Есть ли жизнь после саммита?

Ответ на этот вопрос ищут многие экономисты и политологи Приморья

Чтобы разобраться в том, что же нас ждет после саммита, придется дать ответ на главный вопрос: для чего Россия прикладывала столько усилий, чтобы провести у себя ежегодную встречу глав государств организации Азиатско-Тихоокеанского  экономического сотрудничества, и для чего вкладывала немалые даже по российским меркам средства в строительство объектов саммита?

Ответ на этот вопрос ищут многие экономисты и политологи Приморья

Циники утверждают, что великие стройки саммита были задуманы лишь для того, чтобы «нужные» компании получили возможность освоить бюджетные средства.

Кто-то считает, что для России саммит - это лишь чисто политическое и имиджевое мероприятие: продемонстрировать всему миру величие и великолепие современной России. В России ведь так заведено – даже в самом нищем доме к приходу гостя обязательно найдется в дальнем углу холодильника баночка красной икры, пусть даже и купленная на последние деньги. Такое вот восточное гостеприимство.

Россия с подготовкой саммита АТЭС все больше напоминает такую хозяйку – с показушным блеском цыганского золота в гардеробе.

Для чего мосты?

Так уж повелось во всем мире, что мосты строят там, где есть грузопоток, где они могут сократить пусть на километр транспортное плечо, а следовательно, будут экономически оправданны.

На острове Русском, который связал с материком самый лучший в мире мост, грузопотока нет. Нет здесь ни порта, ни промышленной зоны. Есть только пассажиропоток – студенты ДВФУ, которым достанутся ставшие ненужными после саммита корпуса, да отдыхающие, которые до того довольствовались паромами и полулегальными плашкоутами. 

По сути, мост на остров Русский нужен был лишь для того, чтобы перевезти по нему гостей саммита – в первый день из аэропорта, а в последний – обратно к самолетам.

Да, сегодня, после открытия моста, и особенно в выходные, на мосту пробки. Но это только потому, что есть эффект новизны – очень хочется поглазеть, что же за махину построили. Но эффект этот быстро пройдет. После саммита желающие посетить с экскурсией кампус ДВФУ найдутся – посидеть на стуле Путина или Хиллари Клинтон. Ну, или помочить ноги в еще не загаженных бухтах острова Русского – в конце сентября водичка еще позволяет.

Но не более. Можно смело говорить, что к ноябрю на мосту не то что пробок не будет, вообще редко машину встретишь. Разве что автобус, везущий студентов из кампуса в город.

Зона мирового отдыха?

О том, что на Русском частный бизнес построит  зоны отдыха мирового класса, говорить не приходится – большая часть земли все еще находится в ведении военных со всеми вытекающими последствиями. Максимум, на что можно рассчитывать, так это на строительство полулегальных шашлычек на берегу. Да и им конкурировать с Шаморой будет непросто.

Да, на Шаморе нет океанариума. А многие ли бывали в действующем владивостокском океанариуме?

Сам по себе без инфраструктуры развлечений даже океанариум не особо интересен. Кто поедет из Хабаровска за 800 километров во Владивосток ради одного только океанариума? А из Китая?

Для сравнения: кто из наших туристов посещал в Суйфэньхэ местный исторический музей или храм Гуаньинь?

Зона азарта?

Игорная зона в бухте Муравьиной? Не очень верится, что она сможет конкурировать с китайским Монте-Карло - Макао. Да и добраться туда состоятельному китайцу из, к примеру, Харбина  не в пример проще – даже с пересадками авиапутешествие займет не больше половины дня. Утром сел в самолет, а в середине дня ты уже за зеленым сукном крупнейшего казино в мире. И самолеты летают каждый день – не то что во Владивосток.

 Да и с ценой авиабилетов все не так просто. За 6398 рублей из Харбина во Владивосток по воздуху можно долететь лишь два раза в неделю – во вторник и в пятницу, когда есть прямой рейс. В другие дни, чтобы попасть в столицу Приморья, китайцу придется изрядно поколесить по стране – через Пекин или даже Далянь. А то и вовсе сложносочиненным маршрутом с двумя пересадками – сначала в Шанхае, а затем и в Сеуле. В этом случае только перелет займет около 20 часов. И стоить такое путешествие будет минимум 28 тысяч рублей в один конец – в два с лишним раза дороже, чем слетать из того же Харбина в Макао.

Турзона для американцев?

Можно ли заполучить на остров Русский туристов из США и Японии? Спору нет – на острове есть на что посмотреть: и Ворошиловская батарея, и кладбище кораблей. Но вот станут ли эти «туробъекты» без туалетов и кафешек с гамбургерами привлекательными для западных туристов только потому, что теперь к ним не надо плыть на пароме, а можно преспокойно доехать по открытому мосту?

Вот если бы с горы Русских, что в самом сердце Русского острова, в бинокли можно было на Северную Корею посмотреть, тогда да, шансы были бы. Но все равно без туалетов небольшие.

Нет, американские туристы и впредь будут посещать город  на гигантских «Принцессах». Но дальше центра города нашими красотами их не заманишь.

Инвестиционные преимущества?

Логичным продолжением саммита глав государств в сентябре станет деловая часть форума – встреча руководителей ведущих мировых экономик. Но может ли Россия, заинтересованная в развитии Дальнего Востока, предложить лучшие условия для инвестиций, чем, к примеру, Южная Корея или Китай?

Надо признать, что серьезных конкурентных преимуществ у России нет. Мы не можем похвастаться ни дешевой рабочей силой, ни передовыми технологиями, ни привлекательными налоговыми льготами.

Весной, как известно, много говорили о создании государственной корпорации по освоению Сибири и Дальнего Востока.

Проект закона о госкорпорации предусматривал организацию и применение для инвесторов особого порядка землепользования и пользования недрами. Объекты недропользования передавались бы инвесторам без предусмотренных законом конкурсов или аукционов.

Для инвесторов это могло бы быть огромным плюсом. Ведь не секрет, что получение подобных разрешений занимает несколько лет. Не говоря уже об отталкивающем многих инвесторов коррупционном факторе.

В случае же с госкорпорацией лицензии и разрешения, получаемые в особом порядке, могли бы передаваться в уставный капитал совместных с иностранными инвесторами предприятий. Кроме этого, речь шла о налоговых льготах.

Штаб-квартиру госкорпорации хотели разместить во Владивостоке. Тут бы и пригодились строящиеся пятизвездочные гостиницы и высвобождаемые в связи с переездом на Русский корпуса Дальневосточного федерального университета. Нашлось бы применение и реконструированным к саммиту объектам связи с высокой пропускной способностью.

Чиновничий рай?

Впрочем, идея создания государственной корпорации, похоже, тихо скончалась в недрах высоких чиновничьих кабинетов. Вместо глобальной экономической структуры дальневосточникам предложили созданное в Хабаровске министерство по развитию Дальнего Востока.

Назначенный по совместительству министром полпред президента в ДВФО Виктор Ишаев определил политику нового министерства: «У нас нет никакого желания проводить какие-то аукционы, заниматься распределением ресурсов. Министерство должно согласовывать, контролировать и определять политику в той или иной отрасли. Для всего остального есть профильные министерства, которые занимались и будут заниматься данными вопросами», - сказал министр. 

Большинство инвесторов в открытую говорят о том, что не желают вкладывать средства в Россию из-за чересчур бюрократизированной системы управления экономикой государства. И вместо упрощения этой системы государство создает еще один бюрократический редут.

Впрочем, от идеи развития Дальнего Востока в столице вроде как отказываться не собираются. Те или иные эксперты постоянно говорят о необходимости создания системы, при которой  прекратился бы отток населения с Дальнего Востока.

Склад углеводородов?

Вот, к примеру, интервью декана факультета мировой политики Московского государственного университета Андрея Кокошина китайскому информационному агентству «Синьхуа». Сам Кокошин больше известен мировому сообществу не как ученый, а как бывший заместитель министра обороны РФ, то  есть как человек, вхожий в правящие элиты.

«К настоящему времени разработан набор проектов, которые уже присутствуют в программах по развитию Дальнего Востока и Забайкалья.  Это проекты в области угледобычи, в нефтегазовой сфере, а также связанные с разработкой рудных месторождений. Что еще раз подтверждает информацию о том, что основным инвестором здесь будет Китай, заинтересованный в получении дешевой российской энергии и энергоносителей. А значит, проекты будут носить скорее локальный характер – такие, как строительство еще одной ТЭЦ в Приморье, ориентированной на экспорт электроэнергии в Китай».

В общем, объекты саммита, которые предполагалось использовать в «мирных» целях после форума АТЭС, востребованы экономикой, скорее всего, не будут. Китайцам, ищущим уголь в Хабаровском крае и Якутии, пятизвездочные владивостокские гостиницы ни к чему.

Скромность – главная добродетель?

В 2008 году очередной форум стран АТЭС проходил на другом берегу Тихого океана – в Перу. Жителям Латинской Америки тоже не чуждо желание пустить пыль в глаза. И им инвестиции в экономику страны нужны были как воздух.

Но и они решили не шиковать и не затеваться с грандиозным строительством. На  финальный прием от имени перуанского президента на саммите АТЭС-2008 просто поставили надувные шатры на 2000 человек. И все были довольны – даже отличавшийся известным сибаритством экс-президент США Джордж Буш. Категорично, скромно и со вкусом… Зато никакой головной боли, как интегрировать объекты саммита в повседневную жизнь: спустил, свернул и на склад – до следующего раза.

В начале недели в Дальневосточном федеральном университете прошел круглый стол на тему «Владивосток после саммита АТЭС». Для участия в дискуссии пригласили и профессора из Испании Хосе Асебильо. Он готовил Барселону к Олимпиаде 1992 года, а затем, будучи главным архитектором Барселоны,  буквально встраивал оставшиеся после Олимпиады ненужными объекты в городскую среду. Говорят, у него получилось.

Оформленных рецептов для Владивостока у прославленного специалиста пока нет. Да и саммит во Владивостоке пока не прошел…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру