Я - Рок Владивостока

В 15-й раз Владивосток посетил профессор истории и философии, сын голливудской звезды и внук приморского промышленника Рок Бриннер

«Почетный талисман «Пасифика» рассказал СМИ о том, как живет кинофестиваль, почему он считает экс-мэра сумасшедшим и чем американцы хуже русских.

В 15-й раз Владивосток  посетил профессор истории и философии, сын голливудской звезды и внук приморского промышленника Рок Бриннер

- Рок, вы приезжаете на каждый фестиваль на протяжении всей его истории. Как изменился «Пасифик» за эти годы?

- Я был на каждом фестивале. Я единственный иностранец, который побывал на всех «Пасификах»! Вижу потрясающие изменения в городе. Я делал фотографии города десять лет назад и теперь. И можно увидеть изменения везде, куда бы ты ни посмотрел.

Но в 2003 году у вас был совершенно безумный мэр — Копылов. Абсолютно ненормальный. Он говорил: «Видишь резиденцию Бриннеров? Я подарю тебе ее!». Я говорю: «Не уверен, что FESCO это одобрит». А он отвечает: «А я подарю тебе FESCO!».

Первые два года кинофестиваль проходил полностью в театре Горького — и открытие, и закрытие. И это было совсем не так, как сейчас. Выделялось гораздо больше денег на его проведение. После экономического кризиса 2008 года бюджет становился все меньше и меньше. И в этом году тоже недостаточно денег. И я думаю, если бы в 2003 году у нас был бы такой же бюджет на фестиваль, как сегодня, у нас сейчас не было бы фестиваля. Тогда нам надо было больше денег для того, чтобы начать. Сейчас не надо столько, потому что фестиваль уже живет собственной жизнью.

- А что вы скажете о традициях фестиваля, как они изменились и без чего «Пасифик» не может существовать?

- Есть очень важная вещь, которую я говорю при любом удобном случае. Что делает фестиваль возможным? Не звезды кино, не гости, не режиссеры. Это вот эти ребята — волонтеры. Без них не было бы фестиваля. И я знаю, как они работали уже за два-три месяца до начала фестиваля. Я знаю, что они это делают просто из любви к кино и Владивостоку. Если бы они потребовали денег, невозможно было бы найти столько, чтобы оплатить их труд. Это была бы колоссальная сумма денег.

Но еще на фестивале важны люди, которые живут в других странах. Иногда первый раз они слышат о Владивостоке именно в контексте кинофестиваля. И многие гости, иностранные режиссеры, которые поедут к себе домой в эту субботу, будут рассказывать об этом городе и об этом фестивале в своих странах. Я знаю одного австралийского кинорежиссера, который настолько полюбил кинофестиваль и Владивосток, что специально снимет фильм, чтобы вернуться.

- На церемонии открытия вы вспоминали о Лайзе Миннелли и ее визите во Владивосток. Сейчас с ней общаетесь?

- О да! Она мой очень большой друг. Пять дней назад я ей позвонил и сказал, что возвращаюсь во Владивосток. Она ответила: «Пожалуйста, передай мою любовь всем моим друзьям». Ей тогда очень понравился Владивосток и кинофестиваль.

… В прошлом году на открытии на сцене «Океана» я сказал: «Губернатор Миклушевский, пожалуйста, пообещайте, что в следующем году фестиваль будет». И он пообещал. И вот мы здесь. И в этом году в субботу вечером на открытии я опять сказал: «Come on, губернатор, пообещайте и на следующий год». И он кивнул, но ничего вслух не сказал. Но я думаю, что фестиваль уже настолько важная часть Владивостока, что он будет всегда. Мне кажется, люди в городе тоже это понимают.

- Вас называют «почетным талисманом» фестиваля. Как вы к этому относитесь?

- Мне очень приятно, что меня назвали талисманом. И это справедливо. Во-первых, важно помнить, что Юл Бриннер родился во Владивостоке и он пока единственный актер, родившийся в России, который получил «Оскар». И я — связь между Владивостоком и Голливудом. Но гораздо важнее для меня история города. Мой прадед Юлий Бриннер строил этот город вместе с Янковским и другими. И я также связь между Владивостоком в начале своей истории и Владивостоком сейчас.

- Кинофестиваль – это крупное событие для Владивостока, но что еще можете сказать о культурной жизни города, кого выделить?

- Есть рок-группа «Мумий Тролль». По-моему, их последний клип «Троллейбус» просто невероятно красивое видео. Я разослал ссылки на него всем своим друзьям. И помню, как сотни волонтеров пошли на мост, чтобы сняться в нем на таком холоде!

Вообще Владивосток – это город с удивительной культурой. Конечно, в Америке много креативных людей, но их еще больше в России и здесь, во Владивостоке. Но здесь этот креатив никогда не связан с деньгами, в Америке за всем всегда стоят деньги. Это меня печалит. Там, например, кино называется бизнесом, а не искусством. Даже в Европе все не так гонятся за выгодой, как в Америке, и с каждым годом все хуже и хуже.

- Вас узнают на улицах нашего города?

- О да! С каждым годом все больше и больше. Но в этом году на этой неделе что-то изменилось. Раньше люди всегда просто говорили: «Привет, Рок!». Не «сын звезды кинематографа», а просто — Рок, как член семьи. И это прекрасно. Но сейчас ко мне стали немного иначе относиться. Вы знаете, мой прадед Юлий Бриннер основал Восточный институт в 1899 году, его сын, Борис Бриннер, основал технический университет в 1915 году. Я — профессор истории и политических наук. Все 11 лет в каждый приезд читаю лекции в университетах города. Я был здесь несколько месяцев назад. Был приглашен ректором Иванцом для того, чтобы читать курс лекций в ДВФУ.

И внезапно именно в этом году гораздо больше людей стало подходить ко мне и говорить: «Спасибо огромное, что приезжаешь во Владивосток каждый год, это так много для нас значит». И многие люди приносят мне мою книгу о Бриннерах на Дальнем Востоке и благодарят за нее, она заставляет их смеяться, плакать и узнавать свою историю.

- Можете рассказать о своей книге, что побудило к написанию?

- Эта книга глубоко личная и важная для меня. Если вы читали мою книгу, то знаете, что конец жизни моего отца был очень печальным. Я написал книгу, чтобы попытаться понять своих предков, своего отца. Понять, почему отец, который был таким потрясающим, так изменился к концу своей жизни, когда все стало очень печально. Даже не столько для меня, сколько для моих младших сестер. И написание книги было единственным способом понять, что случилось с его жизнью и моей. И еще я могу сказать, что мой последний глоток алкоголя был 40 лет назад — в ноябре 1973 года.

Я всю жизнь был сыном Юла Бриннера — звезды кино. И только во Владивостоке я правнук Юлия Бриннера, основателя города. Я никогда не знал своего прадеда. У меня никогда не было семьи, я все время был одинок в мире. Но когда приехал сюда, то у меня появились дед и прадед, я увидел их дом и познакомился с людьми, которые мне смогли рассказать о них.

- Вы замечаете в себе черты русского человека, русского характера?

- Мне сложно сказать. Я не могу сказать за весь характер. Еще Достоевский задавался вопросом, что такое русский характер, а Ельцин созывал целый научный симпозиум, чтобы ответить на вопрос, что такое русская душа. И ни тот ни другой не нашли ответа. Но я точно могу сказать, что это не генетическое, это что-то в культуре.

Справка МК. Великий американский актер Юл Бриннер родился под именем Юлий Борисович Бринер (позже к фамилии была добавлена вторая «н») 11 июля 1920 год во Владивостоке.

В 1934 году семья Бриннеров перебралась в Париж, где Юл поступил учиться в лицей, а Вера стала брать уроки пения. Впоследствии она вышла замуж за русского пианиста, переехала в Нью-Йорк и выступала на оперной сцене, а затем сама учила пению начинающих певиц.

Однажды Юл оказался в ресторане, где выступали русские цыгане. Их выступление потрясло его, он решил научиться игре на гитаре, и 15 июня 1935 года в большом парижском кабаре состоялся первый концерт Юла Бриннера, исполнявшего цыганские песни. Некоторое время Юл увлекался наркотиками. Это свело его с Жаном Кокто, известным поэтом, драматургом, художником-авангардистом. Он познакомил Юла со своими друзьями Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Марселем Марсо, Жаном Марэ.

Однако увлечение опиумом давало о себе знать, и Юл решил избавиться от наркотической зависимости. Поэтому он поехал в Швейцарию, где интенсивно лечился от наркомании.

В 1941 году у матери Юла обнаружили лейкемию, и он вывез её в США для лечения. Кроме того, он надеялся, что в США сможет поступить на курс актёрского мастерства к Михаилу Чехову, жившему в Америке. Это ему удалось. Причём он не только брал уроки актёрского мастерства у Чехова, но также работал водителем грузовика, на котором возил декорации и реквизит. 2 декабря 1941 года Юл впервые выступил в маленькой роли Фабиана в спектакле «Двенадцатая ночь» по пьесе Уильяма Шекспира.

Чтобы помочь матери оплатить лечение, молодому человеку приходилось много работать. Он был шофёром, вышибалой, исполнял романсы, пел цыганские песни. В те же годы он познакомился с киноактрисой Вирджинией Гилмор, которая уже имела опыт выступлений и съёмок в кино, хотя была всего на год старше.

Вирджиния влюбилась в Юла почти сразу, и 6 сентября 1943 года они сочетались законным браком.

В 1945 году Юл Бриннер был приглашён в бродвейский театр «Плимут» на главную роль в мюзикле «Песня лютни». Премьера этого спектакля состоялась 6 февраля 1946 года. Хотя критики и оценили его работу как среднюю, многие называли его самым перспективным бродвейским актёром. В декабре 1946 года Вирджиния родила сына, которого они назвали Рокки. Юл много гастролировал по Америке, побывал в Лос-Анджелесе, где пробовался на роль в кино. Потом состоялись годичные гастроли в Лондоне.

26 февраля 1951 года на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Король и я» об английской учительнице, приехавшей в Сиам учить королевских детей. В этой постановке Юл Бриннер сыграл роль короля Сиама, и сыграл её настолько хорошо, что авторы поспешили специально сместить акценты в пьесе так, чтобы роль стала главной. Эта постановка имела огромный успех у публики и не сходила со сцены три года. В 1956 году по этой пьесе был снят фильм с Юлом Бриннером в главной роли, и уже в 1957 году за лучшее исполнение главной мужской роли он получает престижную награду Американской киноакадемии — «Оскар».

В 1958 году Юл Бриннер сыграл роль Дмитрия Карамазова в фильме по роману Достоевского «Братья Карамазовы». В том же году он сыграл в фильме «Соломон и царица Савская», в котором его партнёршей стала Джина Лоллобриджида. За работу в этой кинокартине он получил 1 000 000 долларов. В 1959 году Юл выкупил у Акиры Куросавы права на съёмку фильма по сюжету знаменитой картины «Семь самураев». Вестерн, получивший название «Великолепная семёрка», был поставлен режиссёром Джоном Стерджесом и вышел на экраны в ноябре 1960 года. Кинокритики довольно прохладно приняли фильм, хотя картина имела огромный кассовый успех во всём мире, в том числе и в СССР.

Юл Бриннер сыграл в этом фильме главную роль — стрелка Криса, который, получив предложение защитить деревушку, собирает ещё шестерых таких же отчаянных стрелков, готовых ввязаться в смертельную схватку.

В апреле 1983 года во время гастролей в Сан-Франциско Юл Бриннер обратился к медикам, и они обнаружили у него рак лёгких. Юл был заядлым курильщиком, выкуривал до трех пачек сигарет в день.

После смерти Юла Бриннера по телевидению неоднократно повторялось его короткое обращение о вреде курения, снятое незадолго до смерти по заказу Американского онкологического общества. Молва утверждает, что к посмертному призыву одного из самых популярных актёров прислушались более трети курильщиков Соединённых Штатов…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру