помощью банковской карты или через смс.

Многие москвичи не согласны с такими ценами, поэтому в городе регулярно проходят митинги против введения зон платной парковки, однако власть не реагирует на мнение горожан и продолжает ставить паркоматы.

Мэрия объясняет такие нововведения заботой о самих водителях: во-первых, такая система парковки значительно уменьшила количество пробок в городе из-за припаркованных в несколько рядов машин. Во–вторых, многие люди не желают отдавать такие большие деньги за стоянки и поэтому пересаживаются на общественный транспорт.

Санкт-Петербург

- Проблема с парковками в Санкт-Петербурге стоит не менее остро, чем в столице. Поэтому парковку в центре решили также сделать платной, - заявил в интервью «Русской службе новостей» губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Губернатор воплотил свою идею в жизнь: с 3 сентября 2015 года парковка на 29 улицах Петербурга тоже стала платной. На сегодняшний день в зону платной парковки вошли: набережная Фонтанки, улица Кирочная, Невский проспект, Лиговский и Литейный проспекты. С 2016 года в зону платной парковки войдут следующие улицы: Суворовский проспект, площадь Пролетарской Диктатуры. Кроме того, в ближайшем будущем весь Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский и Центральный районы полностью станут платными для парковки.

Всего на ноябрь этого года в культурной столице России насчитывается чуть менее трех тысяч мест.

Проблема с парковками, как признаются сами петербуржцы, та же, что и в Москве. Люди не могут внести наличные в автомат, все производится только с помощью электронных систем: через смс, банковскую карту, парковочную карту или через сайт парковки parking.spb.ru.

Водители, особенно старшего поколения, очень недовольны этим фактом.

- Ну нет у меня карты, да и телефон вот черно-белый, - говорит водитель Александр Петрович. – Не умею я пользоваться этой новой техникой. Как мне платить за эту парковку?

Стоимость часа парковки тоже кусается. И в отличие от Москвы она не разделяется по районам города. За час парковки водителю придется раскошелиться на 60 рублей. Водители большегрузов должны будут отдать 120 рублей, а мотоциклисты - 30.

Что делать с теми людьми, которые живут или каждый день работают в зонах парковок, пока не понятно.

Не платить тоже не вариант: штраф за одну неоплаченную парковку составит 3000 рублей, что на 500 рублей дороже, чем в Москве.

Провинция

Провинциальные города тоже не отстают от столичных: вслед за Москвой и Петербургом платные парковки стали появляться в ряде других регионов.

Так, уже в 2013 году горожанам пришлось платить за парковки в центре Екатеринбурга. Первые 15 минут стоянки бесплатны: по мнению властей, именно это время уйдет у водителей на оплату парковки. Далее придется отдавать 30 рублей каждый час. Пока зона платной парковки в столице Урала невелика: на улице Хохрякова в центре города, на которой расположены крупные бизнес-центры, офисы и бутики. Также паркоматы появились на улицах Сакко и Ванцетти, Попова и 8 Марта.

Основная цель мэрии города – разгрузить центр города от машин и пересадить людей на общественный транспорт.

- Это организационная и ограничительная мера. Введение платных парковок несколько поменяет транспортные потоки, - сообщил местным журналистам Роман Бараковских, представитель комитета по транспорту. - Человек будет понимать, что ему нужно приехать, припарковаться и заплатить. И конечно, эта мера будет стимулировать водителей пересесть на общественный транспорт.

Власти Уфы подошли к вопросу разгрузки дорог от машин креативно: они решили запретить въезд машин в исторический центр города. Вернее, сделать его платным.

Мэрия поделила весь город на три зоны: в первой – центр – будет платный въезд с возможностью парковать, во второй и третьей будут обычные платные парковки, только их стоимость будет различаться.

С 15 октября 2015 года платную парковку ввели в Туле. Город поделили на две зоны. В центре за час парковки придется отдать 20 рублей, а за его пределами – 10 рублей. Кроме того, можно приобрести абонемент: один день стоит 90 рублей, месяц обойдется в 1500 рублей.

Из архива "КП"

Что делать с хаосом?

Самые известные многоуровневые парковки во Владивостоке – это бизнес-центр Fresh Plaza, что напротив мэрии Владивостока, и недостроенный храм на центральной площади. Местные водители уже давно не смеются над этой шуткой, ведь если бы обещанные парковки все-таки построили, не было бы ни километровых пробок, ни штрафов, ни поздних возвращений.

Так что же делать с хаосом, который творится в центре Владивостока? У горожан существует несколько предложений.

Первое – построить многоуровневые парковки в центре города. Но никто уже не верит в то, что это все-таки осуществится.

- Даже не мечтайте об этом, - безнадежно вздыхает водитель Александр Лавренюк. – Они лучше построят очередной торговый центр или храм, натыкают знаков «Работает эвакуатор» и продолжат собирать с нас штрафы за парковку под ними, плату за услуги эвакуаторов, за простой на штрафстоянке… Кому-то, видимо, выгодно такое положение дел!

Сейчас в центре Владивостока можно с натугой насчитать 5-7 маловместительных платных парковок, от которых практически нет толку, – возле ТЦ «Родина», у кинотеатра «Океан», возле здания ДНС по Алеутской, за ТЦ «Клевер Хаус»… Есть и несколько бесплатных: к примеру, возле «белого дома», где всегда заставлено подчистую, или на набережной Цесаревича, откуда до центра топать и топать пешком… Опытный водитель наверняка прибавит к этому списку еще парочку адресов, но факт остается фактом: этого недостаточно. 

Второй вариант: сделать центр города пешеходным.

- Как водитель я вовсе не против такого варианта, - комментирует Анна Карасева. – Только без многоуровневых парковок такой трюк все равно не пройдет. На подъездах к центру нет парковок, а офисов не меньше. Значит, если всех заставить парковаться там, от перенагрузок город замрет окончательно. 

- В нашем городе это не вариант, - говорит Елена Кузнецова. – Он же весь на сопках, на каблуках, особенно зимой, и десяти метров не пройдешь.

Третий вариант: сделать въезд в центр платным.

- Хороший вариант, - считает Владимир Печоркин, водитель с 30-летним стажем. – Думаю, надо просить в таком случае от трехсот рублей за въезд – большинство не захочет расставаться с такими деньгами, ведь на них можно неплохо заправиться. Но опять же, оставить машину где–то все же надо, перед тем как добираться в центр пешком. Нужны парковки за пределами центра, и оставлять машину там должно быть выгоднее, чем въезжать в центр.

- Такой опыт есть в европейских городах, однако не стоит забывать, что у них развитая сеть общественного транспорта и, что немаловажно, метро, - говорит Константин Егоров. – У нас такое не пройдет.

Четвертый вариант: сделать парковку в запрещенных местах платной.

- Смотря какими будут тарифы. Если такие же, как на обычных стоянках (50 рублей в час), то какой смысл? – размышляет Леонид Фатиков, водитель. – Все будет точно так же заставлено машинами, ведь люди будут платить, они готовы! А если вводить повышенную плату за такие стоянки, то она должна начинаться от 150 рублей за час. Такая сумма на что-то еще сможет повлиять. Это, конечно же, удобнее, чем забирать машину со штрафстоянки, платить штраф в отделении ГИБДД… Но кто будет все это контролировать? Коррупция расцветет… Легче уж потратиться один раз да построить нормальные парковки.

- Я думаю, это лучший вариант, - говорит Марина Банникова. – Единственное, надо делать поправки на работников офисов и жильцов тех районов: им надо делать скидки, а то будут работать только на парковки.

Пятый вариант: развивать общественный транспорт.

- Вы будете сомневаться, но часть водителей с удовольствием пересели бы на общественный транспорт, если бы его работу наладили должным образом, - считает Мария Прошина, водитель. – Наш город хотя и переполнен автобусами, но многие необходимые маршруты в них отсутствуют. Например, попробуйте доберитесь с Эгершельда на 3-ю Рабочую без пересадок – не получится! Почти все маршруты с Эгершельда идут в сторону «Зари». Есть один автобус, идущий на о. Русский через Чуркин, но ходит он крайне редко. Попробуйте уехать на Шилкинскую после девяти вечера – не уедете, ибо компания-перевозчик, к которой относится 68-й маршрут, считает, что после девяти гонять автобусы невыгодно – людей мало. И таких примеров масса. К тому же посмотрите, в каком состоянии автобусы! Как отвратительно ведут себя на дорогах их водители! Посмотришь на все это, да и начнешь копить деньги на дешевый, с рук, но свой автомобиль… Говорят еще, что на такси выгоднее передвигаться, чем на авто. Все это чушь, и я лично в этом убедилась, когда сломалась моя машина. 200 рублей в среднем стоит такси, я ездила в тот день трижды – 600 рублей. На эти деньги я бы ездила на своем экономичном «Лансере» три дня…

- Если только у нас сделают метро, - смеется Анастасия Октябрьская. – Причем такое же развитое, как в Москве. Но у нас такое вряд ли появится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 18 ноября 2015

Заголовок в газете: Война за место

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру