Департамент информатизации и телекоммуникаций подвел итоги работы в этом году.
Сегодня ИТ-технологии активно внедряются во все сферы экономики и социальной жизни Приморья. Перед департаментом информатизации и телекоммуникаций стоит важная задача – повысить уровень жизни в крае, обеспечив население качественными государственными и муниципальным услугами посредством электронного правительства. Директор департамента информатизации и телекоммуникаций Илья Красильников подвел итоги работы в этом году.
- Если говорить об основных достижениях 2015 года, то это, конечно, исполнение Майских Указов Президента. Департамент координирует работу по увеличению доли граждан, пользующихся государственными и муниципальными услугами в электронном виде. Хочется отметить, что на данный момент по рейтингу Минсвязи РФ Приморский край находится на первом месте по количеству личных кабинетов на Едином портале услуг с долей зарегистрировавшихся 40.9% от населения края.
Основным итогом уходящего года будет ввод в действие запланированного количества многофункциональных центров на территории Приморского края во исполнение Указа Президента.
- Какие мероприятия были проведены в этом году вашим департаментом?
Основным мероприятием краевого уровня, даже уровня округа ДФО, за проведение которого отвечал наш департамент, был Дальинфоком 2015. Этот форум – площадка, на которой были представлены разработки ИТ-компаний Приморского края, достижения органов исполнительной власти и местного самоуправления в области информационных технологий. На форуме обсуждались проблемные вопросы, в частности подготовка ИТ-кадров, вопросы информационной безопасности, формы сотрудничества коммерческого сектора с органами власти, вопросы развития электронного правительства и многое другое.
- Какие проекты, касающиеся электронного правительства, были реализованы?
- Если говорить о развитии инфраструктуры электронного правительства, то в середине этого года мы реализовали один из проектов по переводу услуг в электронную форму за счет субсидии из федерального бюджета, полученной в 2014 году. В рамках проекта были переведены в электронный вид услуги в сфере опеки и попечительства. Это был достаточно сложный проект, особенно с учетом сжатых сроков его реализации (завершить проект было необходимо к июню этого года) и специфики контингента, являющегося получателями услуги. Было очевидно, что просто перевести услуги в электронный вид было недостаточно. Поэтому мы решили обеспечить отделы опеки каналами связи, внедрить систему электронной очереди и реализовать максимально простую и удобную возможность привлечения получателей услуги на Единый портал. Для этого внедрили особую систему, которая позволяет моментально регистрироваться и активировать пользователей на Едином портале.
- Какие еще региональные проекты зародились в этом году?
- На данный момент мы находимся в завершающей стадии реализации еще четырех крупных региональных проектов. Завершается перевод в электронную форму и внедрение новой региональной ИС для оказания услуг органов ЗАГС края. Внедряется региональный сегмент информационной системы учета обучающихся «Контингент» и модернизируется реальный портал образования «Электронная школа Приморья», где граждане края могут получить в электронном виде услуги в сфере образования, такие как запись в образовательные учреждения, ведения электронного дневника, получение информации об успеваемости. Кроме этого внедряется краевая информационная система для предоставления в электронном виде услуг по выдаче охотничьих билетов. Запускается информационная система управления пассажирским транспортом, позволяющая гражданам видеть на специализированном портале маршруты движения автобусов, их остановки, время движения, тип автотранспорта и фактическое движение автобусов по маршрутам.
- Сколько новых отделений МФЦ открылось в этом году?
- В 2015 году в Приморском крае открылось дополнительно 2 МФЦ, в городе Владивосток по адресу Партизанский проспект, д. 28а на 14 окон, и в Партизанском муниципальном районе по адресу с. Владимиро-Александровское, ул. Комсомольская, д. 25А на 4 окна.
Завершаются работы по подготовке к открытию еще 18 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, и 62 территориально обособленных структурных подразделений. В Приморском крае к концу 2015 году будет функционировать 37 МФЦ и 75 ТОСП с общим количеством окон 425.
- Насколько высок спрос на МФЦ у приморцев, и какие услуги особенно востребованы?
- В настоящий момент ежедневно услугами МФЦ в Приморском крае пользуются более 2,5 тысяч человек. С начала года принято более 400 тысяч заявителей. Особенно востребованными являются услуги Росреестра (государственная регистрация права), замены паспорта гражданина РФ, комплексная услуга рождения ребенка.
- Как планируется развивать сеть МФЦ в Приморском крае?
- Приоритетным направлением в работе по развитию сети МФЦ и увеличению количества услуг является передача в МФЦ услуг в сфере социальной защиты населения. Утверждена дорожная карта, определяющая очередность передачи этих услуг, которых более 60. Завершение этой работы планируется в 1 квартале 2016 года.
- Сколько на это выделено средств?
- Из краевого бюджета в 2015 году на мероприятие по созданию МФЦ выделено более 130 миллионов рублей. Министерство экономического развития Российской Федерации в 2015 году предоставило дополнительно в размере 37 миллионов рублей на мероприятия по завершению работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
- Планируется ли расширять сеть предоставляемых услуг и улучшать качество сервиса?
- В рамках увеличения доли муниципальных услуг, оказываемых в МФЦ совместно с органами местного самоуправления, ведется работа по выявлению наиболее востребованных и значимых услуг. Такие услуги включаются в перечень МФЦ и проходят дополнительную оптимизацию и упрощение в целях снижения бумажного документооборота. Кроме этого во всех МФЦ ведется постоянный контроль качества предоставления услуг. На основе полученной информации готовятся предложения по оптимизации технологических процессов оказания услуг.
- Насколько востребованы ключи электронной подписи в Приморском крае?
- Длительное время ключи электронной подписи использовались юридическими лицами для подписания финансовых документов при взаимодействии с банками, казначейством и иными государственными органами. Получили развитие такие сервисы как единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), проект «Универсальная электронная карта» (УЭК), которые предоставили возможность гражданам регистрировать личный кабинет на портале, идентифицироваться на нем с использованием электронной подписи, в том числе с ЭП, размещенной на УЭК. С помощью ЭП можно подписывать документы, которые приобретают юридическую значимость.
В рамках проекта УЭК имеется возможность записывать электронную подпись гражданина на его универсальную электронную карту. Сама карт и электронная подпись предоставляются гражданину бесплатно.
- Расскажите о них поподробнее.
- Квалифицированные электронные подписи выдают специализированные организации, аккредитованные Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Как правило, квалифицированная электронная подпись выдается сроком на один год. Коммерческие удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи Россия, устанавливают стоимость услуги по выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей и могут предоставить за дополнительную плату специализированный ключевой носитель для электронной подписи. Стоимость данных услуг от 450 рублей до 1500, в зависимости от предоставленного пакета обслуживания. Перечень аккредитованных Минкомсвязи России удостоверяющих центров имеется на сайте Минкомсвязи.
- Насколько высок спрос на универсальные электронные карты?
- С начала выпуска универсальных электронных карт с января 2013 года подано более 6500 заявлений на получение УЭК. Получено 6230 карт.
- Как идет развитие в крае этой системы?
- В целях повышения интереса жителей Приморского края к универсальной электронной карте Департамент информатизации и телекоммуникаций Приморского края работает над проектами по внедрению на территории края безналичной оплаты проезда на транспорте, в том числе с использованием УЭК. Проведены совещания с ТФОМС Приморского края с участием страховых организаций по вопросу записи на УЭК электронного полиса ОМС. Прорабатывается возможность размещения в открытых и планируемых к открытию МФЦ автоматизированных рабочих мест для записи электронных подписей на универсальную электронную карту.
- Сколько на это выделено средств?
- В рамках государственной программы Приморского края «Информационное общество» на 2013 - 2017 годы предусмотрено финансирование развития инфраструктуры использования универсальной электронной карты. На 2016 и 2017 годы предусмотрено 1,8 млн. руб. ежегодно.