Судьба Владивостока – быть столицей ДВФО?

Столице Приморья – Владивостоку пора примерить более громкий титул – столицы федерального округа

Еще 13 лет назад само решение об организации административного центра Дальневосточного федерального округа не во Владивостоке, а в Хабаровске вызывало бурю дискуссий на самых разных уровнях: от кухонно-бытового до экспертно-политического.

Столице Приморья – Владивостоку пора примерить более громкий титул – столицы федерального округа

Уже сегодня с новой силой возникают предложения о переносе столицы Дальневосточного федерального округа с берегов Амура на побережье бухты Золотой Рог.

Мосты в будущее

На сегодняшний день очевидно – именно Владивосток приковывает пристальное внимание всего мира. Иначе едва ли столица Приморья стала бы местом проведения такого масштабного международного мероприятия как саммит стран АТЭС, на который собрались главы государств и правительств – лидеров экономик всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Существующие тенденции и факты неумолимо доказывают: Владивосток является перспективнейшим и самым динамично развивающимся городом в восточноазиатской части Российской Федерации.

И здесь уместен не столько и не только патриотический пафос. Достаточно перечислить объекты, что были созданы и будут сданы в строй во Владивостоке в рамках саммита. Стоит оговориться, что с самых высоких правительственных трибун звучали слова (подкрепленные реальными делами) о значимости Владивостока для России в целом. Так, по словам Владимира Путина, саммит стран АТЭС был только поводом для того, чтобы придать максимальный вектор развития Владивостоку.

Вот список только некоторых объектов саммита во Владивостоке:

Мостовой переход на остров Русский через пролив Босфор Восточный (Русский мост);

Мостовой переход через бухту Золотой Рог (Золотой мост);

Мост через Амурский залив — низководный мост, соединяющий полуостров Де-Фриз и полуостров Муравьева-Амурского;

Реконструкция международного аэропорта Кневичи и запуск аэроэкспресса

Практически завершены на сегодняшний день такие стратегически важные для развития инфраструктуры Владивостока и Южного Приморья объекты, как обновленная автомагистраль аэропорт Кневичи — станция Санаторная — мостовой переход через бухту Золотой Рог, автомобильная дорога от поселка Новый через Де-Фриз и Седанку до бухты Патрокл. Введены в действие три комплекса очистных сооружений – напомним, что Владивосток, изначально задуманный и долгое время существовавший в качестве военно-морской базы и попросту крепости, странным образом обходился без этого важного элемента городской экологии. Несколько затянулась, правда, сдача двух пятизвездочных отелей Hyatt «Корабельная набережная» и «Мыс Бурный», но есть все основания полагать, что в данном случае будет наведен порядок.

Реальность XXI века

Как ответил на поступавшую критику саммита первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов, ни одного объекта в виде «потемкинской деревни» в Приморье построено не было. По его словам все, что было сделано в Приморье, «можно прийти пощупать, там можно либо работать, либо учиться. Это все готовые объекты, возведенные по самым современным технологиям. И все они – для людей». В то же время правительственный чиновник жестко заявил: «Были потрачены огромные средства федерального бюджета, региональные, муниципальные средства, средства компаний «Газпром», «Роснефть» – в совокупности это огромная инвестиционная программа. Сейчас мы видим, что были нарушения. Но каждый должен заниматься своим делом: МВД, прокуратура, Следственный комитет, Счетная палата. Если кто-то при выполнении проекта ворует – всех в тюрьму».

Говоря о гуманитарной составляющей развития, уже на днях в столице Приморья даст первые представления новый уникальный государственный Приморский Театр оперы и балета, а на острове Русский, который разительно преображается из заштатной городской территории в перспективнейший район Владивостока, откроется новый Приморский океанариум. Также именно на Русском пройдет церемония открытия XI Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого» (Pacific Meridian). И в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» во Владивостоке в течение этого года должен открыться новейший Центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования. И это лишь то немногое, что происходит в столице Приморья.

Альтернативная столица ДФО

Есть ли указания на то, что в Хабаровске могло быть нечто возможное, как говорится, за истекший период? Ответ однозначный – нет. Хабаровск неизменно остается крупнейшим промышленным и транспортным центром дальневосточного региона, но ему, что называется, кажется, уже не по чину быть столицей всего федерального округа. А ведь это далеко не полный перечень преимуществ Владивостока.

Из недавних достижений приморской экономики можно назвать налаживание в декабре 2009 года производства внедорожников Ssang Yong компанией Sollers на территории некогда славного, но обанкротившегося «Дальзавода» - даже в такой драматический момент подчеркивает тенденцию: Владивосток всегда шагает в ногу со временем и, если отмирает старое производство, на его место тут же приходит новое.

Так или иначе, но Владивосток был и остается важнейшим связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. Уже лет десять назад объемы внешней торговли во Владивостока приблизились к отметке 1 млрд. долларов ($725 млн. на 2002 год), а сейчас эта цифра неуклонно растет. Исторически сложилось так, что огромную долю товаропотока занимает ввоз автомобилей из Японии и поэтому Владивосток по праву именуется автомобильной столицей России. К сожалению, мощное автомобильное лобби неуклонно ссорит жителей Владивостока и федеральные власти по вопросу о так называемом правом руле, но это вполне решаемая коллизия.

В конце концов, если в Хабаровске действует всего три генеральных консульства иностранных держав, то во Владивостоке работает 9 генеральных и 11 почетных консульств, что в известной мере свидетельствует в пользу нашего тезиса – именно Владивосток более подготовлен для решения такой сложной и почетной миссии, как служить столицей огромного Дальневосточного федерального округа.

Мнение эксперта

Довольно отчетливо по поводу переноса столицы Дальневосточного федерального округа высказывается один из авторитетных политиков Приморского края, председатель комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности Думы Владивостока Михаил Веселов:

- Думаю, что проблема переезда столицы округа из Хабаровска во Владивосток назрела не сегодня и даже не вчера. Возможно, вопрос об этом стоило поднять еще в 2007 году, когда Президент России Владимир Путин сделал соответствующее заявление и отдал распоряжение о проведении саммита АТЭС во Владивостоке. Можно, конечно, привести ряд аргументов в пользу того, что, дескать, Хабаровск устраивает в качестве столицы федерального округа всех и вся, но это уже немного не так в свете произошедших и происходящих перемен. Что и говорить во Владивостоке даже динамика роста населения относительно Хабаровска выше! Так во Владивостоке на сегодняшний день проживает по данным на 2013 год 625 868 человек, а если считать со всей городской агломерацией, то и более миллиона! В Хабаровске же - 593 894 человек и эта неуклонно разница растет! А кадры, человеческие ресурсы, как говорится, решают все. И поверьте мне на слово, занимаясь по партийной линии работой, в том числе и с кадрами, я знаю – о чем говорю.

А то касается лоббирования Приморья и Владивостока, то мое мнение - и да, и нет, - говорит Михаил Веселов. – Давайте рассуждать объективно: у меня есть веские основания предполагать, что перенос столицы ДФО во Владивосток будет полезен не только столице Приморья, но и позитивно отразится на Хабаровске, так как таким образом разгрузится как и мера ответственности муниципальной власти административного центра Хабаровского края, таки освободятся дополнительные ресурсы, а перенос и переезд аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном округе будет на руку всем. Во Владивостоке будет, где и как разместить приехавших специалистов, во Владивостоке с его динамикой, с его относительной большей близостью к развитым странам АТР, главе федерального округа и его подчиненным просто будет удобнее работать! После проведения саммита стран АТЭС у нас, во Владивостоке, здесь для этого есть все условия. Так что, оставим замечательному Хабаровску его ключевые функции промышленного центра и транспортного узла. И предоставим Владивостоку, переживающему новый виток в своем развитии, эту дополнительную нагрузку. В конце концов, нельзя же закрывать глаза на то, что Владивосток сегодня это не только город с особыми представительскими возможностями, но это и центр науки и образования – Дальневосточное отделение РАН имеет именно здесь свой головной офис, а крупнейший федеральный вуз в регионе тоже расположен у нас. Кстати, таким образом, в аппарате полпреда можно будет решать и кадровые вопросы…

Географические аргументы

- Не стоит забывать о том, что именно с Владивостоком связана одна из важнейших, на мой взгляд, идея об окончательном освоении дальневосточного региона, - продолжает Михаил Веселов. - Я имею в виду проект «Большой Владивосток», который был задуман еще в 1997 году. Напомню, что это такое… Это объединению в единое городское муниципальное образование Владивостока с близлежащими городами-спутниками из состава: слияние Владивостокского и Артёмовского городских округов, а в дальнейшем – слияние с Уссурийском и Находкой. И это вполне реально. Так как фактически еще в советские времена наметилась такая тенденция – наша ныне существующая Владивостокская агломерация с несколькими городами-спутниками стала в ту пору одной из немногих миллионных российских агломераций при городах-немиллионерах! Это естественный процесс. Остается только придать ему правильное направление. Замечу также, что этот проект одобрен в федеральных правительственных планах. И Минрегион, и Минэкономразвития согласны с нашими чаяниями и – более того! – это входит в их планы по созданию «опорных городов» на отдаленных от федерального центра перифериях нашей огромной страны. Другими словами, это важнейшая геополитическая и стратегическая задача. Обходить ее стороной означало бы просто неверное видение будущего, как Дальневосточного региона, так и всей России!

Исторические традиции

- Хабаровск старше Владивостока всего на два года. К тому же статус городского поселения и Владивосток, и Хабаровск получили в один год – в 1880-м. И говоря об истории Владивостока, то еще в царские времена понимали всю важность и ценность «города нашенского». Именно здесь была построена наша уникальная и самая мощная в мире Владивостокская крепость, которая до сих выполняет свои стратегические охранные функции. Поэтому Владивосток и является самым неприступным городом Земли. Именно в те старые времена стало ясно, что у порта Владивосток блестящие перспективы к развитию и городу был присвоен статус порто-франко, который было бы неплохо возродить. Одним словом, сейчас самое время к преобразованиям и Владивосток к нему готов, как никогда, - считает Михаил Веселов.

О чем говорят

В СМИ в последнее время сообщения из Владивостока тоже перекрывают информационный фон Хааровска: как сообщило ИА «Примедиа», крупнейший ритейлер Metro Cash & Carry готовится к строительству в Приморье трех торговых центров.

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский 1 августа провел совместную встречу с генеральным директором российского подразделения Metro Cash & Carry Питером Бооном и главой Фонда развития Дальнего Востока Павлом Грачевым.

В ходе встречи Владимир Миклушевский отметил, что ожидает от Metro Cash & Carry взаимовыгодного сотрудничества. Питер Боон прибыл во Владивосток вчера, 31 июля, и уже успел осмотреть предполагаемые площадки под строительство торгового центра. Он отметил высокую заинтересованность в создании логистического центра, ориентированного на работу со всем Дальним Востоком, именно в Приморье.

Сравнимых сообщений о международном сотрудничестве, инвестициях и бизнес-перспективах из Хабаровска давно не поступало.

Немного лирики…

В 2001 году блогосферу Дальнего Востока, вызвав споры и дискуссии, взорвало нечто невиннейшее. Владивостоку признались в любви… Стоит отметить, что это было не первое признание, но по искренности и лиричности, пожалуй, самое лучшее. Разумеется, не все влюблены во Владивосток – от того и споры.

«Владивосток

Sep. 9th, 2011 at 6:39 PM

…Город чёрно-синих махаонов и кофеен, в которых время приостанавливается и растворяется в дымящемся над чашкой кофе. Особенно, если сесть за столик у окна и выхватывать глазами прохожих, бегущих на работу. Город, где пешеходу даётся всего 8 секунд на то, чтобы перебежать четырёхполосную трассу, и пешеход успевает. Где все дороги, которые не ведут вверх, обязательно буду вести вниз. Где со всех сторон море, а хлебные корзинки в ресторанах можно смело считать самостоятельным блюдом. Где заглядываешь в каждую арку, ведущую во дворик, и так хочется чтоб в этом дворике, завитым плющом, с опорными стенками из старого серого камня и множеством лестниц, лесенок и переходов жили твои детские воспоминания.

Город, ради которого стоит отправиться на край света.»…

Эти строчки о Владивостоке и аккаунт в «Живом Журнале» принадлежат молодой талантливой журналистке Эмилии Хмеленко. Живет и работает Эмилия… в Хабаровске. Комментарии, наверное, излишни?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру