Виктор Кузьменко, руководитель приморского центра помощи диким животным "Тигр": "Сложнее всего выхаживать медвежат"

Защитник и помощник диким животным дал эксклюзивное интервью "МК" во Владивостоке"

Защитник и помощник диким животным дал эксклюзивное интервью "МК" во Владивостоке"

О том, как работает институт помощи диким животным корреспонденту "МК" во Владивостоке" рассказал Виктор Кузьменко, руководитель Межрегиональной общественной организации "Центр Тигр", который много лет занят этим важным и нужным делом.

- Расскажите о центре? С чего всё началось, кто был вашим первым подопечным?

- Началось всё очень давно, в 90-е годы, тогда ещё не было возможности построить и содержать центр, но тигрята каждый год попадались людям. Была инспекция "Тигр", которая занималась выхаживанием тигрят, откуда их отправляли всегда в зоопарк. После, в 2011 году появилась возможность построить этот центр.  Было очень много противников, многие не верили, что таких хищников, как тигры, можно подготовить к выпуску в самостоятельную жизнь. Существовало мнение, что животных, побывавших в руках человека, выпускать нельзя. Тем не менее, наперекор всем центр был построен. Появилась первая самка - тигрица Золушка, наша знаменитая кошка. После проведения курса реабилитации, она была выпущена в Еврейской автономной области в заповеднике Бастак. Прижилась, у неё уже было три потомства. Потом всё пошло по накатанной. Методика, по которой готовили Золушку постоянно совершенствуется, меняется. Мы учимся на своих ошибках. Спросить совета не у кого, потому что такими хищниками никто не занимается. За 9 лет через наш центр прошло 27 тигров. Не всех удалось спасти, не всех удалось выпустить.

- С чем вы чаще всего сталкиваетесь? Как к вам попадают подопечные?

- По большей части к нам попадают тигрята-сироты, медвежата-сироты, из птиц - это слётки. Люди обращаются. В Охотнадзоре есть специальная группа по минимизации конфликтных ситуаций между крупными хищниками и человеком. Сначала обращаются в Охотнадзор, к ним выезжают, изымают животное, затем обращаются к нам. Либо мы выходим на Охотнадзор, иногда сами выезжаем на отлов.

- Чаще всего дикие животные страдают от рук человека, или своих сородичей?

- Сложный вопрос. Потому что причину с вероятностью 100% мы выяснить не можем. Возможен и факт браконьерства и естественная гибель матери, допустим, медвежонка. Бывает, что медведицу спугивает шум лесозаготовок, она убегает и бросает медвежонка. Мы помогаем животным как с огнестрельными ранениями, так и пострадавшим от других хищников.

- Кто сейчас находится у вас на реабилитации?

- Два тигра, пять медведей и дальневосточный лесной кот. Недавно к ним добавился беркут.

- Сколько ваших подопечных возвращается в естественную среду обитания? Ведется ли потом какой-то мониторинг?

- Много, большая часть. Да, естественно, мы отслеживаем их дальнейшую судьбу и адаптацию. Прежде чем выпускать тигров, мы оцениваем их поведение. Нужно, чтобы тигр хорошо охотился и не возникло реакции на человека. После этого тигры формируют свои охотничьи участки. Большинство тигров мы выпускаем в Еврейской автономной области, там установлена сеть фотоловушек, и мы ездим и проверяем их. К нам попадают не только тигры, но и медвежата, птицы. С 2016 года к нам стали обращаться по медвежатам-сиротам. Каждый год их появляется очень много. Поэтому с 2016 года мы стали заниматься ещё медвежатами. От нас вышло более 40 медведей. В Инстаграм у нас есть свой паблик и мы выкладываем отчёты после каждой поездки.

- А что сложнее - выхаживать медвежат или тигрят?

- Основное требование при работе со всеми дикими животными - свести к минимуму контакт человека и животного. Чтобы никакое дикое животное не привыкало к человеку. Это основная задача и сложность в работе со всеми дикими животными - что тигр, что леопард, что медведь, что птицы. Есть ещё один момент, когда к нам попадают тигры или леопарды, обычно они поступают в тяжёлом состоянии. Довольно часто с различными болезнями, травмами и так далее. Очень сложно обеспечить должный уход, особенно послеоперационный. В двух словах об этом не расскажешь. Полностью исключить контакт, естественно, не возможно. Их надо кормить, делать операции. Контакт должен сводиться к минимуму. Поэтому у нас нет посетителей. Никого не водим в отличие от зоопарков.

Фото: Центр "Амурский тигр"

- В чем вы видите свою миссию?

- Миссия? Не знаю, что-нибудь после себя оставить. Полезное. Для наших детей. Наверное так.

- Ведёте ли вы просветительскую работу?

- Конечно. Особенно много мы работаем по Еврейской автономной области. Тигр там животное новое, поскольку тигры там исчезли 50 лет назад. Мы восстанавливаем их популяцию. И не только мы, задействован целый ряд государственных и общественных организаций. Люди там, особенно когда мы выпускали первых тигров, выражали недовольство и боялись, и сейчас некоторые боятся. Поэтому работа ведётся. С населением, в школах, в детских садах. Детям нужно прививать всё сызмальства. Чтобы, когда они вырастут, понимали проблему охраны природы. Если выезжаем куда-то с Охотнадзором на отловы, мы стараемся поговорить с главами поселений и местных жителей собираем.С взрослым людьми бывает гораздо тяжелее работать, чем с детьми.

Фото: Центр "Амурский тигр"

- Как вам можно помочь? Что нужно для того, чтобы стать волонтером?

- Волонтёром - никак. Потому что мы работаем с теми хищниками, которые в большей части представляют опасность для человека. У нас работают люди, которые уже имеют опыт общения с дикими животными. Нам многие помогают. Тигры, леопарды и редкие птицы типа журавлей и аистов обеспечены финансированием за счёт WWF-а, центра "Амурский тигр". Президентский грант мы получаем уже четвёртый раз, становились одними из победителей. А все остальные животные, те же медвежата и птицы, которые не совсем редкие - им помогают пожертвования людей. В прошлом году, один человек, единственное, что про него знаю - зовут его Роман, всё лето нас обеспечивал овощами и фруктами. Здорово помог. На тот момент у нас одновременно содержалось 13 медвежат.

- Кормить их тяжело?

- С тигрятами тяжело, во-первых, в первые месяцы за ними нужно ухаживать кормить их мясом. Тигрята попадают в таком возрасте, когда они уже на твёрдых кормах, на мясе. А потом, после первых 2-3 месяцев, когда их на лапы поставили, подлечили, просто живые корма покупаем - оленей, кабанов живых. Тех, которыми они питаются в природе. Запускаем в вольеры и там они охотятся сами. А мы за ними наблюдаем с помощью видео. Медвежат-сирот нужно выхаживать - 5-6 раз в день кормить, нужно молоко с соской. Это тяжело, день и ночь приходится вставать каждые 4 часа. Потом, через месяц, когда переведём их в открытый вольер, будет немножко проще.

- Сейчас у вас есть медвежата?

- Пятеро. Но это ещё, думаю, не конец. Потому что в прошлом году в апреле-мае у нас было поступление медвежат почти каждый день. А в этом году поступление началось рано, но пока тишина.

- А кого тяжелее выхаживать?

- Каждого тяжело по своему. Выхаживать, соответственно, сложнее первое время медвежат. Когда попадают медвежата на молочном вскармливании, их нужно кормить каждые 2-4 часа как младенцев, живот массажировать, чтобы они сходили в туалет. Это же не человек, не скажет, что вот у меня живот болит. Нужно понимать и чувствовать, если медвежонок стал отказываться от еды. Самый сложный период. В километре от вольеров у нас офис, установлены видеокамеры, через них мы ведём наблюдение. С медведями работает один человек. Чтобы они привыкли к его запаху, он всегда в перчатках, в одной и той же одежде. Нельзя пользоваться никакой косметикой. Люди не понимают, что людей не всех спасают, а с животными это гораздо сложнее. Да и не только малышей. У нас сейчас взрослый тигр погиб в Пожарском районе. Люди не понимают, что спасать животных бывает гораздо сложнее, чем людей. Животные к нам попадают уже с проблемами. От видимых травм до последней степени онкологии. Они болеют так же, как люди. И, конечно, всех спасти не получается.  У меня работает один человек, всю жизнь охотником был, руки по локоть в крови. А сейчас что-то там переосмыслил, карму чистит. Зато он опытный, знает, как работать с животными, как вести себя с ними. Это работа, которой нужно отдавать себя всего. У нас постоянно живут два человека. Изредка уезжают на день. Я там тоже большую часть времени провожу, могу выехать на день-два. И опять поехал...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру