Выставка «ИльясZинатулинNEU» стала пятой в творческой карьере художника и вторым шоу автора – в стенах Приморской картинной галереи. Кстати, именно в этих стенах прошла первая персональная выставка художника.
Зинатулин хорошо известен среди художников Владивостока – этот эпатажный и непредсказуемый автор не похож ни на кого из своих собратьев по цеху. Так, его коллега, художник Александр Арсененко, заметил, что художников во Владивостоке много, есть среди них одаренные, есть талантливые, а есть – Ильяс. И в серии «ИльясZинатулинNEU» он, постоянно ищущий и меняющийся, до конца остается верен себе, то есть обескураживает зрителя и заставляет его задуматься. Огромные полотна Зинатулина проникнуты идеей технократичности современной цивилизации. «Электростанция», «Трансформатор», «Роботореализм» - в «индустриальных» произведениях слились экспрессивность и аналитичность, неконтролируемый импульс и строгая структурированность. По признанию самого Зинатулина, он предпочитает не зависеть от формата прямоугольного пластикового модуля, не признаёт его границ. В сложных абстрактных работах экспозиции каждый фрагмент может восприниматься как вполне самостоятельное художественное произведение. В свою очередь, многосоставная вещь тоже может быть лишь частью чего-то большего, и так до бесконечности.
Как рассказал художник, в экспозицию вошли далеко не все картины из этой серии. «Я делал этот проект два с половиной года, здесь представлена лишь половина работ, все они просто бы не поместились», - признался он. Впрочем, по его мнению, необязательно выставлять сразу много работ, главное – это те эмоции, которые рождаются у зрителя. И «зацепить» может даже одна картина.
Во время церемонии торжественного открытия выставки яблоку негде было упасть от наплыва гостей. Среди них были не только друзья и близкие художника, коллеги по «живописному» цеху или многочисленные ценители его творчества. Среди гостей «МК во Владивостоке» были замечены директор галереи «Арт-этаж» Александр Городний, вице-губернатор Ирина Василькова, фотохудожник Глеб Телешов, представитель дирекции кинофестиваля «Меридианы Тихого» Александр Далуда, звезда группы «Туманный стон» Леонид Штительман, художник Джон Кудрявцев и многие-многие другие…
Выступая с приветственным словом, вице-губернатор Приморского края по вопросам здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и занятости населения и культуры Ирина Василькова заметила, что очень приятно видеть в обновленной галерее картины художника, работающего в современном и очень необычном стиле: «Глядя на эти работы, возникает двойственное ощущение. С одной стороны, вспоминаются медитативные мантры, а с другой – возникает впечатление, что мы все превратились в такие же бесконечные круги, как на картинах автора. Внутри любого из нас много всего «крутится», но каждый, к сожалению, не соединен ни с чем. Глядя на картины Зинатулина, начинаешь остро ощущать эти бесконечные потоки электричества, обрушающиеся на наше сознание. Другие картины до боли напоминают те компьютерные схемы, по которым мы все работаем. Но самое главное, в этих работах есть искреннее желание познать этот мир и привнести в него свое видение и новые смыслы. Что, собственно, и отличает настоящее искусство от подделок под него. Хочется поблагодарить Ильяса за те минуты осознания современного бытия, которые ждут всех его зрителей».
А директор Приморской картинной галереи Алина Доценко призналась, что проект родился спонтанно: «Эти новые работы Ильяса я увидела в Фейсбуке. На фотографиях за его спиной были видны огромные полотна. И я поняла, что картинам такого размера необходимо определенное пространство. Так возникла идея выставлять его экспозицию именно у нас. Кстати, Зинатулин выставлялся у нас с первой своей выставкой, и вот, спустя 25 лет, он снова здесь. В этом тоже есть какая-то своеобразная магия чисел. В 2014 году мы видим совершенно нового Ильяса, его творчество постоянно меняется, и это можно только приветствовать».
Художник Александр Арсененко тоже вспомнил первую выставку Ильяса Зинатулина. «Там было необычное освещение – свечи, музыка… Я тогда искренне порадовался, что наконец-то у нас в городе появился такой самобытный художник, – посмеялся Арсененко. – После этой выставки прошло некоторое время, и я смотрю, он начинает надо мной издеваться! Он уже совсем другой! Появились какие-то буратины, топоры… Потом была выставка в «Арт-этаже» у Александра Городнего – и там снова он совершенно другой! Я думаю: до каких же пор?! Мне-то надо во все это вникать, понимать, а там не за что зацепиться, у него же все беспредметное. Ну, делать нечего, пришлось разбираться: а вдруг кто-то спросит? Сегодня ко мне уже подходили, спрашивали, просили объяснить… Но объяснять его картины бессмысленно. Они – как музыка, очень эмоциональны. Я их воспринимаю именно как музыку, а не как произведения живописи. В то же время я понимаю, что конца бесконечной трансформации художника Зинатулина не видно и его следующая выставка будет совершенно другой. Но я уверен в одном, что это будет неизменно интересно и необычно», - считает Арсененко.
О музыке говорил и сам Ильяс Зинатулин – во-первых, он признался, что изначально планировал включить в выставку музыкальное сопровождение. «У меня родилась идея сделать выставку с эдаким психоделическим окрасом – сопроводить ее музыкой… Для этого даже была написана сюита. Мы обязательно будем ее презентовать, но немного позже, сейчас на нее делается видеоряд», - уточнил он. А во-вторых, все свои работы художник пишет под музыку: «Сейчас я слушаю немецкую музыку. Под нее и писалась эта серия. Начал слушать английскую, но она для меня слишком барочная, литературная. Поэтому перешел на концептуальную немецкую, слушаю таких «леваков», как Шенхаузен».