«Звезда» будет строить флот

Военный судоремонтный завод в Большом Камне, где создаётся современнейший судостроительный комплекс, посетили зампред правительства РФ и глава Приморья

Их сопровождали представители федеральных органов власти и государственных корпораций, командования Тихоокеанского флота, начальники управлений и отделов краевой администрации. Высоких гостей сразу привезли на территорию цеха по сборке металлоконструкций (блок корпусных производств), где уже завершается монтаж оборудования.

Военный судоремонтный завод в Большом Камне, где создаётся современнейший судостроительный комплекс, посетили зампред правительства РФ и глава Приморья

Визитеров в первую очередь интересовало, как идёт на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» практическая реализация государственного проекта по созданию нового судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке. Напомним, что первый этап строительства судоверфи заканчивается в 2016 году, а вторая и третья очереди намечены на 2015-2018 годы. Запуск производства планируется начать в начале 2016-го.

Создаётся костяк

Заместитель генерального директора завода «Звезда» по производству Александр Ермаков обстоятельно доложил обстановку, в деталях рассказал о ходе строительных и монтажных работ, возможностях будущей судоверфи. Его дополнили гендиректор Юрий Фильчёнок и исполняющий обязанности руководителя Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Владимир Цыбин. При этом на электронном экране наглядно демонстрировалось, как обрабатывается металл, в каких пролётах происходит сборка судовых секций, их фундаментов, сварка полотен, в каком состоянии будущее судно передаётся на стапель. Важно, что на заводе в перспективе будут построены цеха, насыщенные всем необходимым оборудованием, это позволит создать верфь законченного цикла, когда обеспечиваются достроечные производства. Мощность будущего производства в том, что здесь планируется до 90 тысяч тонн металлообработки, крупнотоннажное судостроение, том числе строительство кораблей ледового класса.

- Главное сейчас – в определённые сроки завершить пусковой комплекс, - подчеркнул генеральный директор завода «Звезда». – А потом можно строить сухой док, площадку в бухте Пяти Охотников. Одновременно решаем и кадровую проблему. Ведь для начала производства нам потребуется до трёх тысяч персонала, а позже - значительно больше. С целью подбора рабочих объехали уже все окрестные сёла, ищем специалистов в Приморье и Хабаровском крае. 200 человек приехали к нам с запада, в основном с Украины. Хотят иметь российские паспорта, к примеру, и литовцы, но им не дают… Так что постепенно создаём костяк трудового коллектива. Есть материальный стимул: средняя заработная плата – 43 тысячи рублей. Но нужно создавать и социальную инфраструктуру, обеспечивать людей жильём. Тут идёт навстречу местная администрация – выделено 50 квартир, ещё две тысячи для заводчан получим позже.

Две ноги для завода

Вникнув в обстановку на заводе, губернатор и вице-премьер РФ побывали на причалах, где стоят в ремонте атомные подводные лодки ТОФ. В частности, на борту экипаж АПРК «Магадан». А затем Дмитрий Рогозин провёл в управлении предприятия рабочее совещание, где обсуждались дальнейшие планы развития судостроительного кластера. По его завершении Рогозин и Миклушевский ответили на многочисленные вопросы журналистов.

- Дальний Восток для нас - это ничем не ограниченный выход в большой океан, - отметил Дмитрий Олегович. - Потому что любой другой судостроительный или судоремонтный завод страны в географическом отношении – это всегда в определённом смысле зависимость то ли от датских проливов, то ли от Дарданелл с Босфором и т. д. Здесь же строй всё, что хочешь, и выходи в открытое море. Полная свобода промышленных рук России. Поэтому, конечно, мы будем развивать такого рода предприятия, как «Звезда», и в Приморском крае, и на Дальнем Востоке с прицелом на то, что в непростых условиях геополитики XXI века Россия должна себя ни в чём не сдерживать в вопросе национальной и военной безопасности страны.

Здесь, с одной стороны, создан консорциум, который собрал те силы, которые должны обеспечить государству в необходимом количестве морскую технику – платформы, суда ледового класса для разработки огромных богатств России в Арктическом шельфе. С другой – здесь же находится и периметр военного судоремонта. Атомные подводные лодки будут ремонтироваться и впредь. Сейчас мы рассмотрели план такого судоремонта на ближайшие годы. Сочетание такого партнёрства – гражданского судостроения и военного кораблестроения – это насущная необходимость, потому что это две ноги, на которых может устойчиво стоять завод. Это гражданские заказы и военный оборонный заказ.

Проблема – нехватка людей

По словам Дмитрия Рогозина, самая главная проблема сегодня – рабочие руки, их в необходимом количестве на Дальнем Востоке пока не хватает, а для судостроения – тем более. Если говорить о планах развития кластера до 2025 года, то сюда, в Большой Камень, потребуется дополнительно примерно ещё 10 тысяч рабочих. Для этого нужно воспитать их из местных кадров, а также пригласить профессионалов из других мест. И, конечно, всех обеспечить жильём. «У специалистов появится мотивация приезжать из других регионов европейской части России. Думаю, что какая-то часть крымчан приедет; там судостроительное производство довольно-таки развито. Да и с учётом ситуации на Украине можно ожидать большой приток квалифицированных рабочих из Николаевской области – там огромные верфи, которые сейчас стоят безо всяких заказов, и всем очевидно: Киеву промышленность не нужна. А нам эти люди нужны! Они нашей культуры, очень легко адаптируются к нашим условиям. И сейчас есть все необходимые решения по обретению ими российского гражданства. Думаю, как раньше происходило освоение российского Дальнего Востока за счёт притока энергичных переселенцев из европейской части большой Российской империи, так и сейчас эта проблема будет разрешаться подобным образом. А с другой стороны, считаю, и в самом Приморском крае резервы не исчерпаны.

Главное – где жить судостроителям? Необходимо жильё, которое нужно построить быстро. На эту проблему обратим самое пристальное внимание».

Первые ласточки

- Для Приморья это очень важный проект, - добавил Владимир Миклушевский, - потому что здесь прежде большого судостроения не было, был только судоремонт. И уже первые ласточки начали появляться: в Находке спущен на воду первый танкер, во Владивостоке «Восточная верфь» делает пограничные сторожевые корабли и суда для Тихоокеанского флота, строит танкеры малых размеров. Сейчас отрасль важно развивать дальше. Это даст Приморью новые высокотехнологичные рабочие места с высокой, естественно, зарплатой. Второе – это налоги в местный и краевой бюджеты, что повлияет в целом на динамику развития региона, в том числе его социальной сферы, транспортной инфраструктуры. И конечно, это высокие технологии, которые мы сможем использовать также в других отраслях экономики.

Глава Приморья отметил, что жильём специалисты будут обеспечены. А из краевой казны будут выделяться средства на строительство детских садов, школ и больниц.

- Мы хотим, конечно, использовать открывающиеся возможности в первую очередь для приморцев, - рассказывает Владимир Миклушевский, - для большекаменцев, жителей Шкотовского района, Владивостока. Планируем открыть морское сообщение между Владивостоком и Большим Камнем, чтобы людям удобнее было добираться на работу. Не хватает корабелов, но есть учебные заведения, которые готовят таких специалистов, где можно поменять свою квалификацию, повысить её. Речь идёт о филиале ДВФУ в Большом Камне, судостроительном техникуме во Владивостоке. Кроме того, на заводе «Звезда» будет создан собственный учебный центр. Эти планы мы согласовали с предприятием уже давно и постепенно их реализуем. Учащиеся смогут в аудиториях получать теоретические, а непосредственно на заводе - практические знания, используя современные сварочные аппараты и другое оборудование. И мы всегда рады открыть двери для тех, кто хочет приехать в наш край и трудиться здесь. Давно уже надо поменять тренд, чтобы люди не уезжали отсюда, а приезжали и укоренялись здесь. Завод «Звезда» будет именно таким проектом, который позволит Приморью производить конкурентоспособную продукцию, - резюмировал Владимир Миклушевский.

- Вопрос, который мы сейчас поставили, ставят в России на протяжении более 200 лет, - заметил Дмитрий Рогозин. - Хотим строить флот, где взять корабелов? И вспомним: первым на него ответил ещё Пётр Первый. Он поставил вопрос и сам его решил. Так если это ему удалось сделать в те сложные времена, то в современной России тем более мы должны найти положительный ответ!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру