Зачем Приморью «Ампокен»?

Изгнанное с Сахалина прояпонское толковище нашло приют во Владивостоке

В конце сентября 2012 года в Институте истории, археологии и этнографии ДВО РАН прошел третий российско-японский научно-практический форум «Тихоокеанский вектор мирового развития».

Изгнанное с Сахалина прояпонское толковище нашло приют во Владивостоке

На этот раз его тема была обозначена так: «Россия и Япония как глобальные державы: интересы и политика в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Подчеркнем, в первый раз форум прошел во Владивостоке осенью 2010 года. На «ответный» симпозиум ученые собрались в Токио в сентябре 2011 года — через полгода после мартовского землетрясения на островах Страны восходящего солнца. И вот третья встреча, теперь снова на приморской земле.

Расплавление власти

В форуме приняли участие председатель ДВО РАН академик Валентин Сергиенко, генеральный консул Японии во Владивостоке Ито Нобуаки, представители академической и вузовской науки Владивостока. Японскую делегацию по традиции возглавляли председатель Совета по проблемам национальной безопасности «Ампокен» Сигэки Хакамада (кстати, сводный брат когда-то известной, но уже подзабытой российской политвумен Ирины Хакамады) и президент исследовательского института «Евразия-21» Тадамаса Фукиура.

Многолетнее и как бы доброе знакомство не мешает ученым двух стран ставить в своих выступлениях предельно острые вопросы. Так, директор Института истории Виктор Ларин в своем докладе спросил: «Где будет Россия и что она будет делать, когда будет решаться корейская проблема? Или тайваньская проблема?» А Сигэки Хакамада, комментируя ситуацию, сложившуюся полтора года назад на Фукусиме, отметил: «У нас произошло не расплавление реактора, а расплавление государственной власти. Государство явно не справлялось со своими обязанностями». Виктор Ларин в свою очередь отметил: «Гроссмейстеров в российской внешней политике не видно. Отсюда неумение делать долгосрочные прогнозы, выстраивать многоходовые «длинные» комбинации».

В поисках общего врага

Впрочем, ученые, собравшиеся на площадке Института истории во Владивостоке, чаще всего «пикировались» с правительством принимающей стороны. Как это сделал, например, Кэнро Нагоси, профессор Института исследований международного положения Университета Такусёку.

- Если Дальний Восток и Сибирь будут поглощены экономикой Китая, то перед этим, может быть, возникнет вопрос: а действительно ли Дальний Восток и Сибирь являются российскими землями? - задал непростой вопрос японец. - Территориальная граница между двумя странами была окончательно определена заключенным в 2004 г. Соглашением о китайско-российской границе. Вместе с тем Приморский край и другие дальневосточные регионы были присоединены к России неравноправными договорами ХIХ века, и в Китае появляются, в том числе в Интернете, патриотические высказывания о том, что Приморский край является китайской землей.

Аналогичным образом нет гарантии того, что в один прекрасный день Китай не заявит, что Владивосток, которым он владел 152 года назад, является «исконной китайской территорией». И хотя президент Путин сказал о том, что необходимо «поймать китайский ветер в паруса российской экономики», выдвижение китайцев на Дальний Восток и в Сибирь может повлечь за собой серьезные геополитические перемены.

Начиная с царских времен и на протяжении советской эпохи, Россия выступала в качестве «старшего брата» Китая. Однако в прошлом году ВВП Китая превысил ВВП России в 4 раза. В китайско-российских отношениях заметны случаи, когда Китай пренебрегает позицией России, и теперь уже сам Китай все в большей степени ведет себя как «старший брат». Московские эксперты с горечью говорят о том, что «сейчас Россия стала младшей сестрой Китая». И мощь Китая показывает, что возвращение России в статус «старшего брата» уже стало невозможным.

Таким образом, сейчас в Восточной Азии наблюдается исторический процесс смещения баланса сил в сторону растущего Китая. Япония и Россия стоят перед общей актуальной проблемой: как реагировать на этот рост Китая?

Представляется, что Россия, имеющая протяженную границу с Китаем и у которой нет вызывающих доверие государств-союзников, испытывает в отношении Китая большее чувство опасности, чем Япония. При этом и в Японии, и в России образовательный уровень населения выше, а общество является более зрелым, чем в Китае. Я считаю, что Япония и Россия могут разрешить территориальную проблему, заключить мирный договор и выстроить такие отношения друг с другом, которые можно будет назвать «близкими к союзническим», - считает Кэнро Нагоси.

А туалетов нет

Напомним, что российско-японский форум с участием «Ампокена» более десяти лет проходил на Сахалине, однако впоследствии был запрещен властями острова из-за его бесперспективности; японцы не искали путей решения проблем взаимоотношений двух стран, а чаще пытались склонить общественное мнение в сторону обсуждения проблемы «северных территорий». Несколько лет тому назад форум перебрался в Приморье – все с теми же проблемами и отчетливой «закрытостью» от СМИ.

Кстати, о закрытости. Автор так и не смог попасть на форум: организаторы заверили, что на него не будут допущены любые СМИ. Каково же было удивление, когда среди участников форума все же оказались один местный журналист и два его японских коллеги: Инна Хисаёси из «Нихон кэйдзай симбун» и Курокава Нобуо из «Санкэй». Возможно, «секретность» форума от местных СМИ была связана именно с проблемой «северных территорий».

А о ней господин Хакамада из «Ампокена» легко и доступно сказал так:

- Русские боятся китайцев, поэтому с легкостью отдали КНР острова реки Уссури в Хабаровске. Русские совершенно не боятся японцев, поэтому так долго и упорно не возвращают Японии южные острова Курильского архипелага. Русские тем самым подают дурной пример другим странам - соседям Японии, которые внимательно следят за действиями России. И копируют их. Японцы хорошо понимают: без атомной бомбы они бессильны перед «северным соседом». Япония очень долго была против обладания ядерным оружием. Но если упрямство русских можно победить лишь силой и страхом, то японское общество может заставить свое правительство создать свою атомную бомбу, чтобы сделать Кремль посговорчивее.

И далее в том же непробиваемо-националистском ключе. Впечатление, что японцы из «Ампокена» словно специально злят русских коллег, еще больше усилилось после визита делегации в администрацию Владивостока, где Инна Хисаёси спросила у Пушкарева: «Когда у вас в городе появятся нормальные туалеты?»

А после туалетной темы у японцев «прорезались» и более «интеллектуальные» вопросы, например:

- Как власть Владивостока реагирует на китайскую угрозу?

- Чем вызван отток населения из края?

- Зачем мэрия трудоустраивает во Владивостоке «агентов агрессора» - северокорейских строителей?

- Направлено ли расширение сотрудничества Тихоокеанского флота ВМФ РФ и Морских сил самообороны Японии на противодействие Китаю?

- Готово ли Приморье принять северокорейских беженцев в случае падения социалистического режима в КНДР?

Не правда ли, чувствуется в вопроснике некая специфика, называемая обычно «сбор информации».

Может быть, последовать примеру сахалинцев, давших Хакамаде и «Ампокену» от ворот поворот? По крайней мере, до тех пор, пока в городе не появятся устраивающие Хисаёси и Хакамаду туалеты…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру