Формы социального обслуживания населения обсудили на Евразийском форуме

В рамках первого Азиатско-тихоокеанского саммита во Владивостоке состоялся юбилейный Евразийский форум, участники которого подвели итоги десятилетнего сотрудничества социальных работников России и Республики Корея, а также поделились опытом социального обслуживания различных категорий граждан. 

Формы социального обслуживания населения обсудили  на Евразийском форуме
За круглым столом эксперты обсудили итоги десятилетнего сотрудничества. Фото Ильи Евстигнеева

Круглый стол социальных работников двух государств состоялся на площадке ДВФУ на острове Русском. Работу форума возглавили президент Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» Антонина Дашкина и президент Ассоциации социальных работников Республики Корея Сеа Мун Риу. Как отметила в ходе приветственной речи Антонина Дашкина, представители социальной сферы встречаются уже на протяжении десяти лет, чтобы обсудить вопросы социальной защиты и социальной поддержки. Юбилейная встреча не стала исключением – участники форума выступили с короткими докладами и поделились успешным опытом реализации социальных проектов.

Привлечение частного сектора

Рассказали представители корейской стороны о поддержке незащищенных слоев населения – детях-сиротах и людях с ограниченными возможностями здоровья, а также о защите прав самих социальных работников. Так, в Корее существует специальный фонд – отдельное юридическое лицо, которое страхует социальных работников от различных происшествий и заболеваний, полученных в результате деятельности, связанной с выполнением профессиональных обязанностей.

В Корее также гордятся своей системой поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. Как рассказал Пак Чжун Кхан, представитель Ассоциации социальных работников Кореи, еще в 1992 году в стране не существовало государственной поддержки для организаций по защите прав детей, однако за эти годы многое изменилось.

Фото Ильи Евстигнеева

- Внимание уделяется детям всех возрастов – от новорожденных до «взрослых». Для них предусмотрены разные виды помощи, в том числе дома-интернаты, - отметил Кхан. – В настоящее время работа этих структур становится все более эффективной. К примеру, сокращается количество детей на одного воспитателя интерната. Таким образом получается возможным обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Меняются также условия проживания детей в домах-интернатах. Вместо комнат в общежитии детей селят в помещения, похожие на маленькие квартиры. Здесь есть собственная кухня и ванная комната. Это позволяет воспитанникам получить навыки самостоятельной жизни.

Помимо этого, большой упор в сфере соцзащиты ставится на привлечение негосударственного сектора. Крупные компании помогают с техническим обеспечением, спонсируют проведение различных культурных мероприятий, в которых принимают участие дети-сироты.

Зарубежные коллеги также рассказали о программе психологической терапии для воспитанников домов-интернатов. В течение нескольких лет после выпуска специалисты сопровождают детей, помогают им с определением будущей профессии, организуют мероприятия по приобретению повседневных навыков, таких как, например, открытие и ведение банковского счета. Также участники форума рассказали о реализации в Корее ряда медицинских программ и программ по пропаганде правильного питания. Отдельно остановились на проблеме с кадрами. Одно из условий успеха в социальной сфере, считают корейские эксперты, - подготовка замотивированных профессионалов.

Но, немотря на все достижения корейских социальных служб, президент Ассоциации социальных работников Республики Корея Сеа Мун Риу подчеркивает, что в области социальной защиты все еще остаются нерешенные вопросы.

Фото Ильи Евстигнеева

-  Сейчас в Южной Корее на социальную защиту населения выделяется порядка 3,5 трлн рублей, это больше 30% от государственного бюджета. Южная Корея – это страна, которая дорожит людьми. Я призываю правительство обеих стран вкладывать средства в развитие социальной защиты, — заявил Сеа Мун Риу.

Содействие общества

В Приморье также немало усилий прикладывается для повышения уровня и качества жизни граждан, особенно незащищенных категорий – это дети-сироты, инвалиды и пожилые люди. В крае широко развита сеть учреждений социального обслуживания, работает центр социальной поддержки населения, где люди могут получить самую разнообразную помощь.  Всего предоставлением социальных услуг в регионе занимаются 29 учреждений. В системе социального обслуживания зарегистрированы как государственные, так и некоммерческие организации.

Фото Ильи Евстигнеева

- В Приморском крае действуют 52 меры социальной поддержки, - рассказал вице-губернатор Приморья Павел Серебряков. - Ежегодно на единовременные и ежемесячные выплаты государство направляет значительные финансовые средства. К примеру, в прошлом году из бюджета на эту статью расходов направлено 15,6 миллиарда рублей. За различными выплатами обратились более 700 тысяч приморцев.

Отдельного внимания заслуживает направление по работе с пожилыми людьми, набирающее обороты по всему миру, – так называемые программы активного долголетия. Благодаря им люди, вышедшие на пенсию, могут начать новую, насыщенную жизнь и даже сменить профессию и найти интересную работу. В Приморье департаментом труда и социального развития организованы курсы повышения квалификации и профессиональное обучение для пенсионеров. После обучения им помогают подыскать работу по специальности.

Пожилым людям в Приморье также помогают освоить современные технологии на курсах «Бабушка и дедушка онлайн». По словам директора департамента труда и соцзащиты Лилии Лаврентьевой, знания современных информационных технологий дают пенсионерам возможность общения и активной общественной жизни, помогают преодолеть социальную и информационную изоляцию. В качестве инструкторов нередко привлекаются добровольцы из числа студентов и старших школьников.

Добровольчество, кстати, еще одна немаловажная особенность функционирования структур социальной поддержки в Приморье. В крае широко развит институт волонтерства, а также деятельность некоммерческих организаций. Благодаря добровольным пожертвованиям Приморский центр социального обслуживания населения регулярно пополняет запасы гуманитарной помощи для жителей края, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Молодежные объединения помогают одиноким пожилым людям – занимаются уборкой и благоустройством частных дворов и домов, а также помогают в заготовке дров на зиму и занимаются доставкой продуктов. Помимо физической помощи важную роль здесь играет коммуникативный аспект – общение с молодежью спасает пожилых людей от социальной изоляции.

Общественные инициативы власти активно поддерживают. Так, социально ориентированные некоммерческие организации могут участвовать в грантовых конкурсах и рассчитывать на финансовую поддержку из краевого бюджета. Такими организациями, к примеру, реализуются программы по социальной адаптации инвалидов.

Принципы адресности

В Приморье также внедряются новые формы социального обслуживания, которые основываются на принципах адресности и нуждаемости. Достойным примером можно назвать «социальные бригады», которые работают в районах края. Состав таких бригад формируется в зависимости от заявки: если нужна помощь в уборке жилья пенсионеру, к нему выезжает одна бригада, если нужно что-то отремонтировать, формируется бригада из специалистов, обладающих строительными навыками. К подопечным соцзащиты может выехать даже «семейная бригада» - сотрудник-мужчина поможет с тяжелой физической работой, женщина - с покупкой продуктов и лекарств, готовкой и уборкой. Мобильные бригады, оказывающие консультативную помощь, могут выезжать в отдаленные уголки Приморья.

По мнению руководителя департамента соцзащиты Лилии Лаврентьевой, бригадная форма работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому подопечному.

 - Количество предоставляемых социальных услуг увеличивается, а качество их повышается. Расширяется круг общения с клиентами. Социальные работники проводят со своими подопечными больше времени. Безусловно, это радует пожилых людей, – отмечает руководитель ведомства.

Еще одна адресная социальная услуга, организованная Приморским центром социального обслуживания населения, - «Стол заказов». Пожилые люди и инвалиды, находящиеся на соцобслуживаии, в некоторых муниципалитетах края имеют возможность оформить заявку на различные товары, продукты и овощи от местных производителей по себестоимости. Заказы им доставляют на дом социальные работники.

По итогам саммита подготовлен ряд соглашений о сотрудничестве. Фото Ильи Евстигнеева

Как отмечает вице-губернатор края Павел Серебряков, все действующие в Приморье программы по социальной поддержке и содействию занятости направлены на повышение качества жизни населения.

- Для пожилых людей, инвалидов, семей с высокой иждивенческой нагрузкой социальная защищенность – это уверенность в том, что действующие механизмы соцзащиты помогут избежать нищеты, получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью, получить содействие при потере работы, надлежащий уход в старости и в случае болезни, – отметил заместитель главы региона.

Он также подчеркивает, что социальная защита и поддержка населения являются бе-
зусловным приоритетом вне зависимости от экономической ситуации.

- В Приморье, как и во всей стране, приоритеты, обозначенные руководством страны, - это здравоохранение, образование и социальная поддержка населения. Вне зависимости от изменяющейся ситуации у нас сохраняется в полной мере объем социальной поддержки населения, - подчеркнул Павел Серебряков.

Но нет предела совершенству, поэтому Приморье открыто для диалога, готово делиться опытом и перенимать новые подходы и методы. Этому должно способствовать сотрудничество с российскими и иностранными специалистами, которое будет документально закреплено по итогам состоявшегося саммита.

- По итогам принята резолюция, подготовлен ряд соглашений и договоров о сотрудничестве, а также проект меморандума о социальной ответственности между органами исполнительной власти, социально ориентированными НКО и бизнесом, - сообщила Лилия Лаврентьева. - В документе отражен ряд мер, основанных на социальной ответственности, предложенных участниками форума. Эти меры позволят сделать существующую систему социальной помощи гражданам управляемой и согласованной как по целям работы и показателям эффективности результатов, так и по технологиям. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2016

Заголовок в газете: Всесторонняя поддержка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру