Директор Приморского ТИЦ Дарья Гусева рассказала «МК во Владивостоке» о работе центра, современных туристах и развитии отрасли.
- Расскажите, что изменилось в туристской отрасли Приморья после создания ТИЦ?
- Туристический бум у нас произошел скорее в нулевых годах, потому что до 92-го года Владивосток был закрытым городом. С нулевых началось пошаговое развитие, пик которого пришелся на период подготовки к саммиту АТЭС. И после этого мы пошли в рост. Когда открылся ТИЦ, этот рост уже был – госпрограмма по развитию туризма в Приморье функционировала с 2013 года, а мы открылись в конце 2014-го. За два года мы встроились в реализацию мероприятий и стали действовать дальше совместно с администрацией края и турбизнесом.
- Как вы продвигаете туристский бренд Приморья?
- Самым крупным мероприятием, которое мы проводим совместно с администрацией края и нашим бизнесом, является Тихоокеанский туристский форум. В его рамках проходит выставка PITE, на которой мы являемся оператором стенда Приморского края. Второй год представляем на стенде Приморского края Восточное кольцо России. Приморье берет на себя инициативу по продвижению работы с брендом «Восточное кольцо России». Ярким примером служит выставка «Интурмаркет» в Москве, где мы встали с регионами на единой площадке Восточного кольца.
Пока это новый бренд, и на западе он только начинает узнаваться. Но он дает нам системный подход к продвижению территорий. Если турист приезжает, особенно если он индивидуальный, ему интересен Приморский край, но он хочет поехать куда-то еще. Межрегиональные туры существовали давно, но каждая турфирма тянула одеяло на себя и продвигала его местечково. А тут мы, инициативные регионы Камчатка, Сахалин, Якутия, Амурская область, Магадан, выступаем единым фронтом. Совместно делаем полиграфическую продукцию, совместно разрабатываем региональные маршруты. Мы - свой блок, они - свой, потом это объединяем.
Ярким примером служит взаимодействие с Республикой Саха (Якутия) – маршрут «Тигровый бриллиант». В этом году у нас появились еще два межрегиональных тура – это «Огненный тигр» и «Легенды Тихого океана» с Сахалином. Итого у нас уже три межрегиональных маршрута, которые продвигаем совместно. Мы распределяем затратную часть, можем совместно продвигать бренд на заграничных выставках. Это партнерство позволяет охватить большую аудиторию, лучше себя пропиарить.
«Главное – дать максимум информации»
- Почему Приморье так активно продвигает Восточное кольцо России?
- Приморский край – это хаб. У нас большая частота регулярных рейсов из таких международных хабов, как Пекин, Сеул. У нас заканчивается Транссибирская магистраль. У нас есть морской терминал для прихода круизных лайнеров, есть наземные погранпереходы. Такой комплекс входа в Российскую Федерацию среди ближайших соседей у нас наиболее ярко представлен. Через нас движется основной турпоток. Это движение нам также обеспечивает проведение очень крупных международных мероприятий – ТТФ, ВЭФ, джазовый фестиваль, Дни Мариинского, «Меридианы Тихого». Мы выходим в лидеры по проведению конгрессно-выставочных мероприятий и их масштабу на территории Дальнего Востока.
- В этом году Тихоокеанский туристский форум пройдет уже в третий раз. Что изменилось с момента проведения первого форума?
- Это крупнейшая площадка такого рода на Дальнем Востоке. Форум проводится совместно с краевой администрацией, нашими местными партнерами и при поддержке Министерства культуры РФ и Агентства по туризму РФ. Первый форум был пробой пера: мы смотрели на других, представляли себя. Второй форум получил поддержку Ростуризма, вышел на всероссийский уровень. Мы провели мероприятие «Профессиональный покупатель», которое дало возможность не только представить потенциал, но и снять обратную связь. Профессионалы туристского бизнеса из других стран могут показать нам со своей профессиональной стороны, чего нам не хватает, например, при разработке туров.
В этом году мы выходим уже на международный уровень. В программу нашего форума встраивается крупное международное мероприятие – форум стран СВА IFNAT. Это показывает, что нас теперь рассматривают как деловую площадку.
- Это все крупные проекты, к которым причастен ТИЦ. Но как устроена работа с самим туристом?
- Одна из ключевых задач ТИЦ – создание комфортной информационной среды. Этот пункт мы закрыли благодаря нашему проекту «Семь чудес Приморья» и выпуску полиграфической продукции. Второе – создание знаков туристской навигации, физического информационного поля. Когда турист прибывает в Приморский край, он видит в аэропорту стойку ТИЦ с картой, полиграфической продукцией. Взяв карту или путеводитель по Владивостоку, он видит предложенные ему маршруты. Передвигаясь по маршруту, он натыкается на знаки туристской навигации, что позволяет ему легче ориентироваться.
В перспективе хотим позаимствовать идею у коллег из Иркутска. У них туристская навигация нарисована прямо на асфальте – зеленая полоса на тротуаре, которая ведет по историческим достопримечательностям.
Комфортная среда – это работа с общественным транспортом. Мы издаем карту с основными маршрутами. В самих автобусах планируем разместить карту на английском языке с маршрутом следования и всеми остановками. Это особенно актуально, потому что к нам чаще стали ездить индивидуальные туристы, а с открытием упрощенного визового въезда в свободный порт Владивосток их станет еще больше.
Помимо этого, к нам приезжают иностранцы с деловыми целями. На территории края проводятся крупные конгрессно-выставочные мероприятия. Да, такие люди приезжают на определенный, сжатый период времени. Но это не значит, что в свободное время они хотят просто погулять по городу, зайти в ресторанчик, картинную галерею. Мы не можем их не учитывать. Поэтому у нас появились аудиоэкскурсии, работаем над мобильным приложением. Мы учитываем, что турист – это не только тот, кто приехал с организованной группой, но и свободно гуляющий по городу человек, который наткнулся на какой-то информационный источник и должен получить от него максимум информации. Поэтому на знаках туристской навигации мы планируем разместить QR-коды, ведущие на туристский портал. Это позволит сильно продвинуть информационную среду для туриста. Если он получит больше интересной информации о других объектах, возможно, захочет продлить свое пребывание, захочет увидеть больше достопримечательностей, посетить больше мест, в том числе и мест гостинично-ресторанного комплекса, и оставить там деньги.
«Турист стал капризным»
- Чем отличается приморский ТИЦ от своих коллег из других регионов?
- Мы поработали с полиграфической продукцией, добавили хештег для соцсетей, добавили на карту селфи-зоны – места, где можно сделать селфи. Это особенно популярно среди корейских и японских туристов. Мы одни из немногих ТИЦ на данный момент, у которых есть карта с селфи-зонами. Только у нас на карте Владивостока размещен квест: пройди экскурсию, собери фото со всеми фигурами тигров в городе, приди к нам и получи приз. Благодаря этой карте, кстати, мы заняли первое по России среди ТИЦ. У нас на данный момент самая современная продукция среди регионов страны. У нее есть хештег для «Инстаграма», есть QR-код, есть развлекательная часть в виде квеста, она информативна и в то же время не перегружена.
Кстати, курирующий туризм вице-губернатор Евгений Полянский предложил интересную идею – создать визитки Приморского края. Карты и буклеты сложно размещать в гостиницах, контролировать наполнение. Не все гостиницы в этом плане ответственные и обращаются к нам за продукцией. А визитка маленькая, места много не займет, ее легко будет распространить. На ней будет размещен адрес портала, QR-код, хештег, телефоны ТИЦ. Турист сможет зайти на сайт, посмотреть или позвонить в ТИЦ, и мы его проконсультируем и подскажем, куда пойти.
Мы не забываем про комфортную информационную среду не только для обычных туристов, но и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы выпустили буклет с пиктограммами, с помощью которых турист может показать, что ему нужно в ресторане, отеле и даже в больнице. Это актуально, если собеседник не говорит на иностранном языке или не понимает язык жестов. У каждого сотрудника ТИЦ, который консультирует туристов, установлена на телефон программа «Сурдофон», и несколько сотрудников владеют азбукой глухонемых.
- Какой сейчас турист, как изменились его требования?
- Турист стал индивидуальным, стал капризным. «Покажите нам то, куда не ступала нога туриста. Расскажите то, что вы не рассказывали туристам». Они просят показать им места, не растиражированные в Интернете. И мы находим. Например, географический центр Приморского края. Есть еще остров Петрова, село Богуславка – место падения метеорита, археологический лагерь Синельниково-2, где работают ученые.
- Сейчас много надежд возлагается на круизный туризм, почему? Ведь эти туристы у нас проездом и останавливаются порой всего на несколько часов, а их у трапа уже встречают сотрудники ТИЦ.
- Круизные туристы – это наши потенциальные возвратные туристы, которые приедут потом еще минимум на три дня. А с вступлением в силу упрощенного визового режима - и на все восемь суток. Когда такой турист выходит на три часа в город, то даже зачастую не понимает, где он находится. А мы даем ему нашу продукцию, необычный брелок, мыло. Он реагирует на это и начинает задумываться.
- Мы говорим про продвижение территории, привлечение туристов, а нужно ли работать с местным населением?
- Классическая концепция продвижения туристической дестинации в мировой практики стоит на трех китах: создание положительного имиджа, создание информационного поля, закрепление положительного имиджа. Это уже непосредственно продвижение, участие в выставках, полиграфическая продукция и как раз работа с местным населением. У нас есть проект «Гостеприимное Приморье». Мы проводим бесплатные мастер-классы для турбизнеса, гостиниц, ресторанов по базовому знанию иностранных языков, обучаем приему гостей. Мы присоединились к экологической акции «Зеленая Россия», учим нашего туриста бережно относиться к окружающей среде, не мусорить. Чистые улицы – один из компонентов приема иностранного туриста. Работаем с туроператорами, которые возят группы туристов, составляем для них рекомендации. Работаем с бизнесом, собирая обратную связь с туристов.
Ежегодно в ТИЦ проходят практику до десяти студентов ДВФУ. Здесь они учатся слышать и понимать клиента. Они осознают, что принимают в своем доме гостя, благодаря которому, образно говоря, они смогут купить в свой дом новые шторы. К сожалению, мы не уполномочены и не можем решать проблемы инфраструктуры, все же основная цель ТИЦ – информирование и привлечение туриста в регион. Но мы собираем информацию, отслеживаем проблемы и доводим до сведения общественного экспертного совета по туризму при губернаторе.
- Что в дальнейших планах центра?
- Сейчас мы выходим на новый этап, будем издавать журнал «Семь чудес Приморья». Любой буклет-путеводитель носит прикладной характер, а журнал – развлекательный. К тому же 40% от общего объема может занять реклама – некий каталог организаций, относящихся к приему туристов. Это будет журнал, который, с одной стороны, представляет собой буклет – что посмотреть, где поесть, календарь мероприятий. С другой стороны, это возможность донести до туриста информацию о неких проектах, интересные истории, статьи, интервью. Такой комплексный продукт. Выходить будет четыре раза в год. Впервые он будет представлен на ТТФ. В перспективе хотим выйти на авиакомпанию «Аврора», и, может, журнал станет бортовым.
Также очень хочется вывести на передний план наши малые народности, местные колоритные сувениры. Приморский край многонационален, он так много в себя вмещает. Туры и сувенирная продукция такого направления будут пользоваться спросом.