2012 года стал мощным импульсом для экономики Приморья. Однако и сегодня наш регион остается в авангарде экономического развития, доказав, что в полной мере смог воспользоваться тем огромным вниманием, которым федеральный центр уделил Дальнему Востоку.
Площадка для международного диалога
Год проведения саммита АТЭС стал знаковым для масштабных финансовых вливаний федерального бюджета в инфраструктуру Приморского края. Скептики пророчили региону после нескольких лет инвестиционного роста экономический спад. Однако его не произошло. Напротив, если по итогам 2011 года в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ Приморский край занимал 31-ю строчку (по версии РИА «Рейтинг»), то в 2015 году улучшил свои позиции на четыре пункта.
«Это был прорывной рост экономики. Теперь на территории Приморского края сосредоточены федеральные, межрегиональные, региональные, межмуниципальные и международные функции, и Приморье и Владивосток их, конечно же, выполняют. После этого прорывного роста экономики Федерацией были приняты меры по развитию новых институтов на территории Дальнего Востока. И в основном на территории Приморского края они получили бурное развитие. Речь идет о законе по созданию территорий опережающего развития, законе о свободном порте Владивосток, об особых условиях предоставления земли – так называемом законе о «дальневосточном гектаре», принятии новой концепции развития приграничных территорий, крупных инвестиционных проектах, которые были запущены. Пошли первые инвестиции – это и завод по производству удобрений под Находкой, и судостроительная верфь и ТОР в Большом Камне, инвестпроекты в Михайловском и Надеждинском ТОРах», - отмечает директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР профессор ДВФУ Александр Абрамов.
Побить экономические рекорды Приморья, достигнутые во время подготовки к саммиту, удалось благодаря смене подходов в управлении региона. Ровно пять лет назад, за полгода до форума, администрацию края возглавил Владимир Миклушевский, пришедший на этот пост с должности ректора ДВФУ. И если прежняя команда «белого дома» активно занималась освоением бюджетных ресурсов, одной из главных задач, которую стали решать новые власти, стало создание в крае условий, благоприятных не только для государственных, но и для частных инвестиций.
Результативность этой работы демонстрирует значительный интерес к краю со стороны инвесторов. Только на первом Восточном экономическом форуме в 2015 году Приморье подписало 22 соглашения на сумму 100 миллиардов рублей. Результаты второго ВЭФ для нашего региона превзошли предыдущие почти в два раза – 59 соглашений почти на 200 миллиардов рублей. На последнем форуме, к примеру, была достигнута договоренность с японской корпорацией JGC Corporation о строительстве крупного реабилитационного медицинского центра в Приморье, а китайские инвесторы намерены вложиться в строительство дороги Владивосток – Находка - порт Восточный.
Привлекателен для инвесторов
К концу 2016 года Приморский край вошел в пятерку рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России (по версии Агентства стратегических инициатив). По словам руководителя проектного офиса Национального рейтинга, директора направления «Социальные проекты» АСИ Светланы Чупшевой, лидеры рейтинга – регионы, которые проводят крупные мероприятия, направленные на привлечение инвесторов, и реализуют масштабные инвестиционные проекты.
Условия для инвестиций в Приморье действительно одни из самых благоприятных в России. Самые значимые инструменты для создания комфортных условий для бизнеса – новые законы по созданию территорий опережающего развития (ТОР) и введения режима свободного порта Владивосток. Компании, ставшие резидентами ТОР и СПВ, получают привлекательные налоговые и административные преференции.
На сегодняшний день в Приморье действуют три ТОРа – «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень», буквально на днях было заявлено о создании еще одной территории опережающего развития – «Нефтехимическая». Все территории разделены по направлению деятельности резидентов. Так, ТОР «Надеждинская» - это многопрофильная производственно-логистическая площадка с выгодным расположением – между двух крупнейших дальневосточных портов и погранпереходов в КНР и КНДР и на пересечении транспортных маршрутов трассы Владивосток - Хабаровск, Транссибирской магистрали и международного транспортного коридора «Приморье–1». Ее резидентами в настоящее время являются 17 компаний, которые реализуют проекты с объемом инвестиций 12,6 млрд рублей. В перспективе – создание более двух тысяч рабочих мест, которые смогут занять как местные жители, так и привлеченные в регион специалисты.
ТОР «Михайловский» расположен в границах трех муниципальных районов – Михайловском, Спасском и Черниговском. Сегодня в ТОР «Михайловский» работают семь резидентов, специализирующихся на сельском хозяйстве и пищевом производстве. Общая сумма инвестиций резидентов – более 60 млрд рублей. Третья ТОР – «Большой Камень» - имеет сейчас шесть резидентов. Здесь строится одна из крупнейших судостроительных верфей не только в России, но и в мире – «Звезда». По поручению президента РФ сюда планируется постепенно перевести все заказы на производство танкеров, газовозов, погружных платформ для добычи нефти и газа на шельфе, обслуживающих и других видов судов. На территории ТОР также развернуто строительство жилых домов для работников судоверфи.
Однако настоящим возрождением былой славы приморской столицы можно назвать революционный закон о свободном порте Владивостоке. В его разработке также приняли участие краевая администрация, предпринимательское и экспертное сообщества края. Режим порто-франко сегодня действует на территории 16 муниципальных образований края и во всех ключевых портах юга Дальнего Востока от Зарубино до Находки, а также в аэропорту Кневичи. Резидентами СПВ стали уже более 130 компаний самой разной направленности – от строительства гостиниц и парков отдыха до выращивания гребешка и разработки месторождения россыпного золота. Девять из заявленных проектов уже реализованы.
«За пять лет ситуация в сфере предпринимательства в крае существенно изменилась. Появились новые механизмы - ТОРы, свободный порт Владивосток, постепенно приходят иностранные инвесторы. Существенное значение имеет принятое решение о снижении энерготарифов, а также проект о «дальневосточном гектаре». Безусловно, еще многое нужно делать - я имею в виду прежде всего решение многих системных проблем, тормозящих развитие реального сектора экономики, - упростить фискальную нагрузку на бизнес, улучшить процедуры предоставления в пользование земельных участков и так далее. Вместе с тем можно говорить, что после саммита АТЭС 2012 года и уже состоявшихся двух ВЭФ позиционирование Дальнего Востока в АТР существенно улучшилось, нам стали больше доверять иностранцы, и регион уже не рассматривается как депрессивная территория. Напротив, в рамках так называемого восточного вектора системно прилагаются силы к развитию нашего региона. Статистика, касающаяся развития предпринимательства на Дальнем Востоке и в Приморье, свидетельствует о том, что именно Приморский край в масштабах федерального округа - регион предпринимателей, их здесь больше всего, и это очень хорошо, поскольку именно бизнес - движущая сила экономики. Поэтому властям нужно прилагать необходимые усилия по развитию предпринимательства - я отметил бы прежде всего необходимость повышения доступности кредитов, земли, недвижимости и иного капитала, поскольку основным минусом приморского малого и среднего бизнеса сегодня является слабая материальная база - ему просто не хватает необходимых ресурсов, а значит, сдерживается его развитие. Не могу не сказать о том, что в последние годы диалог власти и бизнеса в Приморском крае вышел на принципиально новый уровень - сегодня мы можем сесть за один стол и открыто говорить о своих проблемах и пути их решения. Так, «Деловая Россия» в регионе проводит ежегодную встречу предпринимателей региона с губернатором края - это новый и очень эффективный формат, мы планируем развивать его и дальше. Поэтому важнейшая задача - продолжать улучшать инвестклимат и повышать доступность ресурсов для предпринимателей. Развиваясь, они создадут новые рабочие места и помогут решить многие социальные проблемы региона», - уверен Алексей Тимченко, лидер Приморского регионального отделения «Деловой России».
В центре АТР
54 миллиарда рублей из общего объема заявленных инвестиций СПВ приходится на иностранные вложения, среди которых Китай, Япония и Южная Корея. И это неспроста. В последние годы Приморье активно проявляет себя на международной арене в АТР и презентует свои инвестиционные возможности на различных международных площадках. Только в течение прошлого года Приморье посетили 160 делегаций иностранных государств, краевая администрация провела более 200 официальных и рабочих встреч с зарубежными партнерами. По итогам одной из таких встреч в Японии, к примеру, было подписано соглашение с японской компанией о проведении во Владивостоке международного автосалона.
Новый этап развития переживают отношения Приморья с ближайшими соседями по Северо-Восточной Азии. Для Китая наш край – главный торговый партнер во многом благодаря развитию транзитного потенциала региона. На долю Китая приходится более 50% внешнеторгового оборота региона. На территории края работают более 200 предприятий с инвестициями из КНР, и созданы все условия для интенсификации межрегиональных отношений. В частности, создание международных транспортных коридоров «Приморье -1» и «Приморье-2». Первый – скоростная автодорога от пос. Пограничного до Находки, несколько ее участков уже используются автомобилистами для объезда города Артем, а в перспективе станет крупнейшей транспортной артерией из провинции Хэйлунцзян к портам Японского моря.
Один из ключевых партнеров региона – китайские провинции. В прошлом году в Приморье прошли Дни провинций Цзилинь и Хэйлунцзян, в рамках которых состоялись встречи с китайскими делегациями по таким направлениям сотрудничества, как торговля, образование, здравоохранение, спорт, культура и туризм. По словам главы провинции Хэйлунцзян Лу Хао, такие встречи дают начало новым совместным проектам и позволяют обменяться опытом.
«На подобных мероприятиях я всегда ставлю в пример другим регионам Приморский край. Он имеет развитую индустрию и особые географические преимущества. Владивосток - это самый привлекательный для туристов город Дальнего Востока России. По моему мнению, нужно работать над увеличением количества регулярных рейсов между нашими регионами. Я также предлагаю совместно поработать над проектом автомобильного моста, который соединит Приморье и Хэйлунцзян, и рассмотреть возможность снижения административных барьеров и упрощения таможенных процедур на границе России и Китая», – отметил во время встречи глава китайской территории.
Развиваются отношения края с Японией, новый импульс которым придают интенсивные контакты руководителей двух стран Владимира Путина и Синдзо Абэ. Этому немало способствует длительная история побратимских отношений и нашего региона со Страной восходящего солнца. Так, в прошлом году Приморье и префектура Тоттори отметили 25-летний юбилей сотрудничества перекрестными мероприятиями. По словам губернатора Приморья, Япония находится на первом месте среди внешнеторговых партнеров края по объему накопленных инвестиций – на территории края действует более 30 предприятий с японскими инвестициями, наиболее активное сотрудничество ведется в сфере лесопереработки и машиностроения. Новые льготные режимы, безусловно, открывают дополнительные возможности для российско-японского сотрудничества.
Сегодня Владивосток по праву несет звание второй консульской столицы России. По количеству иностранных дипломатических представительств столица Приморья уступает только Москве и Санкт-Петербургу. Здесь работают семь генеральных консульств иностранных государств: КНР, Японии, Республики Корея, КНДР, США, Индии и Вьетнама, работает канцелярия посольства Киргизии в России. Кроме этого, во Владивостоке зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 15 почетных консулов других государств, в том числе и ряда европейских.
Благодаря регулярным встречам и участию в международных мероприятиях Приморье активизирует свои отношения с соседями: заключаются инвестиционные соглашения, растет туристическая привлекательность региона.
Новая философия управления
В прошлом году во время Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что система государственного управления в стране требует проектного подхода. Однако к этому времени этот федеральный тренд уже появился в Приморье - в 2015 году в администрации края был создан специальный департамент, который занялся внедрением в органы власти новой философии проектного управления. Были разработаны нормативно-правовая база, модель проектных компетенций, формирующая кадровый резерв, концепция корпоративной культуры, проектный кодекс и внедрена информационная система управления проектами.
«В нынешней экономической и политической ситуации подход «от забора и до обеда» неприемлем. Если мы хотим иметь эффективные государство и экономику, то должны переходить на эффективные методы управления», – уверен Владимир Миклушевский.
Первыми в рамках проектного управления в Приморье реализуются пилотная программа повышения инвестиционной привлекательности региона в формате внедрения лучших практик Национального рейтинга, проекты по созданию инфраструктуры в ТОР «Михайловский», «Надеждинская», «Большой Камень».
Стартовавшая в сентябре 2016 года государственная информационная система «Управление проектами в Приморском крае» позволяет в реальном времени отслеживать реализацию мероприятий, исполнение поручений. Такой новый формат управления станет одним из главных механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Приморья до 2030 года.
Кстати, по итогам прошлого года проектный офис Приморского края победил в конкурсе «Проектный олимп», организованном Аналитическим центром при правительстве РФ. Сегодня в центральный офис Приморья поступают заявки на стажировки из других регионов России.
Открытая власть и эталон чиновника
Стоит отметить, что Владимиру Миклушевскому достался регион с тяжелым коррупционным наследием. Немалая доля проблем была связана с федеральными стройками – до сих пор ведутся судебные заседания по делам, связанным с распространенным еще несколько лет назад казнокрадством, передачей «по дешевке» краевых зданий в частную собственность, продажей земель за взятки. Едва ли не в первый день своего прихода в должность Владимир Миклушевский объявил о политике декриминализации региона и этой линии остается верен до сих пор.
«Борьба с коррупцией – важная часть этого процесса. Люди, которые приходят на руководящие посты для того, чтобы воровать и брать взятки, а не работать на благо населения, должны понимать, что наказание обязательно последует. Моя принципиальная позиция – бороться с коррупцией, невзирая на чины», – подчеркивает Владимир Миклушевский.
Декриминализация региона проходит эффективно, дает оценку член Совета Федерации РФ Светлана Горячева. По ее словам, еще десять лет назад Приморье было неблагополучным регионом, где комфортно жили только представители правящей элиты и криминальные авторитеты, сейчас же ситуация коренным образом изменилась.
«Приморье возглавлял человек с сомнительным прошлым и криминальной кличкой. Не секрет, что у власти стояли его люди, которые контролировали весь край. Говорить о развитии предпринимательства даже не приходилось – представители бизнеса бежали из региона, пока у них не отобрали дело всей жизни. Правящая элита безбоязненно продавала и приватизировала государственную собственность. Регион был пропитан коррупцией и вседозволенностью», - отмечает сенатор.
В прошлом прокурор Светлана Горячева сама «воевала» с прежней администрацией за Центр культуры села Владимиро-Александровского и реабилитационный центр «Ласточка» в селе Гражданка. На протяжении нескольких лет Центр культуры стоял мертвой стройкой в центре Владимиро-Александровского, а сегодня учреждение наконец стало «душой» всего Партизанского района. Одним из первых решений нового губернатора было выделение денег на достройку центров и их запуск в эксплуатацию.
«Сейчас у власти нет неприкосновенных чиновников – это принципиальная позиция действующего губернатора. Исключений не составляют даже его заместители. Если человек злоупотребил полномочиями, он доложен быть наказан. Я поддерживаю эту позицию», – подчеркивает Светлана Горячева.
В 2015 году по поручению Владимира Миклушевского был создан департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Одним из важнейших достижений в борьбе с коррупцией стала работа сети многофункциональных центров «Мои документы». Благодаря МФЦ жителям Приморья теперь не нужно отстаивать многочасовые очереди в различных инстанциях, но самое главное – исключается коррупционная составляющая. Больше нет необходимости контактировать непосредственно с ответственным чиновником, который может повлиять по своему усмотрению на то или иное решение. За три года в Приморье было открыто 38 МФЦ и 75 подразделений с общим количеством окон более 400.
Внимание краю
Пришедший в 2012 году на пост губернатора Владимир Миклушевский заявил, что его приоритетом будет развитие всего края, а не только Владивостока. За первую губернаторскую пятилетку сделано немало для выравнивания условий жизни в отдаленных территориях. В первую очередь это развитие инфраструктуры региона – возрождение малой авиации и модернизация дорожной сети. В конце 2014 на маршруты вышли два новых современных самолета, в 2017 году частота рейсов была увеличена благодаря запуску еще одного самолета. В настоящее время в Приморье действует 12 внутрикраевых авиамаршрутов. За три года пассажиропоток увеличился более чем в десять раз. Так, в 2014 году были перевезены 2733 человека, а в 2016-м – 30 147 человек. Сейчас в Приморье 13 посадочных площадок, и будет построено еще девять, в результате чего малая авиация расширит географию полетов по краю.
В прошлом году завершилось строительство Нарвинского автомобильного тоннеля в Хасанском районе, с появлением которого не только ограничилось воздействие на фауну национального парка «Земля леопарда», но и стал проще путь по дороге Раздольное - Хасан. Началось строительство автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный, которая входит в состав транспортного коридора «Приморье-1». Летом 2016 года был открыт первый участок дороги в обход Артема, началось строительство второго участка транспортного коридора до Большого Камня. После капитального ремонта был введен в эксплуатацию участок Новонежино – Анисимовка, годом раньше – Уссурийск - Владивосток. В рамках работ по восстановлению дорожного полотна региональных дорог в этом году планируют заасфальтировать участок дороги Хабаровск – Владивосток – Нагорное в Пожарском районе. На ремонт внутрипоселковых дорог муниципалитету направят целевую субсидию.
Проблема, которую предстоит решить, – ремонт мостов. В Приморье их более 1600, и многие из них были построены еще в 50-60-х годах прошлого века. По поручению главы региона в прошлом году были обследованы все мостовые сооружения. Проверка показала, что 139 из них находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте. В связи с этим была разработана краевая целевая программа, которая позволит до 2020 года решить эту проблему.
Значительные усилия были приложены к тому, чтобы жизнь в муниципалитетах стала комфортнее для местных жителей и привлекательнее для приезжих. В Приморье решается проблема доступа сельских жителей к качественным медицинским услугам. По всему краю было построено более 180 фельдшерско-акушерских пунктов, сельские мини-поликлиники получили лицензии на аптечную деятельность, приобретены 200 санитарных автомобилей. С 2016 года в Приморье начала работать санитарная авиация, были приобретены два легких современных вертолета, которые прекрасно подходят для работы на территории нашего края: они оснащены «лыжными» шасси и могут сесть практически на любую площадку, а на одной заправке могут пролететь из одного конца края в другой. За один год два вертолета перевезли в медицинские центры края более 200 тяжелобольных пациентов, в том числе 73 ребенка, тогда как в 2015 году на арендуемом вертолете бело транспортировано всего 25 пациентов. Стоимость эксплуатационных затрат на один час по сравнению с предыдущим периодом снизилась в шесть раз, т. е. в шесть раз удалось увеличить количество часов работы вертолета. Немалую поддержку оказала санавиация во время тайфуна «Лайонрок», когда было прервано автомобильное сообщение со многими населенными пунктами.
Еще одна губернаторская инициатива – медицинский автопоезд «Забота», благодаря которому жители самых удаленных уголков края смогли получить консультацию узких специалистов. В 2015 году в командировки по краю отправился первый состав, в 2016-м начал работать второй. За два года врачи передвижной поликлиники приняли более 93 тысяч человек, в том числе более 33 тысяч детей.
Решается проблема с нехваткой медицинских кадров в муниципалитетах. По соглашению с департаментом здравоохранения в Тихоокеанском медицинском университете в настоящее время действует целевой набор, который охватывает до 65 % бюджетных мест в вузе. Врачи, выбравшие для работы сельскую местность и поселки городского типа, могут принять участие в программе «Земский доктор» и получить один миллион рублей на приобретение жилья. За время действия программы в Приморье более двухсот врачей решили сменить место работы.
«Можно уверенно говорить об определенных успехах в развитии санитарной авиации, службы неонатологии, снижении младенческой смертности, запуске ПЭТ-КТ. Благодаря тому, что удалось наладить поставку из Хабаровска радиофармпрепаратов, в медцентре ДВФУ пациенты с подозрениями на онкологические заболеваниями теперь могут пройти ПЭТ–исследования», - рассказал вице-губернатор Павел Серебряков.
Несмотря на реализуемые программы и очевидные успехи, в отрасли решены еще не все проблемы – актуальными, к примеру, остаются очереди в поликлиниках. В этом году, по словам вице-губернатора, будет продолжена работа по регулированию потоков пациентов и снижению очередей на прием. К концу года все медицинские учреждения края планируется подключить к единому порталу электронной записи.
В Приморье реализуется проект модернизации общего образования, одна из главных задач которого – обеспечение доступности образования для всех школьников, в каком бы отдаленном селе они ни жили. Частично эту проблему решают школьные автобусы – в настоящее время более 200 автобусов перевозят сельских школьников. Также впервые за много лет в 2015-2016 годах автобусы были приобретены для творческих коллективов, работающих в крае. К слову, культурно-творческая деятельность также развивается. По поручению Владимира Миклушевского в 2014 году более 270 сельских домов культуры и клубов были оснащены комплектами звукового и светового оборудования. В рамках программы по субсидированию ремонтов учреждений культуры в муниципальных образованиях было восстановлено и обновлено несколько десятков домов культуры и клубов.
Для того чтобы держать руку на пульсе, губернатор регулярно посещает муниципалитеты с рабочими визитами. Встречается с главами, отслеживает ситуацию на местах и проводит личные приемы граждан. Так жители приморской глубинки получают возможность напрямую сообщить о проблемах и донести свои пожелания.
Долгие годы Приморье, являлось регионом, где наблюдается большой отток населения. В настоящее время его удалось стабилизировать во многом благодаря росту привлекательности территории. С каждым годом сокращается разница месту убывшими и прибывшими. Одна из поставленных губернатором задач – увеличить численность населения Приморского края. Большая надежда в этом плане возложена на федеральный проект «Дальневосточный гектар», а также на целенаправленное привлечение высокопрофессиональных кадров для проектов территорий опережающего развития.
Пять лет с саммита АТЭС пролетели быстро. Вантовые мосты, десятки километров скоростных дорог, передовой кампус университета стали уже обыденностью. Однако сегодня уже можно сделать вывод, что Приморье за это время не только воспользовалось импульсом саммита, но и сумело шагнуть вперед в своем развитии еще дальше.