Нарвинский тоннель будет открыт для движения 31 декабря

В сентябре компания «Примавтодор», которая выполняет сложнейший транспортный проект «Нарвинский тоннель», приступит к монтажу инженерных систем и к отделочным работам. Новый путь, который облегчит жизнь туристам, автомобилистам и дальневосточным леопардам, будет открыт в подарок к Новому году, 31 декабря. 

Нарвинский тоннель будет открыт для движения 31 декабря
Демонтаж плит

По крупицам

Работы на проекте компания «Примавтодор» ведет безотрывно. Каждый понедельник на стройплощадке Нарвинского тоннеля проводится рабочая планерка с участием представителей руководства компании и департамента дорожного хозяйства Приморского края. Сегодня задача исполнителей - подготовить стройку к визиту важных делегатов. В рамках Восточного экономического форума здесь побывают высокие гости и потенциальные инвесторы. Последние должны увидеть весь потенциал и качество работы дорожных служб Приморья. Поэтому ведется тщательная подготовка, чтобы показать, на что способны приморские дорожники, и убедить: «Примавтодор» - квалифицированный и надежный партнер.

Чтобы достойно принять гостей - участников форума «Примавтодор» взялся за выполнение подъездов к порталам. С южной стороны, в направлении от поселка Славянка, работы практически завершены. Без асфальта остаются считаные метры и несколько дней работы. А подъездная дорога к тоннелю от основной трассы уже протянулась, как говорится, скатертью. Так что основные усилия и техника в данный момент сосредоточены в северной части тоннеля.

В день командировки нашего корреспондента рабочие с помощью трактора и подъемного крана убирали временные бетонные плиты, которые были уложены, чтобы маневрировать механизированной опалубкой. Когда конструкции стали не нужны, их по «бетонке» выкатили, разобрали и складировали до следующего объекта, на котором они понадобятся.

Внутри тоннеля

На месте демонтированных панелей уже в первых числах сентября появится гравийное покрытие, а если повезет с погодой, то, возможно, и асфальт.

Кроме подготовки к инспекциям здесь продолжается активный созидательный труд. Только в августе рабочие завершили основные работы, связанные с бетонированием, - это свод и стены. Сейчас близится к завершению устройство обратного свода - это нижняя часть тоннеля, по которой и протянется подземная дорога. На будущей проезжей части уже отчасти готов первый слой дорожной одежды, то есть основания, на которое позже будет уложен слой бетонного покрытия. Для того чтобы проход от южного до северного портала был свободным, нужен еще 12-метровый участок в конце тоннеля. На нем сейчас ударными темпами рабочие обвязывают арматуру. Это необходимо, чтобы своего рода каркас не повело в процессе заливки бетонной смеси.

Отрезок обратного свода от северного портала до участка, где еще работают с арматурой, укрыт специальным водонепроницаемым пологом. Здесь уже уложен бетон, а «клеенка» нужна для того, чтобы соблюсти положенный режим влажности в период, когда бетон набирает необходимую прочность.

До сдачи объекта в эксплуатацию остались считаные месяцы. Финал близок. С нового года дальневосточные туристы будут проезжать под землей.

Соблюдая стандарты

Эти работы в списке задач компании «Примавтодор» приоритетны. Важно выполнить все этапы строительства Нарвинского тоннеля в соответствии с графиком, утвержденным департаментом дорожного хозяйства Приморского края. Заместитель главного инженера предприятия Андрей Ильин, который курирует стройку, рассказал нашему корреспонденту о ближайших планах:

- В сентябре мы приступим к «начинке» тоннеля, для чего будут привлечены субподрядные организации. Это системы освещения, сигнализации, вентиляции, дымоудаления. А в конце сентября уже приступим к устройству системы огнезащиты.

Ранее главный инженер КГУП Андрей Бердников пояснил, что бетон должен быть защищен: в случае пожара при автоаварии в тоннеле будет повышаться температура воздуха. Защита должна в течение девяноста минут удерживать допустимую температуру и не позволять разрушать бетон.

Что касается системы вентиляции, вопрос практически решен. Напомним, изначально в проекте строительства Нарвинского тоннеля было предусмотрено итальянское оборудование. Однако из-за экономических проблем, связанных с санкциями и особенно с валютным курсом, цена на европейскую систему подскочила непомерно. Тогда удалось найти приемлемый по цене и, главное, по техническим характеристикам аналог у китайских производителей. В России похожую технику выпускают в Тольятти, но, поскольку отечественные системы собираются в основном из импортных комплектующих, сэкономить не удастся. А если учесть еще транспортные расходы на доставку через всю страну, экономического смысла в таком импортозамещении нет.

- Качество абсолютно аналогично, - заверил Андрей Ильин. - В Китае построено очень много тоннелей, и система, которую мы намереваемся приобрести, уже опробована в действии в северных провинциях КНР, в процессе эксплуатации она доказала свою надежность. Климат у нас схож, оборудование северного исполнения морозоустойчивое, щиты управления, как заказывали проектировщики, будут с локальным подогревом. По монтажу освещения никаких вопросов не возникало, как было решено на стадии проектирования, система будет отечественного производства.

Рабочие вяжут арматуру

Экологичность

При строительстве Нарвинского тоннеля рабочие и проектировщики учитывали не только стоимость и время работ, но и внешний вид проекта, его безопасность для окружающей среды. На тоннеле уже закончены работы по обратной засыпке.

В начале проходки с обеих сторон земляные работы были выполнены открытым способом с помощью экскаватора. Такой способ применен из-за слабых грунтов в районах порталов. Вглубь скалы шли закрытым способом. Это сложнее, зато позволило практически не повредить природу Хасанского района, сведя ущерб окружающей среде до минимума. Теперь там, где на начальном этапе были строительные карьеры, грунт возвращен на место. Когда почвенный слой будет засеян травой, сопка предстанет в первозданном виде.

Особой отделки внутри тоннеля не предполагается - все должно быть строго функционально. Внутренняя бетонная арка толщиной 50–60 сантиметров будет покрыта противопожарным материалом - этого достаточно. Не метрополитен все-таки.

Однако для въездов под землю сделали исключение: оба портала будут облицованы гранитной плиткой благородного темно-серого цвета. Торги уже состоялись. Поставка материала должна состояться в третьей декаде сентября из Китайской Народной Республики.

Такие траты оправданны, ведь тоннель строится для сохранения редкой популяции животных, и их комфорту не должно ничего помешать. 76-й километр автодороги проходит в узком коридоре между особо охраняемыми территориями национального парка «Земля леопарда»: справа располагается заказник «Леопардовый», а слева - заповедник «Кедровая падь». Данная заповедная зона занимает наиболее важные места обитания дальневосточного леопарда на Борисовском плато.

Ход строительства уникального сооружения контролирует лично губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.

- Тоннель не только позволит жителям и гостям Приморья комфортнее передвигаться по краю, но и будет способствовать сохранению популяции редчайшего зверя - дальневосточного леопарда, - уверен глава региона.

В «Примавтодоре» есть служба безопасности и экологии, которая сразу по выходе на объект разработала комплекс мероприятий, чтобы ничем не навредить национальному парку. Машины-миксеры обязательно моются после того, как они привозят бетон на объект. Сам бетонный завод находится в девяти километрах от строящегося тоннеля. В итоге у инспекторов национального парка «Земля леопарда» претензий к «Примавтодору» нет.

Кстати, сами леопарды стройку не «контролируют». Слишком шумно здесь пока для краснокнижной кошки, поэтому таежное зверье обходит стройплощадку стороной. Так что строителям не довелось своими глазами увидеть редких хищников.

Работа по расписанию

Возведение тоннеля ведется без выходных и перерывов. Все сотрудники «Примавтодора» работают вахтами. Одновременно на стройплощадке находятся около 150–160 человек. В течение 15 суток они отрабатывают 12-часовые смены на объекте особой важности. Основные процессы происходят в светлое время суток. Но есть и ночная бригада. Ее задача - подготовить плацдарм для дальнейшей деятельности к началу нового рабочего дня.

Служба дорожников трудная. Все они постоянно живут на стройке, чтобы успеть к заданным срокам. Для них компания предусмотрела специальный строительный городок. Условия проживания в нем, конечно, далеки от гостиничных стандартов, но минимальный комфорт обеспечен: спальные «кубрики», приличная столовая, где рабочих кормят бесплатно, - это входит в условия трудового контракта. Между прочим, стоимость питания на одного едока в день - 250 рублей. К качеству первого, второго и компота, как и к разнообразию меню, ни у кого претензий нет.

В наличии душевые и прачечная самообслуживания, что совершенно необходимо на производстве. На стройплощадке постоянно дежурит медицинский работник. Его задача не только оказывать первую медицинскую помощь тем, кто в ней остро нуждается, но и проводить ежедневный осмотр. В условиях работы с тяжелой техникой важно, чтобы самочувствие работников было в норме. Машиниста с высоким артериальным давлением или температурой к работе не допустят.

- У нас аналогичная система с вахтовыми поселками на Крайнем Севере. Все необходимое есть на месте. Разница в том, что в случае серьезного недомогания у нас есть возможность немедленно отправить заболевшего в лечебное учреждение. Постоянно дежурит автобус, - рассказал заместитель главного инженера КГУП «Примавтодор» Андрей Ильин.

Из «коренных» автодоровцев на строительстве тоннеля задействованы только несколько человек, ибо этот объект требует специфической и весьма высокой квалификации. Основной костяк - это бывшие работники Тихоокеанской мостостроительной компании. Естественно, что и начальник производственного участка - опытный мостостроитель. Александр Лапиков затруднился назвать нашему корреспонденту имена ударников труда на строительстве Нарвинского тоннеля. Дескать, всех отличников производства не перечислить, а кого-то выделить – значит, незаслуженно обидеть подчиненных.

- У нас как в улье, где каждая пчела-труженица на своем месте и делает свое дело, - привел он образное сравнение.

Разница только в том, что в пчелиной семье и трутни приносят пользу, а в трудовом коллективе строителей таким не место. Дисциплина на участке железная. Абсолютный сухой закон - уличенного в нарушении режима трезвости перевоспитывать не будут, нянчиться некогда, строить надо в жестком графике. Немедленное увольнение за неисполнение условия трудового договора.

Стройплощадка

Транспорт в заповеднике

Автодорога Хасан – Раздольное, на которой расположен Нарвинский тоннель, имеет статус краевого значения. Ее протяженность 216 километров. Дорога обеспечивает внутренние связи пограничных участков Приморского края с железнодорожными станциями Дальневосточной железной дороги, внешние международные связи с КНР и КНДР, а также выход к морским портам Зарубино и Посьет в рамках транспортного коридора «Приморье-2».

Напомним, строительство тоннеля курирует руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов, который также возглавляет проект по сохранению редчайшей дикой кошки на планете - дальневосточного леопарда. Благодаря вниманию к этому вопросу руководства страны удалось сделать многое для сохранения популяции краснокнижного хищника.

Справка МК. Нарвинский тоннель строится на 76-м километре автодороги Хасан – Раздольное. Этот путь пересекает территорию обитания редчайшей кошки в мире – дальневосточного леопарда. Чтобы сохранить популяцию пятнистых на Земле, облегчить путь к пляжным территориям Хасанского района многочисленным дальневосточным туристам, российские власти самого высокого уровня приняли решение о строительстве Нарвинского тоннеля.

Основная его цель - пустить автомобили под землей, под привычным для леопардов маршрутом миграции, чтобы трасса и звериная тропа не пересекались.

Строительство тоннеля началось в феврале 2012 года. В декабре прошлого года состоялась стыковка тоннеля: проходчики прокладывали подземную дорогу навстречу друг другу с северной и южной стороны горного перевала.

В апреле 2015 года к работам на строительстве тоннеля приступило предприятие «Примавтодор», сменив на объекте Тихоокеанскую мостостроительную компанию. Приморским дорожникам и предстоит сдать Нарвинский тоннель в эксплуатацию. Это событие состоится 31 декабря текущего года.

Справка МК. Нарвинский тоннель в Хасанском районе по своему предназначению не будет иметь аналогов в мире. Он пересечет под землей Нарвинский перевал, через который проходит традиционный путь миграции многих животных, не только леопардов.

Длина - 575 метров.

Высота - 5 метров.

Ширина - 9 метров.

Кстати. Крупнейшее автодорожное предприятие края АО «Примавтодор» в настоящее время также ведет восстановление аварийного моста через реку Минеральную в Ольгинском районе. Он сильно пострадал во время наводнения, поэтому там строится фактически новый мост. Объект очень важный для этой территории. Капитальный ремонт ведется на автодороге Находка – Лазо – Ольга – Кавалерово в районе Лазовского перевала. В общей сложности 12 километров переводится из гравийного покрытия в асфальтобетонное. Также выполняется капитальный ремонт на дороге Рудная Пристань – Терней с 10-го по 13-й километр, в районе села Лидовка. Все эти работы планируется полностью выполнить в 2015 году. Предприятие имеет достаточно ресурсов как по части техники, так и по наличию профессионалов для того, чтобы взять под свою ответственность и очередные участки дорожного строительства, и создание инженерных сооружений на приморских трассах. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 2 сентября 2015

Заголовок в газете: В ПОДАРОК ЛЕОПАРДУ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру