Ежедневно сотни мигрантов в Приморье оказываются заложниками серых посредников

Почем право на жизнь?

Напомним, год назад в помощь приезжим иностранным гражданам во Владивостоке открылся единый Миграционный центр.

Почем право на жизнь?

Так было

Тогда в Миграционный центр, расположенный по адресу: Командорская, 11, можно было приехать в любое время – там на оформлении документов работали несколько сотрудников. Оформление и сопровождение ими документов для получения патента на работу во Владивостоке было доступной услугой.

Причем в Миграционном центре все было легально - платежи шли через банковскую кассу, а налоги от этого бизнеса - в бюджет. Патент, который оформлял центр, выдавался дней через пять после подачи документов. Были услуги переводов, оформления медицинских страховок, работали столовая и гостиница.

Непосредственно с документами работал филиал ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России.

Но, как рассказывают эксперты, именно услуги Миграционного центра всегда были под прицелом тех, кто считал, что этот бизнес должен быть полукриминальным. Вот мнение одного из членов общественно-консультативного совета при УФМС России по Приморскому краю:

- Всегда было противостояние серых схем и УФМС. Взять, к примеру, электронную очередь. Талоны начинали давать в восемь утра, и за час они все выдавались. Выбирали их сформированные группы, они заходили и своими крепкими плечами закрывали терминал, вбивали данные тех, кто к ним обратился. Взяв талон, они в дальнейшем помогали заполнить эти формы, и, скорее всего, не безвозмездно. В этом случае деньги идут мимо государства и мимо бюджета, а доказать факт незаконного предпринимательства крайне трудно. У государства есть простой принцип борьбы с таким бизнесом - создать конкурентоспособное государственное предприятие, которое будет предоставлять аналогичные услуги. Так во Владивостоке появилось ФГУП «Паспортно-визовый сервис», все расценки Приморского отделения ФГУП утверждены в Москве.

Так стало

А потом… Якобы по жалобам мигрантов 13 марта 2015 года подведомственный ФМС России филиал ФГУП ПВС «временно приостановил работу».

Все мигранты встали в одну очередь, но здесь, как оказалось, их уже ждали. Ждали те, кто активно добивался закрытия электронной очереди и конкурента в лице филиала ФГУП. Теперь теневики берут реванш. Ведь почти два года, пока Миграционный центр работал, потоки шли мимо их бизнеса. Вот только для гастарбайтеров это стало бедой. Теперь мигранты из ближнего зарубежья вынуждены по нескольку дней стоять в огромных очередях, но, даже отстояв в них, возможность сдать документы в окно инспекторам практически нулевая.

Мы побывали в Миграционном центре рано утром и убедились: около помещений УФМС люди находятся целыми днями — ночуют в машинах и даже на улице. Очередь занимают ночью и вечером. Но и это не гарантия того, что к окну удастся пробиться. Документы ежедневно успевают подать лишь около 50 человек.

Картинки с натуры

С глубокой ночи у стен Миграционного центра на Командорской начинают формироваться самостийные очереди: какие-то посредники узбеков переписывают, одновременно предлагая платную помощь в оформлении патента. В девять утра у ограды уже толпятся сотни мигрантов, в массе своей узбеков, есть и немного узбечек, жмущихся в сторонке.

В открытые сотрудниками УФМС ворота к входу в здание одновременно устремляются все пять сотен мигрантов; однако самой быстрой и крепкой оказывается бригада посредников. Полтора десятка ее «бойцов» элементарно перекрывают проход в центр и пропускают сквозь свой кордон только выкликаемых ими «очередников», которые заплатили «крепышам» 10-15 тысяч рублей… за право войти в центр первыми.

Нафиса Дадамирзаева в интервью «МК во Владивостоке» рассказала:

- Я пришла в центр с родственником. Посредники никого не подпускали к окну приема документов. Я стала возмущаться, тогда они схватили меня, с ребенком на руках, за волосы. Я никак не могла защититься, избили меня, позвоночник у меня сейчас болит.

Напомним, что у сотрудников миграционной госструктуры усмирять дебоширов полномочий нет. Несколько раз в день они, правда, вызывают наряд полиции. Но и люди в погонах не могут навести здесь порядок.

Отстоять дикую очередь, в которой могут и избить, и травмировать, и лишить трудоспособности, – полдела. Но занимает оно у мигранта порой недели и месяцы; прорваться к регистрационному окну бесплатно очень и очень проблематично. Кстати, второй раз ту же очередь мигранту нужно отстоять для получения своих документов и патента…

Мухамеджан Рахманов, например, стоит в очереди четвертый день. На то, чтобы устроиться на работу, у него всего месяц. Патент оформляют десять дней. Если в ближайшие дни он документы не подаст, придется вернуться в Узбекистан.

Мухамеджан Рахманов:

- У меня дома сейчас жена и ребенок. Жена в больнице. Я оставил ребенка чужому человеку! Стою, жду, вот смотрите - толпа, непонятно, что творится.

Кстати, по информации «МК во Владивостоке», намедни силовики Приморья все же взялись за тему миграционных «посредников»; говорят, что уже накрыты (с арестами) несколько посреднических центров на рынках города, где многотысячное поголовье мигрантов ближнего зарубежья ежедневно несло в кормушку посредников бешеные «бабки». Из своих небогатых заработков и приработков, между прочим.

Улугбек Наиров, мигрант из Бухары, рассказал нам следующее:

- Я теперь вынужден работать каждый день по 16-18 часов в сутки. Потому что кроме платы за койко-место и расходов на еду (хлеб, чай, каша на куриных субпродуктах, иногда второсортные овощи) – в сумме около 12 тысяч рублей в месяц - мне ежемесячно нужно заплатить почти пять тысяч рублей за патент – право на работу. И отдавать долги за свою регистрацию, которая обошлась мне в 60 тысяч рублей: это оплата годового патента в размере 40 тысяч рублей, еще 15 тысяч я отдал посредникам после нескольких неудачных попыток зарегистрироваться самостоятельно, 5 тысяч рублей заплатил за экзамены по русскому языку и истории России. Дома в Узбекистане тоже ждут моих денег – шлю в Бухару примерно 15 тысяч рублей в месяц, закидываю немного денег на телефонные счета родственников…

Посчитайте: нужно заработать 40 тысяч рублей, при этом не тратить ни копейки на одежду и отдых.

Кстати, по оценке приморских предпринимателей, опрошенных СМИ у здания Миграционного центра, посредники никаких реальных услуг ни мигрантам, ни бизнесменам, которые оформляют приглашенных иностранных работников в предусмотренном законодательством РФ порядке, не оказывают. Создается впечатление, что при оформлении документов на одного иностранного работника многие тысячи рублей уходят в частные карманы просто за «доступ к телу». Только деньги-то отдаются мигрантами без гарантии на успех.

Кстати, многие работодатели, которые перестали скрывать факты приема на работу мигрантов с патентом (с этого года мигрантам с патентом можно работать у юридических лиц), считают, что такая ситуация сложилась из-за приостановления деятельности паспортно-визового сервиса.

Они уверены, что организованный легальный бизнес был бы востребован многими получателями этих услуг. Да и к специалистам УФМС приходили мигранты с правильно заполненным полным пакетом документов.

Максим Белобородов, начальник УФМС России по Приморскому краю:

- Если раньше мы принимали 100 документов в день, то теперь не более 50. Потому что документы предъявляют низкого качества, с ошибками, и инспектор, вместо того чтобы принимать все больше документов, вынужден заниматься исправлением ошибок, объяснением человеку, в чем он не прав.

Еще раз кстати. Ежедневно для наведения порядка на Командорской, 11 приезжают полиция и прокуратура. Может быть, стоит открыть здесь пункт помощи мигрантам из дружинников и волонтеров? Дружинники организуют настоящую очередь из настоящих мигрантов, а волонтеры помогут им с заполнением документов.

Нам как-то так кажется…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2015

Заголовок в газете: Право на жизнь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру