Где и как возвращают к нормальной жизни?
В скором времени в крае заработает учреждение, призванное помогать лицам без определенного места жительства. Речь идет о центре по оказанию помощи бомжам. Официальное его открытие намечено на начало следующего года, тем не менее люди уже сейчас звонят с вопросами: «А вы ничего не слышали?», «А вы не подскажите?» Подскажем.
Центр, центр, я – бомж!
Располагаться богоугодное учреждение будет в здании интерната для ветеранов и инвалидов, что в селе Романовка Шкотовского района. В данный момент идет расселение проживающих там пожилых людей. Расселяют стариков по их желанию в соответствии с написанными ими заявлениями: кого в Находку, кого в Партизанск, кого на Седанку. Затем интернат отремонтируют и организуют при нем санприемник.
Открыть подобный центр планировалось в 2008 году, но все уперлось в отсутствие помещений. Однако в последнее время практически исчезла очередь лиц пожилого возраста, желающих поселиться в интернатах. Подобных результатов, по словам руководителя департамента социальной защиты администрации Приморского края Лилии Лаврентьевой, удалось добиться благодаря интенсивной работе с детьми бабушек и дедушек. Звонили, встречались, разговаривали с родственниками, убеждали их, что старикам свой век лучше доживать в родных стенах, с близкими людьми. В результате пожилые люди массово забирали заявления на поселение в интернаты, и даже стало возможным расселить один из домов престарелых.
– Центр рассчитан в первую очередь на лиц пожилого возраста и инвалидов, оставшихся без документов и жилья. Отсюда их отправят в стационарные учреждения - дома-интернаты, – объясняет Лилия Федоровна. – Сразу поселить человека в интернат невозможно - для начала его нужно привести в порядок, оформить документы. Пребывание в реабилитационном центре временное - до шести месяцев. За это время мы должны оказать человеку помощь. Помимо восстановления документов, может быть, восстановить право на жилье (если есть основания и возможность для этого), оформить пенсию, медицинскую страховку, различные пособия - если они полагаются. Если есть на то основания - оформить инвалидность. Впрочем, здесь могут найти приют и люди трудоспособного возраста. Им помогут привести в порядок документы, подыскать работу. То, что пока центр не действует, не говорит о том, что людям, оказавшимся в трудной ситуации, некуда обратиться. Помощь им оказывают общественные организации, в большинстве своем религиозные, и со всеми у нас налажена связь. Всего в крае одиннадцать таких организаций, пять из которых имеют стационарные койки: во Владивостоке, Уссурийске, Артеме, Хорольском, Хасанском районах.
Есть категория людей, вынужденных покидать свой дом из-за тирании родственников. Это и жены, убегающие от побоев мужей, и молодые беременные девчонки, которых выгнали из дома родители (и такое в наше время бывает!). Они могут обратиться в приют для жертв домашнего насилия и торговли людьми, или, иначе говоря, шелтер – о нем «В» уже писал.
Шелтер по своему расположению и обустройству напоминает обычную квартиру: две спальни с тремя кроватями в каждой, гостиная, кухня, ванная комната. Где он находится - большая тайна, тщательно охраняемая во имя безопасности тех, кто вынужден в нем прятаться. По этой же причине строго запрещено на территории шелтора посещение друзей и родственников проживающих. Впрочем, если у «беженок» есть финансовые возможности, сотрудники шелтора могут подыскать жилье за пределами убежища.
Людям, пострадавшим от домашних тиранов и нуждающихся в убежище, предоставляется государственный пакет помощи: юридическое, социальное содействие, психологическое сопровождение и бесплатное проживание в шелторе в течение 21 дня. Хотя бывает, что люди задерживаются здесь и до трех месяцев. Именно столько времени понадобилось очередной жертве, чтобы развестись с мужем-тираном и алкоголиком и разменять квартиру.
Задача соцработников - помочь решить проблему с трудоустройством, если, конечно, в этом есть необходимость, оформить медицинский полис. Юристы в свою очередь оказывают правовую поддержку. Причем она зачастую не ограничивается разовыми консультациями, порой требуется юридическое сопровождение, в том числе и в суде.
И прописку, и психолога…
Заботу о людях, оказавшихся в трудной ситуации (в том числе и о тех, кто Куда пойти, если вдруг… Где и как возвращают к нормальной жизни? вдруг оказался без денег и документов), взял на себя Приморский центр социального обслуживания населения.
– Мы находим возможность поселить человека (на базе нашего предприятия есть квартиры, расположенные в районах края), организовать ему ночлег, питание, – поясняет руководитель ПЦСОН Виктор Логачев. – Помогаем оформить документы на выделение материальной помощи, причем стараемся сделать это в рекордно короткие сроки – в пределах трех суток.
В некоторых случаях по решению миграционной службы лицам без определенного места жительства делаем временную регистрацию сроком до шести месяцев – по нашему юридическому адресу, а уже потом оформляем все необходимые документы для его социализации.
Задача ПЦСОН, так же, как и реабилитационного центра, помочь людям социализироваться или устроить нуждающегося на стационарное обслуживание в интернате. Выправляем документы, помогаем найти работу, если человек трудоспособен, подыскиваем ему жилье по приемлемым ценам, то есть вводим его в общество. В это же время с ним работают психологи, которые выводят его из состояния депрессии, подавленности. Порой бывает достаточно двух месяцев, чтобы вернуть человеку навыки жить в социуме.
Справка
Куда обращаться?
Во Владивостоке - на Иртышскую, 8, в Приморский центр социального обслуживания населения (ПЦСОН). В районах и городах края – к специалистам отделений социального обслуживания на дому.
Кстати
Полезные телефоны: (423)2-604-314, (423)2-604-412 – отдел по работе с семьей и детьми.