Владимир Арсеньев – подполковник царской СМЕРШ

110 лет тому назад всемирно известный путешественник совершил первый разведпоход по пограничью Приморья

О всемирно известном приморском краеведе и писателе Владимире Клавдиевиче Арсеньеве сказано многое и практически все. Посвятивший всю свою жизнь изучению и освоению российского Дальнего Востока, Арсеньев был обласкан империей и нелюбим властью советской.

110 лет тому назад всемирно известный путешественник совершил первый разведпоход по пограничью Приморья

Возможно, большевики не могли простить путешественнику его работы на разведку царской армии…  

Прорыв во Владивосток

Как известно, молодой офицер Арсеньев долго и упорно добивался перевода на Дальний Восток; искал должности, которая позволила бы сочетать службу с научными изысканиями. 10 января 1900 года он подал рапорт о переводе его с запада России в одну из пехотных частей Квантунской области или Приамурского округа. Просьба была удовлетворена, и в мае того же года Арсеньева направили в первый Владивостокский крепостной пехотный полк.

Однако к месту назначения Владимир Клавдиевич прибыл только в августе. Добираясь от самого Байкала к месту службы на перекладных, Арсеньев попал в гущу событий, связанных с народным восстанием в Китае, во время которого вооруженные мародеры перешли границу с Россией по Амуру, грабя и убивая здешнее население. Поэтому с 8 по 25 июля 1900 года Арсеньев «проездом» находился в составе Благовещенского отряда генерала Грибского, пережил бомбардировку города, а 20 июля 1900 года в первых рядах русских воинов во время кровопролитной атаки выбивал восставших из китайского города Сахалян. За то боевое крещение Арсеньев был представлен к серебряной медали «За поход в Китай».

От ларечника до разведчика

Наконец, 5 августа 1900 года Владимир Клавдиевич Арсеньев прибыл к месту службы в военную крепость Владивосток. Жил он тогда, кстати, на Первой Речке  вместе с женой и маленьким сыном. В полку молодому подпоручику (о, славная и пережившая века армейская традиция «грузить» молодых под завязку) поручили исполнять обязанности, далекие от службы и науки, - делопроизводителя полкового суда, квартирмейстера и даже… завмага. Арсеньев служил старательно, однако свободного времени в задавленном провинциальными тоской, пьянством и картежничеством гарнизоне у него все равно было много. Поэтому с ружьем на плече он часто бывал в глухоманных пригородах: бухте Тихой, на острове Русском, поднимался на заросшие лесом вершины сопок Владивостока. Вскоре его как отличного стрелка избрали председателем полкового Общества охоты, а как заведующему войсковой лавкой поручили охотничью команду: и чтобы без свежего мяса из тайги не возвращались!

В 1902–1903 гг. конно-охотничья команда, возглавляемая Арсеньевым, совершила несколько походов по южному Приморью, чтобы в условиях надвигавшейся войны изучить пограничный район. Во время разведки в Шкотово, Посьете, на реках Сучан, Судзухе, Сяухе, Лефу и близ озера Ханка летом 1902 года подпоручик Арсеньев не только знакомился с местностью и проводил маршрутную съемку, он вел этнографические наблюдения, собирал сведения о фауне и флоре. Все эти материалы легли в основу военно-информационных сведений о регионе в разведсводке Генерального штаба российской армии.

По примеру Дениса Давыдова

В январе 1904 года грянула война. Задачи охраны сухопутных подступов к городу-крепости Владивосток и охраны побережья полуострова Муравьева-Амурского были возложены на конно-охотничьи команды сибирских стрелковых полков, которые после обстрела Владивостока и крепости кораблями адмирала Камимуры были сведены в партизанский летучий отряд во главе с подпоручиком Арсеньевым! Младшему офицеру  (задолго до полета Гагарина, ставшего только в космосе майором)  предоставили права командира батальона, сиречь подполковника!

Во время Русско-японской войны ни Арсеньева, ни его «эскадронов казаков летучих» в стенах крепости практически не видели, они вели непрерывную разведку местности в районе Надеждинского, от села Раздольного до Суйфуна - с запада и до Майхэ - с востока.

О результатах такой разведки лучше всего говорит вторая боевая награда Арсеньева. «За отличия, оказанные в делах против японцев», подпоручик Владимир Арсеньев 18 августа 1904 года был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Всего же за период Русско-японской войны он был награжден еще двумя орденами: Святого Станислава и Святой Анны III степени.

Мочи их всех

После окончания войны Арсеньева перевели в штаб Приамурского военного округа в Хабаровск. С утратой позиций в Маньчжурии остро встал вопрос об интенсивном, в том числе оборонном, изучении дальневосточных рубежей империи, а также о надежной их защите.

Этому и были подчинены исследования научного, практического и военного характера, проведенные Арсеньевым в ходе нескольких экспедиций в 1906-1916 гг.

При этом задачи, поставленные перед контрразведчиком капитаном Арсеньевым, носили характер активного противодействия иностранным спецслужбам: он должен был активно бороться (и справлялся с порученным делом весьма успешно, о чем говорит череда полученных в эти годы Арсеньевым наград и званий) с контрабандистами, браконьерами и хунхузами.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру