Эсминец, которому дали имя «Быстрый», был спущен на воду 25 лет тому назад, 28 ноября 1988 года, на следующий год на нем подняли Военно-морской флаг государства.
В послужном списке корабля – служба на Балтике (место дислокации Лиепая, Балтийск), на Тихоокеанском флоте (ЗАТО Фокино), официальные визиты в порты Киль Федеративной Республики Германия, Циндао КНР, Пусан Республики Корея, участие в учении «Восток-2010», в совместных боевых тренировках с ВМС Японии, Франции и Китая, выполнение различных учебно-боевых задач в морской зоне Дальневосточного региона России, призы за ракетную стрельбу от главкома ВМФ…
Слава – нелёгкое бремя
В сущности, корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Кто-то спотыкается по жизни, лишь время от времени пытаясь встряхнуться, успеть наверстать упущенное. А кто-то уже с момента рождения проявляет здоровое волевое начало, от года к году совершенствуясь и набирая силу.
К последним с полным правом можно отнести эскадренный миноносец «Быстрый», который и поныне несёт ратную службу на Тихом океане. То, что было заложено первым экипажем под командованием капитана 2 ранга Александра Крайнова, здесь приумножают последующие поколения военных моряков. Часть воинского коллектива с годами, естественно, меняется, но традиции остаются. Старожилы корабля добрым словом и по сей день вспоминают капитана 3 ранга Игоря Соколова, капитанов 1 ранга Александра Носатова и Сергея Липилина, капитана 2 ранга Андрея Сапрыкина и других офицеров, которые в разные годы командовали этим кораблем и, что называется, душу вложили в него.
Весьма заметной в успешной боевой летописи «Быстрого» была и роль бывшего его командира капитана 2 ранга Андрея Огнева. Именно под его началом корабль стал лучшим на флоте по итогам боевой подготовки в 2009 году, завоевав приз главнокомандующего ВМФ за меткую стрельбу главным ударным комплексом по морской цели.
Слава правофлангового корабля – нелегкое бремя. Но, по словам нынешнего командира эсминца капитана 2 ранга Руслана Петрачкова, экипаж, взяв однажды для себя высокую планку, старается её не опускать.
- В прошлом году мы снова подтвердили свои позиции, получив приз главкома за ракетную стрельбу по морской цели, - говорит он. – И это, считаю, закономерный результат слаженной работы всего коллектива. Мы не застаиваемся у причала, весь личный состав, по сути, пропах порохом учений и тренировок в море. В 2013 году выходили на «Морское взаимодействие» с китайскими военными моряками, участвовали в общефлотских учениях, выполняли задачи военно-исторического похода памяти по местам былых боёв на исходе Второй мировой войны. В этом году тоже всё идёт по нарастающей. К примеру, на недавних манёврах в Восточно-Китайском море в составе отряда кораблей достойно выполнили все учебно-боевые упражнения.
Как добавил в беседе с «МК во Владивостоке» командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Эдуард Новиков, были свои особенности захода в Шанхай, когда, преодолев реку Янцзы, пробирались по речке Усун, ширина которой всего около 200 метров. Тогда их корабль впервые совершил такой переход!
«Голова в голову»
Слагаемые успеха, считают в экипаже, кроются в отношении людей к любимому делу. И командира, который немало лет послужил здесь старпомом, и других офицеров и мичманов отличают здоровые амбиции, желание продлить жизнь эсминца как можно дольше. Все они проверены боевой работой в море. Взять, например, помощника командира корабля капитан-лейтенанта Дмитрия Крисевича, выпускника Балтийского ВМИ имени адмирала Горшкова 2007 года. В своё время он отлично зарекомендовал себя в должности комбата-ракетчика и как специалист, и как командир подразделения. С лейтенантов служит здесь и командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан 3 ранга Константин Петров. В его «хозяйстве» – всё ударное вооружение корабля. Человек очень целеустремленный, ему всё по плечу.
– Да у нас многие офицеры по уровню высокой профессиональной подготовки примерно равны, – заметил капитан 2 ранга Петрачков. – Среди тех, кто ныне составляет костяк экипажа, и старпом капитан 2 ранга Александр Рыбалочко, командир боевой части связи капитан 3 ранга Роман Воробьёв, командир электромеханической боевой части капитан 2 ранга Александр Козачук. Есть офицеры, которых природа особо одарила в их профессиональном призвании. Думаю, такого «механика Кулибина» по паросиловым установкам, как наш командир дивизиона движения кавалер ордена Мужества капитан 3 ранга Алексей Коноплёв, просто больше не сыщешь на всей флотилии. Он, похоже, нутром чувствует машину, обращается с ней как с живым организмом. Даже главный механик идёт к нему за советом.
Среди тех, кого стоит поощрить за добросовестную службу в честь предстоящего Дня ВМФ, - капитан-лейтенант Юрий Емельянов, капитан 3 ранга Александр Борисов, старший лейтенант Артём Шмагин, мичманы Степан Кокшаров, Евгений Пасешник и Зураб Эмирханов, контрактники главный старшина Юлий Бушмин, старшина 1-й статьи Евгений Хомченко, старшины 2-й статьи Алексей Кадыков и Алексей Муравьёв.
На традициях мужества
Напомним: в этом экипаже проходила служба по призыву матроса Алдара Цыденжапова из посёлка Агинское Бурятского округа, который ценой своей жизни спас эскадренный миноносец от взрыва. 24 сентября 2010 года во время подготовки к выходу в море в носовом котельном отделении корабля по техническим причинам произошло возгорание топлива. Силами личного состава электромеханической боевой части и всего экипажа огонь был потушен в считаные минуты. Алдар, находясь в эпицентре возгорания, успел перекрыть подачу воды в котёл, предотвращая его разрушение, но получил сильные ожоги, не совместимые с жизнью, и через четыре дня скончался. Указом президента РФ за героизм и мужество ему присвоено звание Героя России. Матрос Цыденжапов стал первым моряком-надводником, удостоенным этого высокого звания в мирное время, он навечно занесён в списки личного состава корабля.
Чаще – в море!
…На корабле постоянной готовности, каким является ЭМ «Быстрый», нет хороших бытовых условий, хотя в некоторых кубриках матросы-контрактники своими руками наводят уют. «Но это и не главное, – считают многие в экипаже, – отдохнуть, понежиться можно в выходной день дома, а эсминец предназначен для боя». Главное же внимание уделяется заведованиям, боевым постам, чтобы в реальной обстановке всё сработало на победу.
– Чем чаще в море, тем лучше для боевого корабля, а значит, для нас, – заметил в беседе капитан 2 ранга Козачук. – Я когда-то четыре года просидел на неходовом эсминце, так с какой завистью смотрел на тех, кто не застаивается у причалов! Потому с великим удовольствием теперь занимаюсь настоящей военно-морской службой и радуюсь, что вопреки своему почтенному возрасту «Быстрый» по-прежнему отвечает своему имени. В этом заслуга всего экипажа, который всячески поддерживает родной корабль в таком техническом состоянии, чтобы он выходил в океан.