Экспедиция на Шумшу
В ходе экспедиции будет осуществлён телевизионный проект Министерства обороны РФ «Последний бой Второй мировой», проведены работы по увековечению памяти погибших воинов при защите Отечества. Также планируется вывоз трёх единиц редкой японской техники времён Великой Отечественной в Петропавловск-Камчатский для последующей их реставрации.
В эти дни передовая группа военнослужащих совершила облёт острова и обследование заброшенного бывшего японского аэродрома, провела определение участков местности, пригодных для посадки вертолётов и развёртывания полевого лагеря, поиск безопасной зоны в районе маяка «Чугуйный» для причаливания морских судов.
Кроме того, группа военных минёров проводит проверку территории на предмет наличия взрывоопасных веществ в районах работы поисковых групп.
Поисковая экспедиция продлится до конца сентября.
Экскурс в историю
Напомним читателю: в августе 1945 года в ходе завершающего этапа Второй мировой войны Советский Союз провёл и десантную операцию на Курильских островах. Ведь, несмотря на обнародованный днём раньше рескрипт императора Хирохито о капитуляции, японские войска на всех фронтах, в том числе на Сахалине и Курилах, продолжали боевые действия.
Наиболее сильное сопротивление советским войскам было оказано 18 августа на острове Шумшу во время высадки десанта. Японцы сопротивлялись с яростью фанатиков, отбив несколько атак. Враг даже бросил против передового отряда под командованием майора Петра Шутова 18 танков, рассчитывая, что советские десантники измотались, ослабли. Но наши воины стояли насмерть. 17 танков и более сотни трупов оставили самураи на месте сражения. И тогда на решающий штурм поднял своих бойцов майор Шутов. Пуля пробила грудь героя, его тут же заменил начальник штаба передового отряда старший лейтенант Даин. После ожесточённых схваток высота 165 была взята.
Однако тяжёлые бои с переменным успехом продолжались здесь ещё целые сутки, несмотря на наращивание сил нашего десанта, поддержку корабельной артиллерии и батареи на мысе Лопатка. Причина неудач в том, что из доставленных 218 орудий и миномётов в условиях сильного противодействия противника за день выгрузили на берег лишь 4 45-мм пушки.
Только утром 19 августа, когда штурмовые группы уничтожили батареи на мысах Кокутан и Котомари, с судов спустили на побережье орудия. Но и враг перебросил часть сил с острова Парамушир, сосредоточив в районе господствующих высот более 5 батальонов пехоты, около 60 танков, 70 орудий. Однако в связи с объявленной капитуляцией японских войск сражение не состоялось, гарнизон Шумшу сложил оружие. А к концу августа 1945 года наши войска заняли все острова Курильской гряды, положив конец японскому господству на этих исконно русских землях.
Последний бой старшины
Автору этих строк довелось недавно побывать на острове Шумшу, где стоят под открытым небом, словно памятник тому сражению, подбитые японские танки, а с моря в скалах едва просматриваются «оконца» дотов, откуда в сторону атакующих выбрасывался смертоносный пулемётный огонь. А потом посчастливилось встретиться с реальным участником высадки того десанта старшиной 1 статьи в отставке Юрием Корбутом, проживающим в Северо-Курильске.
– В былые-то годы мы с однополчанами почаще виделись, – говорил Юрий Антонович, ещё крепкий коренастый мужчина, правда, передвигающийся по квартире с помощью вспомогательных средств, – но времечко летит, всё меньше остаётся нас в строю. А, знаете, иной раз оглянёшься назад, в те августовские дни 45-го, и словно ощущаешь рядом с собой молодые лица ребят, с которыми расстался навсегда в том последнем броске на берег Шумшу. Наша группа под командованием майора Петра Ивановича Шутова шла в первом эшелоне десанта, и многие бойцы погибли не от пулемётного огня японцев, а попросту утонули от неправильных действий капитана судна. Да и другие корабли высаживали десант, не подходя близко к берегу, где глубина была до двух метров, а температура воды всего пять градусов. Но капитан нашего танковоза так «перестраховался», что застопорил ход за 200 с лишним метров от берега. Там глубины оказались поболее. Однако рассуждать было некогда, все настроены на атаку, потому прыгали в холодную воду с полной выкладкой и под тяжестью оружия и боеприпасов шли… на морское дно. Часть десантников доплыла до берега, кто-то утратил оружие. Позже рассказывали, отличился один матрос со сторожевого корабля: он единственный из связистов, кто смог идти под водой, набрав в легкие побольше воздуха, и вынести на вытянутых вверх руках сухой радиостанцию. Мне, как водолазу, уже после боёв на острове довелось с сослуживцами по водолазной станции поднимать утонувших бойцов, многих из которых хорошо знал. Они как живые сидели на дне, обвязанные пулемётными лентами, крепко зажав в руке автомат или другое оружие. На берег мы вытащили 117 человек. Только вот одного своего товарища не смог на дне найти; видно, течением куда-то унесло…
Во время высадки десанта командир отделения водолазов старшина 2 статьи Корбут ещё не знал, насколько сильные укрепления врага им придётся преодолевать. Это потом он с товарищами с удивлением и восхищением рассматривал многокилометровые подземные коридоры, которые вели к дотам и дзотам, укрытые в глубоких и не видимых с моря капонирах артиллерийские батареи, которые поражали десантные корабли и суда. Здесь же у японцев находились около 60 танков. Поскольку моряки, красноармейцы и «чёрные береты» передового отряда имели при себе только стрелковое оружие, а результат нашей артиллерийской поддержки с кораблей и с камчатского берега поначалу был малоэффективным, уповать приходилось только на смекалку и героизм советских воинов. Именно здесь совершили свои подвиги старшина 1 статьи Николай Вилков и матрос Пётр Ильичев, закрывшие своими телами амбразуры дотов, лейтенант Александр Водынин, бросившийся с гранатами под танк, многие другие десантники. Отважно и умело действовал в схватках с японцами командир отряда майор Пётр Шутов, которого вынесли с поля боя только после тяжёлого третьего ранения.
Однополчан ряды редеют
– Герой Советского Союза Шутов, вместе с которым мы штурмовали занятые врагом высоты, в прежние годы неоднократно приезжал в Северо-Курильск, собирал нас, своих бойцов, – рассказывал мне Юрий Антонович. – Во время последней с ним встречи семеро нас было; теперь из того десанта остался я один на острове Парамушире. Служба моя прошла с 1942 по 1952 год в отряде буксирных катеров Тихоокеанского флота, занимались мы аварийно-спасательными подводными техническими работами. И после демобилизации ещё полвека отработал водолазом в порту Северо-Курильска. И много чего было в моей судьбе...
Ветеран показал фотографию, сделанную примерно два десятилетия назад. В центре её – Пётр Шутов, рядом с ним – бывшие десантники Григорий Корчагин и Юрий Корбут, Алексей Калинин и Павел Сёмочкин. В прощальном рукопожатии старого водолаза чувствовалась крепость.
Водолаз побывал и в кратере вулкана
Уже во время экскурсии в местный музей на стендах, посвящённых освобождению Северных Курил от японцев, заметил знакомые портреты Героев Советского Союза Петра Шутова, Николая Вилкова, Петра Ильичева. Один из разделов экспозиции посвящён и флотскому водолазу Юрию Корбуту; на снимке он и его супруга ещё достаточно молоды. Здесь же запись, что в ходе боёв за взятие 171-й высоты на Шумшу моряк награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Старшина был одним из 8824 десантников, которые решили исход всей операции прежде всего благодаря героизму и мужеству каждого!
По словам старожилов этого острова на севере Курильской гряды, бывший десантник стал здесь человеком-легендой и благодаря случаю в 50-е годы прошлого столетия. Он – единственный, кто спустился в кратер действующего вулкана Эбеко, чтобы вытащить из озера дочерей офицеров, обварившихся во время выброса пара. Пришлось поднимать на высоту 1300 метров оборудование насосной станции и водолазный костюм ради этой цели. Но для Корбута не существовало невыполнимых задач!
Добавим, что летом 2013 года во время встречи с ним участников очередного морского военно-исторического похода памяти на кораблях Приморской флотилии Юрий Антонович говорил о своём желании перебраться на материк, в Приморье. Делегация ветеранов Тихоокеанского флота во главе с капитаном 1 ранга запаса Сергеем Рязановым обещала оказать всяческое содействие в разрешении насущного вопроса. Только, похоже, надолго «зависла» житейская проблема фронтовика…
Справка МК.
Шумшу – самый северный из Курильских островов. Отделён от Камчатки (мыс Лопатка) Первым Курильским проливом шириной около 11 км, от о. Парамушир – Вторым Курильским проливом около 2 км. Административно остров входит в Северо-Курильский район Сахалинской области.
На нём сейчас нет постоянного населения, действуют только погранзастава и маяк. В советское время на острове были населённые пункты Байково, Шутово, Шумный, Бабушкино и Курбатово. У Байково и расположен бывший японский аэродром, куда в 90-х годах прошлого века летали самолёты из Елизово.
В 1945 году в юго-западной части острова, на побережье 2-го Курильского пролива, располагалась хорошо оборудованная военно-морская база Катаока, а около 6 км от неё, на соседнем о. Парамушир, – ВМБ Касивабара. Инженерные сооружения здесь совершенствовались десятилетиями, всё побережье, доступное для высадки десанта, прикрывалось десятками дотов и дзотов. Группировка противника на Шумшу состояла из 73-й пехотной бригады, полков артиллерии и ПВО, танковых подразделений. При необходимости её могли усилить войска с Парамушира, где в северной части дислоцировались 74-я бригада, два мортирных дивизиона и подразделение танкистов. Это позволяло японцам в сжатый срок сосредоточить на Шумшу до 23 тыс. человек.