Заместитель Председателя Правительства РФ, курирующий оборонную промышленность, Дмитрий Рогозин в конце сентября посетил ЗАТО Большой Камень, где строится новая уникальная судоверфь. В поездке его сопровождал губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. В ходе рабочей поездки в Приморье зампред Правительства РФ Дмитрий Рогозин сделал ряд программных заявлений о новой геополитике страны.
В Приморье - крупнейший цех страны
В бухте Большой Камень завершается строительство первой очереди судостроительного комплекса (СК) «Звезда». Это блок корпусообрабатывающих производств и окрасочных камер. Здесь на площади в 13 гектаров расположился самый большой производственный цех в России площадью 315 на 192 метра и высотой 36 метров. Здесь будут производить из листов металла плоские объемные и криволинейные секции корпуса судна. После ввода первой очереди судостроительный комплекс «Звезда» сможет изготавливать судовые конструкции весом до 300 тонн и суда спускового веса до 13 тыс. тонн.
- Строительство новой верфи разбито на четыре очереди, - сообщил прессе заместитель генерального директора Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) Юрий Фильченок. - Главное преимущество такого пошагового строительства в том, что уже после завершения первой очереди заработает производство. Параллельно будет идти и строительство судов, и расширение верфи. Первая резка металла в корпусообрабатывающем цехе состоится летом 2013 года. Еще два года корпусообрабатывающий блок будет выходить на проектную мощность в 45 тысяч тонн металлообработки в год.
Здесь, в Большом Камне, объединили модернизацию судоремонтного завода «Звезда», наработки, которые были сделаны в рамках совместных проектов с южнокорейскими и тайваньскими партнерами на СП «Звезда-ДСМЕ» и «Восток-Раффлс». Единый комплекс «Звезда» является полностью государственным предприятием. Строительство завершится через 6 лет. И в 2018 году в ЗАТО Большой Камень будет полноразмерная, крупнейшая судостроительная верфь в России.
Суда для Арктики
- В Приморье строится уникальный судостроительный комплекс, самый крупный в стране, - говорит пресс-секретарь ОАО «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Кравченко. - Сравните, на заводе «Севмаш» в Санкт-Петербурге возможны только конструкции 50-60 тонн максимум. Однако России нет смысла конкурировать с Китаем на таком сегменте рынка, как строительство дешевого танкерного флота огромного тоннажа. Россия берется за строительство уникального флота ледового класса. ОСК ориентируется на сложное судостроение с применением самых передовых технологий и наукоемких разработок. Это атомные ледоколы арктического класса, платформы ледового исполнения, арктические танкеры, газовозы, химовозы, весь вспомогательный флот ледового класса. Это как раз то, чего на мировом рынке нет.
Причем стоимость переработки металла (в судостроении принят такой универсальный показатель) на СК «Звезда» планируется снизить до 1 доллара США за килограмм. На верфях в КНР, где судостроение считается самым дешевым, килограмм переработки металла составляет 1,5–1,7 доллара США. В Российской Федерации стоимость судостроения пока держится на уровне 7–8 долларов США за кг переработки металла.
Социальная компонента «Звезды»
Прессу, естественно, интересовало, какую социальную компоненту на территории Приморья выполняет уникальный проект СК «Звезда». Как заявил зам по производству ДЦСС Юрий Филенок, на первом этапе проекта будет создано дополнительно 940 рабочих мест. Уже сейчас надо набрать 300 специалистов, которые будут обеспечивать управление автоматизированным и автоматическим оборудованием. Одна четверть из них - инженерно-технические работники.
- Сейчас формируется костяк коллектива СК «Звезда», - сказал Юрий Филенок. – Есть программа обучения, мы будем проводить его на фирмах – поставщиках сложного автоматизированного оборудования в Западной Европе. Так, техническое обучение судостроители пройдут у коллег на СП «Звезда-ДСМЕ» и «Звезда-Раффлз», а также в ряде крупнейших судоверфей в Юго-Восточной Азии.
Конечно, на СК «Звезда» считают, что придется привлекать порядка 50% рабочих на первых порах через мировые кадровые агентства. Это могут быть украинские судостроители, а также из Юго-Восточной Азии. Отделы кадров ДЦСС уже собирают резюме от желающих получить работу на судоверфи. Надо отметить, что в июле 2012 года заработная плата на заводе «Звезда» была всем сотрудникам увеличена в 1,78 раза. Когда предприятие вошло в структуру Дальневосточного центра судостроения и судоремонта и обновился топ-менеджмент судоремонтного завода.
Приморцы в приоритете
На СК «Звезда» делают ставку на местные рабочие кадры. Планируют обучать молодых специалистов в технических училищах Большого Камня, ссузах Владивостока, в филиале Дальневосточного федерального университета в ЗАТО Большой Камень. Судоверфь начинает заключать договоры на подготовку специалистов с учебными заведениями.
Амбициозный проект СК «Звезда» предполагает увеличение численности работающих вдвое. В настоящее время на судоремонтном заводе ВПК работают 4 тысячи человек. К 2018 году будет создано дополнительно около 4–5 тысяч рабочих мест.
- Без решения социальных вопросов быстро нарастить численность трудового коллектива СК «Звезда» просто невозможно, - говорит Юрий Филенок. - В китайском Даляне рядом с судоверфью пришлось строить большой жилой микрорайон, порядка 12 тысяч квартир. Это позволило быстро сформировать коллектив самой современной судоверфи в мире. Мы планируем строительство жилого микрорайона «Парковый» в ЗАТО Большой Камень.
Надо особо отметить, что администрация Приморского края оказала нам большую помощь. Фактически имеем оптимальный землеотвод и достойный эскизный проект нового микрорайона, состоящего из двух частей по обеим сторонам от судоверфи. Решение о финансировании строительства жилья будет принято в ближайшее время. Люди должны видеть перспективы своей работы здесь и стабильность.
Ориентир – индустриализация
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин и губернатор Приморья Владимир Миклушевский провели осмотр объектов строительства СК «Звезда», его первой очереди. Проинспектировали производственные мощности ОАО «ДВЗ «Звезда». Ознакомились с ходом строительства гражданских судов, с ремонтом и модернизацией атомных подлодок. Делегацию из представителей ведомств и бизнеса сопровождали генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков, директор Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Игорь Борбот.
В Большом Камне губернатор Приморья Владимир Миклушевский доложил вице-премьеру Правительства России ситуацию в регионе.
- Для Приморья судоверфь в Большом Камне - очень важный проект создания социальной инфраструктуры, - рассказал Владимир Миклушевский. - Приморский край сегодня ориентирован на создание высокотехнологичных производств, на машиностроение и индустриализацию в целом.
Во Владивостоке развивается автомобилестроение – это проект «Соллерс». Также планируется создание нефтехимического и газохимического производства, строительство завода по сжижению проводного газа. Это все новые точки роста, которые формируются в ответ на вызовы времени, помимо транспорта и логистики.
- Очевидно, что надо использовать географическое преимущество региона, наличие незамерзающих портов. Очень важный вектор развития, который мы планируем реализовать в крае, – это сервисная сфера и туризм, - добавил губернатор. - Логичное сочетание индустриальной экономики с постиндустриальной дает диверсификацию как способ защиты от разного рода экономических проблем. Такой подход позволяет диверсифицировать и трудовые ресурсы. Известно, что на Дальнем Востоке их не так много. И, главное, грамотно ими распорядиться. Когда мы говорим о миграции трудовых ресурсов, это может быть не обязательно физическая миграция, это может быть быстрая переподготовка уже имеющихся специалистов. В этом плане у нас создан мощный инструмент и база – ДВФУ, - резюмировал губернатор.
Создать «второй магнит» в стране
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил, что перед приездом в Приморье встречался с Владимиром Путиным. Глава государства особо акцентировал внимание на необходимости закреплять за Россией огромные пространства Дальнего Востока. Такая страна, как Россия, не может иметь один геополитический центр.
- Нам надо создавать второй «магнит», второй геополитический центр здесь, на Дальнем Востоке, - заявил Дмитрий Рогозин. – С Евросоюзом у нас больше 50% внешней торговли. Но ведущие державы и экономические гиганты находятся здесь, потому что Америка и Китай рядом, Индия, Япония, две Кореи и вся Юго-Восточная Азия. Я заинтересован, чтобы отношения России с этими гигантами и по населению, и по промышленному потенциалу развивались поступательно. А для этого нужна новая, если хотите, подобная Столыпинской программа освоения востока России. Именно поэтому страна пошла на такие значительные расходы по подготовке саммита АТЭС во Владивостоке. Сюда надо переносить активность всех остальных министерств и ведомств.
Мы ждем новых дерзновенных идей, прорывных решений для Дальнего Востока, где будет концентрация всей политики в ХХI веке. Российское политическое руководство, в том числе и от Приморья, ждет вдохновленных проектов. И нужна особая программа по демографическому развитию региона. Когда мы понимаем, что рядом, в соседних провинциях находится население в 100-200 раз больше, что на всем Дальнем Востоке. Нужны срочные меры!
Президент России очень заинтересован в развитии региона. 31 августа было заседание Совета безопасности РФ. В решение Совбеза страны вошел вопрос по строительству судоверфей в Большом Камне в Приморье. Давайте подумаем, какие еще мы можем сюда завезти крупные международные мероприятия, форумы и проекты. Связанные с формированием нового серьезного потенциала экономики страны в ДВ регионе.
Создать столицы на востоке
В других странах, например в Америке, два центра геополитических. На востоке Нью-Йорк, Вашингтон и Филадельфия, но еще есть западный – Сиеэтл и Сан-Франциско.
- В России такие города, как Владивосток и Хабаровск, должны стать равновесны Москве и Санкт-Петербургу, - сказал Дмитрий Рогозин. - Мы должны сделать так, чтобы не наездами были здесь начальники из Москвы. Здесь должны «пустить корни» органы государственной власти. Промышленный потенциал российский должен видеть здесь большие перспективы и перенести сюда крупные амбициозные проекты. Нужна новая колонизация Сибири и Дальнего Востока. Новые задачи, которые мы должны здесь поставить на общенациональном уровне.
Мы видим сегодня большие планы и у губернатора Приморья, и у промышленников. И должны поддержать эти планы максимально. Предлагаю сконцентрироваться, как будем осваивать и свою землю, и Мировой океан, и мировой рынок, отталкиваясь от дальневосточного берега.
- Мы здесь вдохновлены вниманием российского правительства к нашему региону, - в ответном слове заявил губернатор Владимир Миклушевский. - То, что сделано к саммиту АТЭС, дает совершенно новые перспективы с точки зрения привлечения частных инвестиций. Перенос во Владивосток крупных международных конференций, событий, совещаний сделает Приморье центром экономической культурной и в каком-то смысле политической жизни страны. Мы готовы работать!