27 октября 1860 года (8 ноября по новому стилю) корвет пришел во Владивосток, где встал на два якоря. С этого дня он и стал первым стражем Владивостока, оставив заметный след в его истории.
На плечи экипажа в те нелегкие годы легла не только защита Южно-Уссурийского края с моря, но и обеспечение постов и поселений провизией, лесом, углем, строительство жилья, все хозяйственные заботы. Также еще доставка провизии в верховья реки Суйфун (Раздольная) прапорщиком корпуса флотских штурманов Иваном Казаковым, исследование и определение возможных маршрутов дорог и поселений от Владивостока до озера Ханка мичманом Сергеем Дурново. Зоологические исследования, сделанные судовым врачом корвета Павлом Вульфиусом.
Что транспорт-сухогруз «Маньчжуръ» сделал для Владивостока? Признаем очевидное – немного: 2 июля 1860 года он десантировал на берег Золотого Рога первостроителей порта-крепости с пайком и лошадьми.
В то время как корвет и его команда несколько лет подряд не только зимовали у берега поста. Моряками «Гридня», прибывшего в бухту через месяц на зимовку, было заложено и выстроено на месте будущего приморского Эрмитажа на Светланской первое здание краевого центра. Им стала (факт исторический!) матросская баня корвета.
До холодов корабельщики параллельно с саперами прапорщика Комарова возвели около своей баньки казарму для матросов, мастерскую и кухню. Кстати, именно в казарме матросов «Гридня» летом 1861 года был открыт лазарет порта на 40 коек, а первыми его больными стали заразившиеся в Гонконге ЗППП кадет Станюкович и четыре матроса с фрегата «Светлана».
Зимой 1960-1861 гг. лейтенант Чуркин с корвета произвел съемку берега бухты и промер со льда глубин пролива Босфор Восточный и его грунтов.
…Торжественное открытие закладного камня на месте будущего памятного знака экипажу корвета «Гридень» произошло в дни празднования 155-летия Владивостока на 33-м причале, близ территории эскадры военных кораблей ТОФ. В церемонии приняли участие представители городских властей, ветераны, военные моряки, воспитанники детских патриотических клубов. Открыл митинг командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц. Он сказал:
- Россия XXI века сегодня протягивает руку России века XIX. 155 лет назад корвет «Гридень» зашел в бухту Золотой Рог и под командованием лейтенанта Густава Эгершельда фактически основал Тихоокеанский флот. Экипаж построил первые дома в городе, совершил первые промеры бухт, выполнил первую навигационную карту залива Золотой Рог и пролива Босфор Восточный. Эти люди совершили подвиг, пришли на дикие, необследованные земли и, имея за спиной тысячи километров от Центральной России, выполнили поставленные задачи. Если мы будем так же выполнять свои задачи, как экипаж «Гридень», город будет процветать.
Памятник в виде копии корвета встанет на месте камня через год. Разработкой его эскиза занималась творческая группа Союза архитекторов Приморского края под руководством Петра Шаманаева.
Справка МК
Винтовой корвет «Гридень» построен в 1856 г. Водоизмещение - 886 т, вооружение - 11 орудий, мощность машины - 200 л. с. Экипаж состоял из 13 офицеров и 172 нижних чинов.
В 1858-1859 гг. совершил переход из Кронштадта на Дальний Восток в составе 2-го Амурского отряда.
В 1859 г. ходил к берегам Америки, обследовал Бристольский залив и вернулся в Охотское море, откуда на зиму 1859-1860 гг. ушел в Японию, в город Эдо (Токио).
Весной 1860 г. под командованием лейтенанта Эгершельда ходил в юго-восточные гавани и к острову Сахалин, откуда зашел в Новгородскую гавань, а затем прибыл в бухту Золотой Рог к только что основанному посту Владивосток с заданием защиты постов во Владивостоке и в Посьете.
Весной 1861 года экипажем корвета было определено астрономическое положение Владивостока.
В 1863 г. возвращен в Балтийское море, где продолжал службу в составе флота. Через 20 лет был исключен из списков флота, но еще несколько лет стоял брандвахтой у входа в Кронштадт.