Чем Владивосток шокирует интуристов

Владивосток уже 12 октября распахнет свои двери в качестве открытого порта. С этого дня всем иностранным гражданам, прибывшим в гости, виза будет оформляться прямо в аэропорту. А 8 октября заработает первый комплекс игорной зоны в бухте Муравьиной. Все это значит, что уже со следующего месяца в крае серьезно возрастет турпоток из соседних стран.

Чем Владивосток шокирует интуристов
Не каждый житель Владивостока осмеливается пользоваться общественным транспортом

Хотя в этом году он существенно вырос и без дополнительного стимулирования. Причиной резкого интереса китайцев, корейцев и японцев стала новая достопримечательность – рубль. За последние полгода рост числа азиатов на улицах и в магазинах стал очевиден простому обывательскому взгляду.

Еще более очевидным стало то, что, несмотря на огромные усилия по привлечению в регион максимального числа туристов, к иностранцам мы не готовы. Инфраструктура, система навигации во Владивостоке и местный менталитет способны свести с ума любого иностранца, решившего отправиться в магазин или на пешеходную прогулку. Проверим?

Отголоски саммита

Все города, желающие привлечь туристов, прилагают массу усилий, чтобы сделать городскую среду понятной и доступной для приезжих гостей. Наши азиатские соседи из Кореи, Японии и Китая всегда предложат красивые карты местности, выставят схемы на английском языке в метро, предложат транспорт с таксометром, а также безналичный расчет везде и всюду, чтобы гостю не было нужды бегать от одного обменника к другому. Даже самый не говорящий по-английски русский может с легкостью сориентироваться в системе наземных и подземных метро в Бангкоке. Во Владивостоке же китаец вряд ли сможет добраться со Спортивной набережной на Корабельную без русскоговорящего и, главное, местного гида.

Эта проблема была и ранее. Еще во время подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году город прогремел на всю Россию. Дорожные указатели, переведенные на английский язык специально для участников саммита, должны были обеспечить гостям Владивостока удобное передвижение по городу. Но своей безграмотностью они лишь обеспечили себе попадание в «Идиотеку» Артемия Лебедева.

Эти вывески попали в Идиотеку Артемия Лебедева и не исправлены до сих пор

Известный российский художник и блогер собирает опечатки уже давно. По его словам, «идиотизм заслуживает известности». Так, судя по указателям, во Владивостоке появилась «Военная скоростная трасса» (Voyennoye highway). Не каждый иностранец поймет, что под highway имеется в виду «шоссе», и будет искать «военное скоростное шоссе». К тому же слово «военное» переводчики написали неправильно. А о чем думал «эксперт», когда переводил название улицы 50 лет ВЛКСМ в Pyat›desyat let VLKSM Str., абсолютно не понятно. Пытаясь изобрести велосипед, переводчики решили не оставлять в названии цифру 50, которая была бы понятна всем. К тому же они забыли, что на английском языке улица в сокращенном варианте обозначается как St., а не Str.

Основной функцией дорожных указателей должна быть информация. Но таблички, созданные во Владивостоке, не помогают гостям города сориентироваться и спокойно добраться до нужного пункта назначения. У иностранцев вызывают много вопросов и указатели, не попавшие в коллекцию Артемия Лебедева. Например, обозначение центра города как (Urban) centr непонятно туристам. Мало того что с точки зрения орфографии в слове centr не хватает буквы «е». К тому же в основном центр города обозначают как Downtown или City centre.

Перевод табличек на английский язык продолжает шокировать иностранцев и сегодня. Подрядчики отказываются исправлять написанное, ссылаясь на ГОСТ. А согласно стандарту «центр города» действительно переводится как (urban) centr, «шоссе» - highway, а «проспект» - avenue. И теперь, чтобы установить в городе человеческие дорожные знаки без лингвистических и орфографических ошибок, нужно вносить изменения в государственный стандарт.

На маршрутке с ветерком

С самостоятельным передвижением по городу покончено. Сориентироваться на наших дорогах иностранцу невозможно. Тогда должен быть общественный транспорт. Обратите внимание, что на подавляющем числе автобусных остановок в принципе нет указателей–обозначений с ее названием. Но, допустим, доброжелательные прохожие рассказали туристу, что это за место и как его зовут, и даже подсказали, каким номером общественного транспорта стоит воспользоваться, чтобы оказаться в нужной локации. Теперь – автобус.

Жители Владивостока и сами с трудом к ним привыкают. В сводках сотрудников ГИБДД ежедневно мелькают нарушения водителей автобусов. То они встают во втором, а порой и в третьем ряду и прямо посреди дороги пытаются высаживать пассажиров. То бесстрашно выезжают на перекресток, когда горит красный, и спокойно продолжают движение дальше.

Таблички с расписанием движения автобусов теперь стоят для красоты

«Автобус протаранил трамвай», «Два автобуса не поделили дорогу», «Автобус въехал в автомойку» - это только некоторые из случаев ДТП с общественным транспортом, зафиксированных во Владивостоке за последнюю неделю.

А порой процедура регистрации ДТП становится проблематичной для аварийного комиссара или сотрудника Госавтоинспекции. Все потому, что большинство водителей общественного транспорта во Владивостоке едва могут говорить по-русски.

Как отнесутся к таким событиям туристы, страшно представить.

А в море ржавые бочки

Подготовку столицы Приморья к режиму свободного порта контролирует лично полпред президента России на Дальнем Востоке. В ходе очередной проверки Юрий Трутнев отметил, что состояние акватории бухты Золотой Рог во Владивостоке и стоящих в ней судов оставляет желать лучшего. А это, по его словам, может помешать городу.

Владивосток подготовился ко встрече туристов

Не секрет, что в бухте Золотой Рог расположены судоремонтные предприятия, торговый и рыбный порты Владивостока. Но здесь же находятся одни из главных достопримечательностей - вантовый Золотой мост, а также Корабельная набережная и набережная Цесаревича. Нахождение по соседству одновременно таких притягательных и отталкивающих для туристов вещей недопустимо. Такого безобразия быть не должно, говорит Юрий Трутнев.

- Мы видели пару судов - они похожи на ржавые бочки. Почему такие суда плавают? Владивосток достаточно красивый, а у порта, у стенки стоят такие суда, что глаза закрыть хочется, - отметил полпред президента.

Морскую гладь акватории Владивостока покрывают мазут, пластиковые бутылки и целлофановые пакеты. Смогут ли принять это гости столицы? Экологи много лет твердят о загрязненности прибрежных вод Владивостока в целом и бухты Золотой Рог в частности. И, возвращаясь к саммиту АТЭС, в городе даже построили очистные сооружения. Только они до сих пор так и не заработали даже наполовину.

City touch - городской герой

В августе во Владивостоке установили электронные справочники City touch. Они должны помочь гостям города в круглосуточном режиме получать всю необходимую информацию. Интерактивные экраны уже установили во Владивостоке в торговых центрах «Центральный», «Малый ГУМ», «Черемушки», «Луговая», «Спортивная» и на морском вокзале. По прогнозам специалистов, именно туда будет заходить большинство туристов. А в скором времени планируют установить еще несколько таких интерактивных справочников на автовокзалах Приморья и в здании аэропорта Кневичи.

В City touch содержится достаточно много информации, так что эти сенсорные экраны можно назвать единственным лучом света в темноте городской туринфраструктуры. С их помощью на карте можно найти ближайшую аптеку, магазин, банкомат и любую другую организацию или учреждение. На экранах можно также узнать прогноз погоды, новинки кино и актуальные выставки. Но пока электронные справочники переведены лишь на китайский язык. В скором времени обещают перевести и на английский.

Важными функциями для иностранцев могут стать бронирование столика в кафе или номера в отеле, а также заказ такси. И если среди сотрудников ресторанов и гостиниц может найтись человек, свободно владеющий английским или китайским, то встретить таксиста, говорящего на иностранном языке, во Владивостоке большая проблема.

Но в городе все же есть компании-перевозчики, предлагающие среди прочих услуги «Англоязычный водитель» и даже «Водитель-гид», который по пути следования маршрута может показать гостю города достопримечательности Владивостока. Правда, за все эти благодеяния туристу придется дополнительно заплатить.

Гости столицы Приморья еще не знают, что их ждет

Городская фишка

Единственный выход для туристов, приезжающих во Владивосток, - пользоваться услугами местных турфирм. Они помогут во всем: зарегистрироваться в гостинице, сходить на обед, добраться до нужных достопримечательностей. Сегодня все компании, работающие с иностранными туристами во Владивостоке, представляют им один и тот же маршрут.

Гостям из-за рубежа проводят обзорную экскурсию. В нее включены все знаковые места столицы Приморья: центральная площадь Борцов за власть Советов, железнодорожный вокзал, лодка С-56, «Красный вымпел», триумфальная арка цесаревича Николая, видовая площадка на верхней станции фуникулера и Приморский музей имени В.К. Арсеньева. Вообще, общая программа пребывания туристов во Владивостоке не такая уж и большая. Чаще всего она рассчитана на один день. Далее гости Приморья отправляются по намеченному маршруту в другие города края или России.

У каждого города с претензией на привлекательность для туристов есть своя фишка. В Москве это Красная площадь, в Санкт-Петербурге – Петропавловская крепость. Роль бренда в столице Приморья вполне могла бы выполнять Владивостокская крепость. Именно ради этого объекта многие туристы едут во Владивосток. Бесценный памятник архитектуры имеет уникальную особенность. Но его сегодняшний вид оставляет желать лучшего.

«Приморье» любит туристов

На Восточном экономическом форуме, который прошел во Владивостоке в начале сентября, туризму была посвящена целая сессия. По мнению гостей форума, потенциал у Дальнего Востока в целом и Приморья в частности огромен. Но он до сих пор не раскрыт в полной мере. Поэтому власти должны в первую очередь развивать именно эту отрасль. И если говорить о Приморье, то край уже постепенно превращается в азиатский туристический хаб.

Стать крупнейшим туристическим центром России на Дальнем Востоке Приморью может помочь реализация проекта «Свободный порт Владивосток», если, конечно, столица Приморья не отпугнет своих посетителей «гостеприимством». Но есть и другой важный проект в туристической сфере края – интегрированная развлекательная курортная зона «Приморье».

Предполагается, что на полную мощность развлекательный курорт заработает лишь к 2020 году. Но первый гостинично-развлекательный комплекс откроется здесь уже 8 октября. А значит, гости Приморья, решившие воспользоваться возможностью свободного порта, станут первыми посетителями игорной зоны.

Будущий комплекс первого резидента игорной зоны «Приморье» G1 Entertainment включает гостиницу на 120 номеров, казино премиум-класса Tigre De Cristal, большой вип-зал для игроков, спа-центр, европейский и азиатский рестораны. При этом для работы в казино готовят квалифицированные кадры. Специально для этого в Приморье открыли первую школу крупье.

Здесь уже полностью готова дорожная и инженерная инфраструктура: дорога, мост, освещение, котельная, очистные и водоводные сети. Так что гостей игорной зоны «Приморье» встретят по высшему разряду на территории с налаженными коммуникациями. Но, к сожалению, только здесь.

А что Владивосток? Он к приему масс заморских гостей не готов.

И дело не только в том, что самостоятельный турист здесь потеряется в первых же трех соснах.

В минувшую пятницу, например, корр. «МК во Владивостоке» наблюдал апогей русского гостеприимства. Супермаркет, огромная очередь, из четырех касс работает только одна, группа китайских туристов чуть ли не плачет: не может понять, зачем на них кричит кассир и что он от них хочет. Вы не подумайте, сотрудник супермаркета не хотел нагрубить или обидеть гостей. Он с лоском, в традициях лучшего сервиса, действуя строго по инструкции, пытался добиться от покупателей ответа на простой вопрос: «Пакет надо?».

Туристический рынок – серьезный сектор экономики в любом государстве. В среднем на одного туриста работают до 50 человек из разных сфер обслуживания. Развитая туристическая инфраструктура дает мультипликативный эффект экономике региона. Каждый согласится с тем, что если в Приморье будет больше туристов, то будет больше рабочих мест, денег в крае, а также объектов инфраструктуры, которыми смогут пользоваться не только гости города, но и его жители.

Фото Семена Апасова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2015

Заголовок в газете: WELCOME TO ВЛАДИВОСТОК

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру