И назвали лодку «Чакра»

25 лет тому назад Индия купила у СССР атомную подводную лодку. Год назад история повторилась

В январе 2012 года на заводе «Звезда» в ЗАТО Большой Камень Приморского края прошла церемония передачи атомной подводной лодки К-152 «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б» в лизинг ВМС Индии

25 лет тому назад Индия купила у СССР атомную подводную лодку. Год назад история повторилась

Подлодка получила название «Чакра» и в течение 10 лет будет управляться индийским экипажем без участия российских специалистов. Стоимость этого контракта составила более 900 миллионов долларов.

«Нерпа» стала единственной АПЛ на вооружении ВМС Индии и приписана к базе индийских ВМС в порту Вишакхапатнам. Предполагается, что на подлодке будут проходить подготовку будущий экипаж АПЛ «Арихант» индийской разработки и других строящихся в Индии субмарин.

В 1988 году Индия получила, тогда еще от СССР, АПЛ К-43 «Чакра» проекта 670 «Скат» в лизинг сроком на три года. В 1991 году срок лизинга закончился, и, как отмечали в то время эксперты, из-за давления со стороны руководства США советское руководство не стало продлять выгодный обеим странам арендный договор.

Атомоход для Индии

…Первая «Чакра» была торжественно передана ВМС Индии пронзительно-холодным утром 5 января 1988 года на пирсе в бухте Малый Улисс Владивостока. Торжественная и красивая парадная церемония завершилась спуском с рубочного флагштока ПЛ советского флага и подъемом индийского. В это же время посол Индии в СССР снял покрывало с прикрепленной к рубке лодки красной таблички с новым именем ПЛ – «Чакра» и с номером S-71. Через 10 дней «Чакра» с обучавшимся в Союзе в течение пяти лет индийским экипажем отдала швартовы. Впереди у лодки и инструкторского экипажа - 30 советских офицеров и мичманов - были три года службы в главной базе подводных сил ВМС Индии, небольшом (600 тысяч жителей), по их меркам, городке Вишакхапатнаме.

После 13 лет боевых служб на Севере и в Атлантическом океане в 1980 году К-43 была капитально отремонтирована и через Северный полюс перешла на Камчатку, где за три года совершила несколько автономок в Тихий и Индийский океаны. В 1983 году К-43 была переименована в учебно-тренировочное судно УТС-550 и поставлена в Большой Камень на завод «Звезда» на капремонт, модернизацию и переделку для передачи ВМС Индии. В составе индийских подводных сил лодка совершила десятки боевых выходов. В январе 1991 года ПЛА с индийским экипажем снова вернулась в Малый Улисс, в апреле 1992 года - в родное соединение на Камчатку, а 3 июля того же года была выведена из боевого состава флота и стала действующей УТС камчатских подводников, ждущей своей очереди на утилизацию.

К-43 - уникальная лодка: она выполняла боевые задачи во всех четырех океанах земного шара.

Инструкторский экипаж

В конце 70-х годов глава индийского правительства и большой друг СССР Индира Ганди приняла чисто женское экономное решение: не купить у СССР «атомоходы», а взять их в аренду, а за время эксплуатации достроить свою АПЛ, скалькировав технические решения с советского аналога. СССР не возражал. Кадровики ВМФ СССР начали набор инструкторской группы и экипажа атомохода на всех четырех флотах страны.

Конкуренция была жесточайшей: шутка ли, инструктор через пару лет должен был на целых три года вместе с семьей «свалить» из общества развитого социализма в красиво загнивавшую капиталистическую страну. Три года на курорте с зарплатой в валюте и рублево-долларовым счетом в Госбанке - это был предел мечтаний для советского человека, стоявшего в очередях за колбасой, туалетной бумагой и шампанским к празднику. Поэтому в экипаж под командованием молодого капитана 2 ранга Александра Теренова были собраны лучшие подводники-атомщики с Северного и Тихоокеанского флотов. Однако были на лодке и те, кто служил на ней до того, как она стала УТС: командир БЧ-5 (стармех) Сергей Хильчук и его заместитель Владимир Лихачев.

Завидные женихи

К приезду индийских экипажей на Улиссе было сдано лишь общежитие для их проживания. Поэтому в бухте рядом с ПЛА поставили «Ирбит» - пригнанную с Севера плавказарму финской постройки, на борту которой в дальнейшем не только размещались экипажи подводников, но и хранились горы лодочного ЗИПа и вагоны ее технической документации.

Впрочем, из-за полного незнания русского языка индийцы (во Владивосток приехали два с половиной экипажа) тоже не были готовы к началу учебного процесса. Поэтому до конца 1984 года десятки преподавателей английского языка из ТОВВМУ, вузов и школ Владивостока были брошены на ликвидацию языкового барьера между экипажами: индийцев учили основам русского, русских инструкторов - английскому. А накануне нового, 1985 года индийские моряки впервые вышли в город и на целых три года стали лучшими женихами Владивостока. Они уходили в увольнение из закрытого военного городка на Улиссе практически ежедневно, предварительно отоварившись дефицитом в спецмагазине: парным мясом и шоколадом, вьетнамскими зеленью и фруктами, индийскими лекарствами и специями, болгарскими сигаретами и вином, гэдээровскими презервативами и игрушками, польскими колготками и посудой... Им нравились русские женщины - боже, как они стремились получать у преподавателей только хорошие оценки, чтобы не остаться вечером за партой! А как их ждали и любили подруги с Окатовой и Луговой, с Тихой и Баляева, которым выпало счастье временно жить почти семейной жизнью с плохо говорящими по-русски, но заботливыми и малопьющими добытчиками!

Кстати, сегодня не меньше дюжины владивостокских юношей и девушек - плоды той интернациональной любви.

Что касается полусотни индийских офицеров, все они зимой 1984-1985 гг. получили квартиры в новом доме на Кирова, многие вызвали в зимний и ужасно холодный для них Владивосток свои семьи. Индийские дамы и их джентльмены во Владивостоке - без привычных найт-клубов, кинотеатров, дамских салонов и приличных магазинов - откровенно скучали и развлекались лишь посиделками в гостях у своих русских друзей. Кстати, в этом же доме дали квартиры почти всему инструкторскому экипажу ПЛ, офицеры и мичманы впервые за годы службы на флоте не только смогли перевезти свои семьи с закрытых военных баз Севера и Тихого в большой город, но и дать им возможность в компании индийских коллег под первые джин с тоником и видеопорнушку приобщиться к вкусному западному загниванию.

В капиталистическом раю

В начале 1986 года УТС-550 начала выходы в море: сначала советский экипаж выполнил все положенные по программе боевые задачи, потом на лодке стали выходить в море ее будущие командиры, старпомы и механики. А с лета 1987 года количество советских на ПЛ стало убывать: индийские подводники постепенно осваивали боевые посты и заменяли на них матросов, старшин, мичманов и офицеров, а Теренова на командирском мостике все чаще заменяли индийские командиры Ганеш и Ананд. В сентябре 1987 года «Чакра» стала полным ходом выполнять программу ходовых испытаний.

Владимир Лихачев, капитан 2 ранга запаса, бывший командир дивизиона живучести БЧ-5 К-43:

- Лодка перед продажей выполнила около 40 торпедных и ракетных стрельб - столько в то время не стрелял весь ТОФ. Потом советский экипаж расформировали и разбросали по флотам, а наш инструкторский экипаж переодели в штатское и велели сидеть в готовности.

Индийцы же в это время готовили «Чакру» к отходу и скупали магазины Владивостока: матросы тащили на борт мешки с алюминиевыми ложками и вилками (цветмет!), мичманы - ковры и матрешек, офицеры - 200-литровые бочки с дешевым бензином. В феврале, через две недели после старта из Владивостока, «Чакра» вошла в индийские территориальные воды, где ее встретил премьер-министр Индии. Раджив Ганди не только поднялся на борт ПЛАКР, но и дошел вместе с экипажем до Вишакхапатнама в подводном положении.

Владимир Лихачев:

- Приход «Чакры» в Индию серьезно нарушил баланс военно-морских сил в Индийском океане. Пакистан для слежения за индийской ПЛА и противостояния ей «прикупил» у США целых пять фрегатов ПЛО. Боялись нас больше, чем всех индийских «Варшавянок», стоявших с «Чакрой» в одной базе.

Служба подводников в Индии почетна, очень хорошо оплачивается и главное - для нее отлажена вся инфраструктура. К нашему приходу в базе были не только построены спецпирс с 60-тонным краном, комплекс зданий радиационной безопасности, крытый док и ремзавод: на всех этих объектах люди были готовы к нашему прибытию.

Все индийские офицеры-подводники - люди состоятельные, служат не за деньги. Для них это долг перед Родиной, который морально окупается даже спустя десятилетия, когда они уходят в отставку, получают от правительства огромные деньги на строительство личного особняка в любой точке страны, а их наперебой приглашают на работу в правительство или управляющими крупных компаний и фирм. Мичманы служат за деньги, но имеют прекрасное образование, полученное в лучших колледжах и университетах Англии, США и Франции. Каждый из них знает свою лодку как свои пять пальцев.

…В Индии мы наяву увидели, что такое обещанное нам светлое будущее. Все мы с семьями жили в хорошей гостинице вместе с группой совспециалистов, строивших в Индии металлургический комбинат. У нас была русская школа, где учились наши дети.

Скучать не приходилось: из трех лет аренды «Чакра» и мы вместе с ней пробыли в море ровно год. Свободное время было организовано их службами просто великолепно. Я совершил шопинги с женой по всем крупным городам Индии, побывал на экскурсиях в десятках исторических мест. Плюс пляж круглый год, походы в гости к сослуживцам, спорт. Все потребности инструкторов и их семей оплачивались: не только проживание, учеба, транспорт, медобслуживание, но даже питание. Зарплаты в рупиях хватало на очень хорошую жизнь всей семьи. Жены наши впервые без очередей и блата приобрели качественную одежду и обувь, купили золотые и серебряные украшения себе и дочкам, дети - велосипеды и мотороллеры, мы, мужчины, - фото- и видеоаппаратуру.

Аварийное всплытие

Во время лизинга «Чакры» в Индию безупречно обслуживавшаяся на берегу лодка почти не требовала ремонта. Кроме единственного случая - аварии реактора, который по контракту обслуживали исключительно русские и своими силами: индийцы могли видеть ЯЭУ только снаружи.

Владимир Лихачев:

- 5 июня 1990 года во время одного из последних выходов в море на ПЛ случилась авария реактора, после которой я считай, что родился заново. Все было как обычно: выход в море, район, патрулирование в подводном положении, я несу вахту инструктора-механика на ГКП, вдруг на пульте сигнал: «Авария ЯЭУ». Тут же сработала аварийная защита, ПЛ обесточилась, потеряла ход и стала медленно проваливаться на глубину. Для такого случая есть перечень экстренных мер: дать по лодке аварийное питание, перейти на питание от батарей, продуть цистерны для удержания плавучести. Но у индусов длинная цепочка докладов, разрешение на какие-то действия дает только командир... Короче, темнота, криком доклады на английском, в седьмом отсеке со страху «обнаружили» поступление воды в отсек. А время идет, глубиномер отщелкивает глубину уже в районе предельной. Ананд - командир опытный, но растерялся. И главное - они все же аварийную тревогу объявили и отсеки задраили, в закрытую переборку командир-инструктор Теренов бьется, который имеет право индийцам совет дать, а его не впускают. Я тогда встал из-за пульта, индусов всех с дороги как-то куда-то распинал, растолкал, опрокинул и на колонке продувания цистерн главного балласта повис, дал на ощупь ВВД в цистерны. Мы выпрыгнули из воды всем корпусом. Говорю Ананду: «Топай, командир, на мостик, давай осматриваться да разбираться». Ну, впустили в ЦП механика Хильчука с командиром Тереновым, а я в реакторный полез. Выяснилось, что потек контур немного, но дать ход можно. Пошли в надводном в базу. Три месяца потом разбирались, из Москвы комиссий да ремонтников понаехало, сам Главком ВМФ СССР Владимир Чернавин прикатил. Вины нашей, однако, не было, никто не пострадал, аварию устранили, так что никого не наказали и даже дали «добро» с Чернавиным на память сфотографироваться. Зато потом индусы стали нам эту аварию ставить в вину и просить на три месяца лизинг продлить - уж очень им нравилось «Чакрой» соседей пугать...

Но на Горбачева из-за лодки нашей сильно друзья-американцы давили, поэтому в январе 1991 года мы, все же, из Индии ушли.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру