Трагедия Сбербанка 2006: 10 лет спустя

10 лет назад, 16 января 2006 года, во Владивостоке произошел страшный пожар, в котором погибли девять человек. Горело здание «ПромстройНИИпроекта» на проспекте «Красного знамени», 59, где на верхних этажах находилось отделение Сбербанка. Чтобы спастись от огня, молоденькие девушки выпрыгивали из окон, висели на рекламных щитах и сидели на подоконниках. Прошло много лет, но вспоминать события 2006 года страшно до сих пор. Что изменилось с тех пор и какие выводы сделаны? «МК во Владивостоке» узнал, может ли повториться подобная трагедия сегодня.

Трагедия Сбербанка 2006: 10 лет спустя
Фото: Семен Апасов

Огненный тупик

Все началось примерно в 12 часов дня на лестнице между шестым и седьмым этажом. Дымок пополз из курилки. Все пространство на лестничных пролетах между этажами было завалено ненужными документами, офисной техникой и старой мебелью. Огонь быстро дошел до девятого этажа, где находились сотрудники банка (в основном молодые девушки).

Основная причина столь трагичного конца – отсутствие в здании пожарной сигнализации. Вернее, номинально она была, однако по непонятным до сих пор причинам не работала. Еще в офисах Сбербанка отсутствовали огнетушители и другие средства борьбы с пламенем. А еще все пространство перед зданием было забито машинами, которые пожарные не имели права трогать и ждали, пока хозяева их уберут.

Первым пожар заметил один из сотрудников Сбербанк, который и рассказал об этом охраннику, но вовремя предупредить всех не получилось.

­- Мы спросили у охранника, почему пахнет гарью, - вспоминает одна из женщин, уцелевших в пожаре. - Он ответил, что не знает.

Многие смогли выбраться, выбегали из здания, пока пламя не охватило этажи полностью. Однако 17 человек получили тяжелые травмы, а еще девять трагически погибли.

Уже через 20 минут после возгорания все коридоры были заполнены клубами дыма и огнем. После того трагического дня выжившие сотрудники рассказывали журналистам, что происходило внутри.

Лариса Захарова, ведущий инспектор отдела корпоративных клиентов, говорила, что их кабинет был прямо возле лестницы. Но девушки не знали, что и где горит, и выбежать по лестнице побоялись

- Вдруг горит именно там? Куда мы побежим? – рассказала 10 лет назад участница трагических событий.

Лариса вместе с коллегами по отделу - Тоней Арбатской, Ирой Полещук и Аней Котельниковой - закрылись в кабинете, но пламя буквально вытолкнуло их на улицу: женщины спасались на настенных рекламных щитах. Они висели, вцепившись в них обгоревшими пальцами, и 20 минут ждали помощи.

Тоню смыло струей из брандспойта. Она кричала, чтобы не лили на нее воду, но никто не услышал. Девушка разбилась насмерть. Лариса потеряла сознание и сорвалась. Ее отвезли в больницу, где она 12 дней была в коме – выкарабкалась.

Аня и Ира спаслись. Еще выжила Света Шульмина – девушка висела на рекламном щите и единственная дождалась пожарной лестницы.

Выжившие очевидцы рассказывают еще об одной спасшейся – женщина надела на себя шубу и рискнула выбежать на лестницу, охваченную пламенем. Шуба обгорела, а ее хозяйка выжила.

Судьба уберегла от смерти еще одну молоденькую девушку. Незадолго до пожара она спустилась к знакомым на нижние этажи. Перед тем как подняться, решила зайти в туалет. Когда вышла, увидела людей, в панике бежавших из здания. Раздетая выбежала на улицу вместе с ними.

Тем временем снаружи

Первые пожарные расчеты прибыли на место лишь в 12.23 (пожар начался в 11.40, а сообщили о нем в 12.16). В арсенале спасателей не оказалось даже автолестницы.

Вся площадь перед «ПромстройНИИпроектом» была заставлена машинами. Из-за них специальные машины не могли подъехать к зданию. Автомобили начали оттаскивать на руках, а в это время первые огнеборцы пошли в здание по внутренним лестницам. В это же самое время на козырек здания упала первая женщина.

В 12.26 подъехала первая автолестница, которую подогнали к левой стороне здания (в то время как пламенем охвачена правая). Вскоре на место прибыли еще автолестницы, цистерны с водой, сотрудники ГИБДД и врачи. На козырек здания упали еще две женщины.

Спасатели передвигаются по горящим этажам и выводят людей. Те, кто не в силах их дождаться, выбрасываются из окон. В 12.29 это сделали одновременно четыре женщины. Три погибли сразу, одну госпитализировали.

Часть пожарных борются с замком на двери, которая преграждает выход на лестницу между этажами. На козырек падают еще четверо.

Все это время люди растаскивают припаркованные машины. Место постепенно освобождается, все больше лестниц подается для спасения людей. Но они не дотягиваются до верхних этажей, а люди висят на рекламных щитах. Некоторые срываются, другие продолжают прыгать из окон.

Цистерны все прибывают, автолестницы переставляются. Водой бьют прямо в окна – это помогает локализовать пламя.

Пожар потушили через два часа - в 13.55. За это время удалось спасти 102 человека: 86 из них спустились по автолестницам, а 16 вывели из здания спасатели.

Погибли девять человек: восемь - от удара о землю, еще одна женщина осталась лежать в горящем офисе.

Прощание с жертвами трагедии прошло 20 января 2006 года в театре имени Горького. С погибшими пришли проститься тысячи человек: родственники, друзья, сослуживцы и просто люди, которые всем сердцем сочувствовали трагедии.

Панихиду по погибшим отслужил епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Девушек похоронили на Морском и Лесном кладбищах. Еще одна покоится в Ливадии.

Фото: Семен Апасов

В колонию до двух лет

Разбирательство, кто же виноват в случившемся, продлилось почти два года. Под суд пошли пятеро: два должностных лица местного Госпожнадзора, два сотрудника местного отделения Сбербанка и совладелец сгоревшего здания. Суд установил: именно они должны были следить за соблюдением требований пожарной безопасности.

17 октября 2007 года в Первореченском районном суде города Владивостока прошло итоговое заседание, в ходе которого был озвучен обвинительный приговор.

Суд признал вину управляющей отделением банка Людмилы Феофановой, старшего инженера организационного сектора административно-хозяйственного отдела этого отделения Виктора Ханикова и директора ООО «Восточная стена» Виктора Марченко. Их статья Уголовного кодекса звучит как «нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц».

Начальник районного отдела Госпожнадзора Сергей Лузган и старший инспектор отдела Государственного пожарного надзора Алексей Лобанов признаны виновными в халатности, повлекшей по неосторожности смерть более двух лиц, и в служебном подлоге.

– Людмила Феофанова, Виктор Хаников и Сергей Лузган приговорены к двум годам лишения свободы каждый, Алексей Лобанов и Виктор Марченко – к одному году и 10 месяцам лишения свободы. Всем пятерым для отбывания наказания определена колония-поселение. Все подсудимые были взяты под стражу в зале суда, – напоминает старший помощник прокурора Приморского края Елена Телегина. – Приговором суда Лузган и Лобанов также лишены права занимать должности в определенных органах сроком на два года, остальных подсудимых суд лишил права заниматься деятельностью, связанной с обеспечением пожарной безопасности, на конкретный срок.

Кроме этого, суд постановил взыскать с осужденных материальный и моральный ущерб, причиненный потерпевшим. Но разве можно оценить его в деньгах…

Время не лечит

Три мамы девушек, не переживших пожара, согласились встретиться с корреспондентом «МК во Владивосток», чтобы рассказать, как и чем они живут сейчас и что помнят о том кошмарном дне.

- Чем ближе к январю, тем тяжелее на душе, - вздыхая, говорит Лидия Барышева, мама погибшей Елены Ермолаевой. - Мне позвонили на домашний телефон и сказали: «Включи телевизор». Потом позвонил младший сын. Говорит: «Мама, не пугайся. Аленка, может, жива». Но не обошлось. До сих пор не верится, ведь столько времени было, чтобы их спасти. Но в наше время прыгать в восьмого этажа!

- Моя дочь погибла в 25 лет, - рассказывает Надежда Иконникова, мать погибшей Анны Иконниковой. – У нее не было ни мужа, ни деток. Поэтому сейчас в моей жизни осталась только пустота. Когда все произошло, меня не было в городе. Я случайно услышала по радио, что в центре Владивостока пожар, у меня сразу екнуло сердце. Я включила телевизор, там показали здание. Я сразу поняла, что случилось несчастье.

Матери погибших девушек до сих пор негодуют:

- В первую очередь спасали руководство, - говорит Галина Валитова, мама погибшей Антонины Арбатской. – Я даже в стихотворении написала: «Спасали тех, кто в шубах дорогих по лестнице спускался не спеша». Ведь на самом деле было так: девочки висят, горят, а с другой стороны лестница и спускаются руководители. Меня еще возмущало то, что погибли все девушки, а мужики стояли наверху и смотрели. Да снимите вы брюки, ремни, свяжите и спустите девушек. Но нет, каждый наблюдал и спасал свою шкуру. Потом прибежали мальчишки из ВГУЭС с батутами, но их даже не подпустили к зданию! А они могли спасти девчонок.

- Я все время представляю, о чем думала моя дочь, стоя у окна, - говорит Лидия Барышева. – Ведь это так страшно. Мы с внучкой только через полгода смогли посмотреть те видеозаписи.

- А я до сих пор не могу это смотреть, - шепчет Надежда Иконникова. – И до сих пор мне снится дочь, постоянно снится…

Фото: Семен Апасов

А защищены ли мы сегодня?

- Никакие выводы не сделаны! – возмущается мама погибшей 16 января 2006 года Антонины Арбатской. – Мы живем в 15-этажном доме. Никакой пожарной сигнализации нет, все коридоры завалены хламом, все двери закрыты на замки. Случись что, начнется давка и паника: все жильцы 98 квартир кинутся на узкую лестницу. Эта лава из людей просто передавит друг друга. Кроме того, все дворы заставлены машинами, пожарные не смогут подъехать. Когда дочь умерла, муж сказал купить пожарную качелю, с помощью которой можно спуститься с балкона на улицу.

Действительно, изменилось ли что-то с момента трагедии в Сбербанке? Не повторится ли такой же кошмар сейчас? Корреспонденты «МК во Владивостоке» поговорили со специалистами, прошлись по городу и поняли, что ничего не изменилось.

Взять хотя бы злополучное здание на проспекте «Красного знамени»: парковка все так же заставлена машинами, а лестничные проемы закрыты на замки.

В обычных жилых домах нет пожарных сигнализаций, проходы завалены шкафами и сундуками. Все подъезды к домам забаррикадированы машинами. Наши слова подкрепляет мнение проектировщика Евгения Мышкина:

– Сейчас пожарная инспекция очень жестко инспектирует любые предприятия. Технические возможности по обнаружению возгораний очень выросли. Что особенно важно – они при этом стали более дешевыми, специализированные под различные нужды комплексы пожарного оповещения стали действительно доступными. Но тем не менее в жилых зданиях люди практически не уделяют внимания пожарной безопасности. Ни у кого дома нет элементарных автономных оптико-электронных дымовых пожарных извещателей, что уже говорить о простейших порошковых огнетушителях, а ведь они могли бы предотвратить множество пожаров.

Что касается проверок всех предприятий пожарными, то и тут есть выходы. Например, во Владивостоке зарегистрированы десятки компаний, которые предоставляют пожарный аудит. Наш корреспондент позвонила в одну из этих контор и представилась девушкой, которая собирается открыть салон красоты, но вот пожарный выход делать не хочет. Ей раскрыли все секреты и способы, как уйти от законодательства (аудиозапись имеется в распоряжении редакции).

- Все знают, что раз в три года в каждую компанию должен приходить пожарный инспектор и проверять здание на соответствие правилам пожарной безопасности. Но есть и альтернатива – пожарный аудит. Наш специалист придет к вам и сделает заключение, которое со всеми печатями отправит в МЧС. С 2009 года это абсолютно законно.

- Вот у меня все хорошо в салоне, только никак не могу сделать пожарный выход, - щебечет наша «блондинка» в трубку. – Что делать?

­– Наш специалист придет к вам и проведет расчет пожарных рисков, – объясняют специалисты. - Это ряд мероприятий, который позволяет обойтись без пожарных выходов и других недостатков помещения путем специальных расчетов. Например, на Бородинской сейчас находятся магазины. Раньше эти помещения были цехами и не были предназначены для торговых помещений. К ним пришла инспекция и постановила сделать эвакуационные выходы на втором этаже. Но мы провели расчет пожарных рисков: рассчитали ширину дверных проемов и направление людского потока. И фирма избежала лишних расходов.

С другой стороны, многое изменилось в части обеспечения пожарных необходимым оборудованием. Также значительно сократилось время реакции на сообщения о возгорании. Обо всех изменениях нам рассказал руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Приморскому краю Михаил Исаметов:

– В тот день сложились воедино несколько факторов. Основной причиной трагедии стала, конечно, запаркованность автотранспортом. Именно поэтому спецмашины не смогли подъехать своевременно. К сожалению, эта проблема в целом по городу остается. Личный транспорт плотно перегораживает подъезды не только к офисным зданиям, но и к жилым домам. Автолюбители не всегда соблюдают элементарные правила: часто оставляют машины на пожарных проездах. Есть даже случаи, когда запарковывают выезд из пожарных частей! Это в первую очередь пожарная часть № 9, где улица Дальзаводская, там очень много офисов, машины ставят битком. И когда в подобном месте выезжает такая крупногабаритная машина, как пожарная, возникают проблемы. Да, нарушителей в соответствии с законом увозят на штрафстоянку, но, когда пожарная машина не может выехать на пожар, теряются драгоценные минуты.

Администрация многих зданий устанавливает шлагбаумы, чтобы не допустить на свою территорию случайные автомобили. Если на такой внутренней парковке стоят только машины персонала и клиентов, после сигнала тревоги все они будут убраны – владельцы известны. Но случается, что автомобили оставляют за несколько кварталов, их хозяев не найти и не все оставляют под стеклом номер телефона.

А в целом были сделаны соответствующие выводы. Было принято очень много дополнительных решений, в том числе технического характера. Дополнен парк машин, увеличилось количество автолестниц (их длина 50 метров) и разного рода спасательных устройств. На практике опробовали использование спасательных рукавов: это эластичная резиновая трубка, туда забирается человек, и она обтягивает его тело. Под воздействием силы трения человек спускается вниз без угрозы для жизни. Это для случаев, когда нужно быстро эвакуироваться: чтобы не спускаться с 7-8-го этажа по выдвижной лестнице, что тоже опасно. Также в крае появились так называемые кубы жизни, всего 18 единиц в Приморье, во Владивостоке - 9. Это большая подушка безопасности, автоматически надувающийся куб, куда можно спрыгнуть в случае крайней необходимости – как в том случае. Конечно, эти кубы небезопасны: не каждый человек подготовлен для прыжка, можно приземлиться неправильно и получить повреждения, можно попасть на край и отскочить. Но в критический момент они могут спасти жизнь.

По городу была проведена колоссальная работа сотрудников отдела надзорной деятельности. Были внесены изменения в законодательную базу, проведены массовые проверки в местах большого скопления людей, осуществлен контроль за наличием и работоспособностью пожарной сигнализации. Все не раз обыгрывалось на тренировках: спасатели учитывают опыт прошлых лет в работе, применяя его на практике. Прошло 10 лет, система не стоит на месте, скорость и качество реагирования совершенствуются. Был извлечен опыт, и при дальнейшей работе мы его учли.

Большую роль играют противопожарные учения. Важно проверить проблемные вопросы на месте: почему люди во время эвакуации вышли именно из этого места, а вдруг возгорание окажется как раз здесь, открыт ли пожарный проезд? Все это выясняется во время тренировок. Ведется и профилактическая работа: если раз за разом рассказывать, что и как нужно делать, рано или поздно что-то отложится в голове. Нужно помнить, что при эвакуации необязательно спускаться: бывают случаи, когда проще и безопаснее подняться на крышу, перейти в другое крыло. Зависит от каждого конкретного случая, в том числе от планировки здания и от того, насколько в нем проработаны моменты по эвакуации.

Очень важна пожарная сигнализация: даже если сторож проспал и не заметил, пожарные уже получили информацию о начавшемся пожаре. Конечно, бывает сбой, случайная сработка сигнализации, но всегда лучше среагировать на ложный вызов, чем не среагировать на настоящий пожар.

Регламент на прибытие по звонку о пожаре в городе у нас до 10 минут, в селе - до 20 минут. В отдаленных селах создаются добровольные пожарные команды, которые тушат пламя до прибытия пожарных. Мы передаем под ответственность такой организации пожарное имущество, проводим подготовку людей. И знаем, что если до удаленного села ехать 30 минут, то на месте будут люди, которые начнут бороться с огнем вовремя.

В организациях регулярно проводятся инспекторские проверки. Если в ходе такой проверки выявляются какие-то нарушения, дается время на их устранение. Если же к повторному визиту инспектора эти недочеты не устраняются, дело отправляется в суд. Результат – штраф и запрет на деятельность в этом здании, потому что оно признается небезопасным.

Фото: Семен Апасов

Комментарий

С того дня минуло уже 10 лет, но кажется, что прошло совсем немного. Воспоминания свежи не только у участников трагедии, их близких и очевидцев; беда так или иначе затронула многих.

О том, каково было 16 января 2006 года в редакции, рассказала наш корректор.

– Все журналисты были по уши в работе, – делится сотрудница «МК во Владивостоке». – Мы остались на ночное дежурство, пришлось на несколько часов задержать сдачу номера. Разъехались по домам только после четырех ночи. А до этого нужно было держаться, но иногда ходили плакать в туалет – чтобы никого не отвлекать. За столько лет работы так и не удалось научиться абстрагироваться от таких страшных вещей. Особенно плохо было, когда сверяли списки погибших: нельзя ошибиться ни в одной букве, а читать тяжело.

– Работать было жутко, – присоединяется другой сотрудник редакции. – Слава богу, ни у кого из нас не было там знакомых. Мы делали хронику событий: звонили в дежурку, отслеживали ленты… Тогда у нас выходили страшные полосы: публиковали списки погибших.

- Самое страшное – это отсутствие выводов как таковых, - рассказывает редактор еженедельника. – Я регулярно проезжаю мимо «ПромстройНИИпроекта». За ним находится мой тренажерный зал. И также регулярно испытываю трудности с проездом на этом участке дороги: не могу протиснуться мимо запаркованных автомобилей. За неделю до выпуска мы отправили туда нашего корреспондента, и – о чудо! – смотрите, как ровно стоят автомобили на снимке, между ними большие проезжие части. Вероятно, администрация здания готовилась к черной дате и наплыву журналистов заранее. Ведь еще месяц назад вместо паркинга там был привычный хаос – традиционная панорама для любого офисного здания Владивостока.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 20 января 2016

Заголовок в газете: Уроки трагедии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру