Девизом масштабного международного мероприятия, проходившего с 30 июня по 4 июля в Харбинском международном выставочном центре, стал лозунг «Новая платформа - новые возможности».
ЭКСПО прошло при поддержке МИДа России, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Министерства регионального развития РФ, региональных администраций Сибири и Дальнего Востока РФ, Государственного комитета КНР по реформе и развитию, Народного правительства провинции Чжэцзян, Китайского комитета содействия развитию международной торговли и Народного правительства Харбина.
Кстати, несмотря на приставку «первое», мероприятие не стало «первым блином», ведь начиная с 1990 по 2013 год выставка уже проходила в Харбине. Правда, в эти годы она носила иное название – Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка.
В октябре 2013 года во время визита Дмитрия Медведева в КНР было принято решение переименовать ярмарку в «Российско-китайское ЭКСПО» и сделать ее «передвижной».
Так, планируется, что уже в 2015 году ЭКСПО будет проводиться на территории России, причем на территории Приморья.
Квадратные метры экономики
ЭКСПО стало крупномасштабной площадкой, на которой демонстрировали свою конкурентоспособную продукцию и производственно-технические разработки российские промышленные компании и институты, здесь проходили презентации промышленного и инвестиционного потенциала российских регионов, развития проектов двустороннего сотрудничества и установления новых контактов. На 86 тысячах квадратных метров крупнейшего выставочного комплекса на северо-востоке Китая расположились 3000 стендов стран - участников ЭКСПО. Российскую экономику на выставке представляли более сотни предприятий и организаций ведущих секторов экономики из 39 российских регионов.
По задумке организаторов, ЭКСПО должно стать площадкой для расширения и диверсификация экономического сотрудничества между Россией и Китаем. В рамках мероприятия участники обсуждали возможности и проблемы, связанные с подготовкой и реализацией крупнейших российско-китайских проектов, межрегиональные связи России и Китая, инвестиционное сотрудничество в сфере развития особых экономических зон, формирование новых бизнес-контактов.
В торжественной церемонии открытия российской экспозиции приняли участие сопредседатели Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств: заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин и заместитель премьера Госсовета Китайской Народной Республики Ван Ян.
По словам Дмитрия Рогозина, ЭКСПО имеет стратегическую важность для развития взаимодействия двух стран: «Это первый опыт для наших двух стран совместной организации столь масштабного выставочно-конгрессного мероприятия. Хочу подчеркнуть, что речь идет не о распространенном в выставочной индустрии статусе «страны-главного партнера» или «страны-почетного гостя», а именно о совместной организационной работе в качестве равноправных партнеров. Российско-китайское ЭКСПО – яркий символ партнерских, доверительных отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия между нашими странами. Это мероприятие – практическое подтверждение приверженности развитию долгосрочного, взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям», - заявил вице-премьер.
Его «коллега» Ван Ян добавил, что мероприятие является новым рубежом в контексте дружественных отношений между двумя странами. По его словам, в Китае проводятся много выставок и ярмарок. Но в этот раз Китай впервые вместе с иностранным государством организует ЭКСПО государственного значения, что непосредственно отражает высокую степень политического доверия и высокую степень экономического слияния двух стран, обязательно в дальнейшем наполнит отношения всеобъемлющего взаимодействия и стратегического партнерства двух стран новым содержанием.
Кстати, как показалось «МК во Владивостоке», торжественная церемония открытия ЭКСПО по меркам Китая прошла довольно скромно, без фантастических шоу и фейерверков – возможно, это связано с программой по борьбе с роскошью, которая не так давно стартовала в этой стране.
После открытия выставки ее высокие гости отправились осматривать наиболее интересные стенды российско-китайской экспозиции, такие как проект строительства мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ, проект комплексного развития аэропорта Хабаровск «Новый», технопарк «Якутия» и другие.
За пять дней работы выставки ее смогли посетить несколько тысяч гостей – представители мелкого и среднего бизнеса, а также все желающие смогли познакомиться с продукцией участников ЭКСПО. В павильонах, представляющих товары народного потребления и пищевую продукцию, шла оживленная торговля. Несмотря на то, что «выставочные» цены были достаточно высокими, нашлось немало желающих приобрести иностранный товар отличного качества.
Официоз подпортили переводчики
Помимо собственно выставки, в рамках ЭКСПО проходили различные «официальные мероприятия» - круглые столы, презентации, встреча ректоров ведущих университетов России и Китая, биржа деловых контактов. Так, в рамках программы мероприятий Первого Российско-китайского ЭКСПО состоялся съезд российско-китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, прошли биржа деловых контактов крупных российско-китайских предприятий, презентация Китайско-российского центра юридического обслуживания и другие мероприятия.
Небольшой ложкой дегтя в бочке российско-китайского «экспо-меда» стала работа переводчиков. Ошибки китайских переводчиков на вывесках давно стали привычными и вызывают улыбку, но на мероприятиях, подобных ЭКСПО, такие огрехи уже не веселили. Путаный перевод не давал участникам встреч сосредоточиться на сути происходящего, превращая порой речи спикеров в «белиберду».
Губернатор представил Приморье лично
Также на выставке были представлены Дни российских регионов, в рамках которых временно исполняющий обязанности губернатора Приморского края Владимир Миклушевский выступил с презентацией инвестиционного потенциала Приморья.
По словам Владимира Миклушевского, в настоящее время темпы роста экономики Приморского края опережают среднероссийский показатель почти в полтора раза. В 2013 году объем иностранных инвестиций увеличился более чем в 4 раза по сравнению с 2012 годом: «На 1 января 2013 года в крае накоплено иностранных инвестиций на сумму 973 млн. долларов США. В течение 2013 года поступило 1,7 млрд. долларов США иностранного капитала. Продолжают расширяться экономические связи Приморского края с регионами Китая во всех отраслях экономики: сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, энергетике, туризме. Товарооборот с КНР постоянно растёт, его удельный вес в общем объёме внешнеторгового оборота края ежегодно составляет от 50% до 60%», - отметил Миклушевский.
Доля инвестиций китайских партнеров выросла за 2013 год более чем в два раза. Сегодня она составляет порядка 73 млн. долларов США. В крае ведут деятельность более 300 организаций с инвестициями КНР, что составляет около половины от общего числа работающих в Приморье предприятий с иностранными инвестициями.
Одним из самых перспективных направлений совместного сотрудничества Владимир Миклушевский назвал транспортно-логистический комплекс. Сегодня в Приморском крае идет активная модернизация международных транспортных переходов «Приморье-1» и «Приморье-2», которые проходят и по северо-восточным провинциям Китая. Помимо этого реализуются другие масштабные транспортно-логистические проекты: интермодальный «Терминал Астафьева» в Находке, транспортно-логистический центр «Сухой порт» на территории Артёмовского городского округа.
Он также отметил, что в целях сокращения сроков транзита грузов через край строится автодорога Владивосток – Находка – порт Восточный.
Практическая польза
Итогом работы Первого Российско-китайского ЭКСПО стало подписание между двумя странами внешнеторговых договоров на сумму более 230 миллионов долларов, заключены протоколы и соглашения о намерениях почти на 840 миллионов долларов.
Например, представлявшая Приморский край компания FESCO (группа «Сумма») и Хэйлунцзянская зерновая компания подписали соглашение о сотрудничестве в рамках реализуемого на Дальнем Востоке проекта «Большой порт Зарубино». Согласно презентации проекта, представленной Андреем Загорским, руководителем строительства «Большого порта Зарубино», китайская зерновая компания обеспечит грузопоток через новый порт в объеме до 10 млн тонн в год. В настоящее время порт уже подписал ряд подобных соглашений с китайскими поставщиками. Ранее было подписано соглашение о намерениях между группой «Сумма» и провинцией Цзилинь, в рамках которого были достигнуты договоренности по предварительной структуре и объемах грузопотоков через Зарубино со стороны китайских компаний и китайской железнодорожной корпорации «Северо-Восточная Азия».