Тем не менее для любого приезжего с цивилизованной земли Шамора – сущий кошмар. Как отмечают коллеги из Москвы или Санкт-Петербурга, воспетая «Мумий-Троллем» бухта – уродливое, запущенное, неухоженное и небезопасное место.
Вот сводка с последних выходных: конец пляжей близ кафе «Марина» с относительно новым и «приличным» кафе. Трава тут не кошена и полностью загораживает вид на море, всюду грязь и окурки. На парковке установлена детская площадка, тут же орудует узбек – сборщик дани, за ним сцена и огромная рекламная конструкция – визуально ее размеры 5х10 метров. А вот столб, на котором она установлена, накренился градусов на 30 и вот-вот накроет и стоящие на платном паркинге авто, и всю детскую площадку.
Но, пока эта махина не рухнула, очередной посетитель кавказской кухни не отравился – такое положение дел, видимо, устраивает и отдыхающих, и ответственных за благоустройство.
Немного истории
В период освоения русскими мореплавателями берегов Приморского края Шамора была названа бухтой Фельдгаузена в честь военного губернатора Владивостока.
Близлежащая падь здешней реки Шамора получила известность после 1890 года, когда здесь посадил виноградники разбойник в молодости, ссыльнопоселенец, а позднее предприниматель Василий Кернер. Виноградное вино Кернера пользовалось спросом во Владивостоке, поэтому в необитаемую тогда бухту были проторены первые тропинки.
Примерно в 1890 году Кернер обратился к приморскому генерал-губернатору с прошением:
«...прибегаю к Вам, Ваше высокопревосходительство, как начальнику нашего края с почтительнейшей просьбой помочь мне докончить дело, над которым я работаю уже три года…».
Кернер в это время уже вовсю выращивал виноград и давил из него неплохое вино.
«Без средств же дело я должен, к большому сожалению, прекратить. Или же передать свой труд в другие богатые руки... Осмотрев всю ближайшую местность, я нашел падь под названием Шамора».
Из словаря Даля известно, что шамара (шамора) – это болотное круглостебельное растение с крупными белыми цветами, известное как куга - камыш, тростник. Тростник, в изобилии росший в устьях малых речух и ручьев приморской бухты, называют шаморой в центральной и южной части России. Почему в советские годы власти предержащие решили, что Шамора – слово китайское и бухту нужно переименовать в Лазурную, совершенно непонятно…
Долгие годы Шамора была малодоступна и малоизвестна. Купались тогда горожане чаще и больше на таких пляжах, как ковш бухты Федорова, Вторая речка (сейчас здесь валом валяются ошметки китайских самостроев вокруг автовокзала), благоустроенная тогда Санаторная, ну, или на худой конец на Седанке.
Облагородил Шамору 50 лет назад палаточный пионерлагерь, по крайней мере, о ней узнали и заговорили. Нередки стали заезды на пляж рыбаков и парочек любовников – с милым рай в палатке, ю си?.. Затем на Шаморе появилось несколько дощатых «баз отдыха» спортобществ и вузов с умывальниками и клозетами на улице.
Как рассказал «МК во Владивостоке» приморский предприниматель Вячеслав Сомов, не раз бывавший на Шаморе тех лет, кроме песка и прибоя, пляж обладал лишь спасательной станцией с шаландой, которую можно было арендовать за три рубля.
- Нам, студентам, в то время всего этого – щербатые домики, дикий пляж, песок, солнце – за глаза хватало. Кстати, Шамора для яхтинга тогда практически не использовалась, - вспоминает Сомов.
Не добавили Шаморе славы и первые фестивали авторской песни «Приморские струны» - присутствовали на них только ну очень продвинутые барды да десятка три их поклонниц. Хотя… среди гостей Шаморы в разные годы «засветились» Олег Митяев, Сергей Никитин, Никита Богословский, Вера Долина.
Слегка расцвела Шамора лишь в середине 90-х прошлого века, когда сюда пустили рейсовый автобус и провели пивопровод с Весенней, а точнее, когда началась загрузка пляжа напитками.
О географии
Бухта Шамора, или Лазурная, ныне, пожалуй, самое популярное место летнего отдыха жителей Владивостока и гостей Приморского края. Правый мыс бухты называется Зеленый, мыс слева - Крутой. Маленькая горка в середине бухты носит имя Гора любви. Хребет, нависающий над бухтой, - Береговой.
Бухту на две части разделяет река Лазурная, по которой в глубь территории когда-то даже заходила красная рыба.
На побережье уже в неисчислимом множестве расположены кемпинги, базы, дома отдыха и пансионаты всех мастей. Причем их количество ежегодно растет.
Справка МК. Летом 2015 года согласно заключениям Роспотребнадзора и специалистов других структур купание на территории Владивостокского городского округа разрешено только в 13 местах. Все эти пляжи оборудованы также спасательными вышками, обеспечена работа спасателей, которые прошли соответствующее обучение. Выполнены и все другие требования действующего законодательства.
Купаться во Владивостоке можно на следующих пляжах:
1. Парк культуры и отдыха имени С.Лазо (Амурский залив, станция Санаторная).
2. ООО «Ривьера-Лагуна» (Амурский залив, станция Санаторная).
3. ООО «ЛОТС» (бухта Лазурная).
4. ЗАО «Приморсктурист» (бухта Лазурная).
5. ООО «Вояж-Плюс» (бухта Лазурная).
6. ООО «Русь-2» (бухта Три Поросенка).
7. ИП Саркисян (бухта Кетовая (Стеклянная).
8. ООО «Ремавбиз» (о. Русский, бухта Аякс).
9. ООО «Атлант А» (о. Русский, бухты Чернышова, Богдановича).
10. ООО «Центр оздоровительного отдыха» (о. Русский, бухта Филипповского).
11. ООО «Атлант А» (о. Русский, бухта Боярин).
12. ООО «21 век» (о. Русский, бухта Спокойная, мыс Ахлёстышева).
13. ООО «Компания экологических решений - Парис» (о. Русский, бухта Парис).
Несмотря на явное засилье кафешек и харчевен, Лазурная пользуется небывалым спросом. Согласно данным Роспотребнадзора Шамора и пляжи ее бухт – одно из главных мест отдыха для владивостокцев и приморцев. А виды здесь отдыхающих отнюдь не радуют, да и перспективы тоже.
По авторитетному мнению ученого-эколога Юрия Берсенева, все давно указывает на необходимость развития здесь инфраструктуры, ориентированной на кратковременный отдых, а не на строительство всяческих кемпингов и турбаз. «Здесь же располагается деревня, отдельные дома которой перекуплены, и на их месте уже растут коттеджи. Центральная часть бухты представляет собой конгломерат временных домиков для отдыха, разнообразных кафе и магазинчиков.
Соответственно, для кратковременного отдыха пригодна лишь северная половина бухты. Но ее освоение идет быстрыми темпами. Здесь планируется строительство очередной базы отдыха. За которой предполагается закрепить полосу пляжа длиной около 500 метров, а это приблизительно треть незастроенной и удобной для кратковременного отдыха шаморской земли. Естественно, владельцы базы отдыха получат прибыль, но непонятно, где будут отдыхать в летние дни десятки тысяч горожан. Неужели ехать за тридевять земель, для того чтобы искупаться в море?
Где же выход? Он видится в организации природного парка. Это особо охраняемая природная территория краевого значения, специально предназначенная для организации отдыха граждан с одновременной охраной природы. Необходимо подчеркнуть, что территория полуострова Муравьева-Амурского и прилегающих островов по своему биологическому разнообразию (1184 вида сосудистых растений, в том числе редких и исчезающих - 42) значительно превосходит Сихотэ-Алинский заповедник. Поэтому охрана природы этих мест - дело, безусловно, государственной важности и подпадает под действие соответствующей международной конвенции.
Создание природного парка позволит обеспечить контроль за соблюдением природоохранного законодательства, а значит, не даст окончательно замусорить леса и обеспечить условия для отдыха населения. Причем парк создавать нужно незамедлительно… Кстати сказать, эколого-экономическое обоснование природного парка существует и даже прошло государственную экологическую экспертизу. И сейчас требуется совсем немного - добрая воля администрации города…» - так несколько лет назад описал невеселую ситуацию вокруг Шаморы кандидат геолого-минералогических наук Юрий Берсенев.
Шамора - значит опасность
Увы, в этих словах немало истины. Кажется, эта территория Владивостока давно забыта всеми власть имущими. Каждый клочок земли здесь передан в аренду неизвестному лицу с труднопроизносимым именем, а те, что остались в ведении города,поросли травой. Прогулка вдоль моря здесь все чаще напоминает пребывание на неблагоустроенном среднеазиатском рынке. А уровень происшествий год от года растет. Вот лишь краткая сводка ЧП на пляже последнего времени.
1. Во Владивостоке на базе отдыха «Лазурный берег» два гостевых домика горели в вечерний час. Спустя полчаса пожарные смогли потушить пламя, которое охватило 60 квадратных метров.
Причины возгорания устанавливаются.
2. В субботу, 17 августа 2014 года, в бухте Лазурная (Шамора) Приморского края утонули три человека, один пропал без вести. Несмотря на все предупреждения спасателей МЧС, люди продолжают нарушать правила безопасности при купании, что в свою очередь приводит к трагедии.
По словам очевидцев, погибшие находились в состоянии алкогольного опьянения.
Добавим, что в этот день неподалеку от места трагедии проходил фестиваль, собравший большое количество любителей рока. А буквально на следующий день в бухте утонула отдыхавшая здесь девушка…
3. Намедни четыре (сразу четыре!) кафе на Шаморе во Владивостоке не прошли проверку Россельхознадзора.
На мясное сырье, которое пускали на шашлыки и другие блюда, не было никаких документов.
Выявлен целый ряд нарушений, допущенных владельцами пляжных кафе. При осмотре мест хранения сырья для приготовления пищи инспекторами было обнаружено около 65 кг мясной продукции без документов, подтверждающих ее безопасность, на части продукции также отсутствовала маркировка производителя.
В морозильных ларях предприятий общественного питания с нарушением законодательства хранилось 22 кг лопатки ягненка, 15 кг куриных четвертин, 1,5 кг свиного фарша, 6 кг тушек цыплят-бройлеров и 20 кг свиной шеи.
О дряни
Не секрет, что летом предприниматели Шаморы зарабатывают немалые деньги. Отдыхающие щедро оставляют свои кровно заработанные за песок пляжей и волны Тихого океана. Причем, как убедился «МК во Владивостоке», бизнес на Шаморе пока и в основном далек от цивилизации.
Снимать домик, к примеру, нужно заранее,если вы хотите жить на Шаморе под непротекающей крышей за приемлемую цену. Но сейчас задешево в бухте снять уже нечего – практически нет ни двухместных лачуг, ни коттеджей – их охотно и заранее раскупают туристические агентства, накручивая на немалую цену свои «о-го-го»!
Кстати, для большинства потенциальных отдыхающих архиважно то, что сервис общепита на Шаморе по сию пору весьма убогий: за исключением пары приличных кафе весь берег бухты отгорожен от отдыхающих лишь уродливыми, смрадно дымящими сараями-шашлычными, лотками с пивом и мороженым.
Плохо и то, что в многочисленных кафешках и шашлычках близ побережья (не поверите, но зачастую к морю с «узбекской» улицы, как называют эту часть Шаморы в народе, можно попасть лишь через обеденный зал очередного узбекского «пилава») трудятся в основном среднеазиатские мигранты. И не только и не столько неплохо изъясняющиеся на неродном русском языке узбеки – все больше здесь представителей других республик экс-СССР, отчего, по нашему мнению, уже на обе ноги хромают как здешний сервис, качество подаваемой отдыхающим пищи, а также… безопасность горожан.
Поясним факт примером. Не секрет, что часть побережья бухты была передана городской администрации, отвечающей по большому счету за все безобразия в зоне отдыха, лишь недавно. Непонятно почему значительные куски «золотого» побережья были признаны экономически убыточными и раздавались в аренду, по мнению автора, не всегда корректно, чуть ли не дорожникам Владивостока. Вы этих дорожников наверняка видели – горожан среди них нет, сплошь выходцы из Средней Азии. Так Шамора приросла значительным контингентом людей другой культуры и традиций. Руки перед подачей вам овощной нарезки, увы, они редко помоют.
Миша, хозяин узбекской закусочной, таджик:
- Русские здесь отдыхают три месяца в году. Мы пашем все это время, чтобы заработать немного денег. Взять на работу горожанина я не могу – зарплаты низкие, потому что доход нужно делить с администрацией города, бесконечными проверяющими, пляжными «ночными волками», нельзя не вкладывать средства в развитие бизнеса и приличное меню. А потом наступает осень – спроса на Шамору нет, я ухожу в такси, жена сидит дома, дети – в школе, а приехавшие подзаработать родственники едут домой до будущей весны. Но Шамора все равно дает мне деньги, которых на родине я не заработаю даже в кризис. Поэтому Шамора – любовь моя.
А корреспонденты «МК во Владивостоке» сделали невеселый вывод: отдыхать на Шаморе можно, хотя отдых здесь не стоит тех «бешеных бабок», которые на пляже дерут с «отдыхал» все, кому не лень. Можно здесь и купаться – вода, конечно, не кристальная, но теплая и не воняет фекалиями, как в спальных районах города. Вот ночевать здесь не стоит: у местных жаб и лягушек в июле-августе гон и сезон любви – орут, гадины, прямо в просоленное ухо на сырой подушке почем зря.