Опыт предков
Когда в 30-е годы прошлого столетия Иосиф Сталин вкладывал огромнейшие средства в развитие Сибири и Дальнего Востока, это выглядело логичным. В Европе могло полыхнуть в любой момент, и Сталину нужны были новые промышленные центры, удалённые от европейского театра военных действий. Проще говоря, так далеко, чтобы ни один вражеский бомбардировщик не долетел. Как минимум – за Уралом.
Заводы строили в вечной мерзлоте, в непролазной тайге. Там, где не стал бы строить ни один капиталист, умеющий считать деньги.
Но цель оправдывала средства. Авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре появились именно так.
После Великой Отечественной войны это стратегическое преимущество Дальнего Востока сошло на нет. У вероятного противника сначала появились бомбардировщики, способные преодолевать 10 000 километров, а затем и межконтинентальные ракеты. Дальневосточные промышленные районы перестали быть недостигаемыми.
В 70-х же прерогативными проектами стало освоение Западной Сибири. Точнее, западно-сибирских нефтегазовых месторождений.
Пожалуй, с этого момента планомерным развитием Дальнего Востока никто и никогда не занимался.
Рациональные предложения
В начале этого года с высоких трибун независимо друг от друга были озвучены сразу две важнейшие для региона стратегии.
Сначала замминистра экономического развития Андрей Слепнев объявил о том, что Россия всерьёз прорабатывает возможность передачи в долгосрочную аренду сельскохозяйственных угодий на территории Дальнего Востока соседним государствам – членам организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
А вскоре вице-премьер Игорь Шувалов официально объявил о намерении правительства уже в самое ближайшее время создать специальную Государственную корпорацию для развития Сибири и Дальнего Востока.
Первый проект - Министерства экономического развития - подразумевает выделение на территории Приморья, Хабаровского края и Амурской области особых территорий для последующей сдачи их в аренду сельхозпроизводителям из Японии, Вьетнама, Таиланда и Сингапура. В этих странах, как известно, уже сейчас наблюдается дефицит плодородных угодий. Всё выращенное на взятых в аренду у России землях будет напрямую поставляться в эти страны.
- У нас есть свободные площади, свободные возможности, которые сейчас не используются, потому что там не так много населения. Это ресурсы, сопоставимые по ценности с некоторыми углеводородными месторождениями. Их надо использовать, чтобы получать доходы и создавать платформу для других проектов, – подчеркнул Слепнев.
Не отдадим ни пяди?
Речь, понятное дело, не идёт об отторжении этих земель от России. Правовой статус проектов пока не определён. Возможно, речь идёт о создании неких свободных экономических зон, возможно, особых территорий с особым режимом посещения для коренного населения. Информации на эту тему практически нет.
Но понятно одно - самому Дальнему Востоку от реализации этого проекта мало что перепадёт. Арендная плата за земли будет уходить напрямую в федеральный бюджет, рабочих мест для россиян тоже не прибавится – иностранным арендаторам гораздо дешевле будет нанять либо своих соотечественников, как в случае с Вьетнамом, либо тех же китайцев, как в случае с остальными. А перспектива единственного налога, который попадает в местный бюджет - налога на доходы физических лиц, выглядит крайне туманной, особенно если учитывать, что все фигуранты цепочки – и работники, и работодатели – иностранные граждане.
Проект уже вызвал шквал критики патриотов, и с середины февраля он уже не обсуждается в публичном пространстве. Однако это ещё не значит, что от него решили отказаться.
Гигант всероссийского масштаба
Не менее спорным, по мнению многих, выглядит и проект создания Государственной корпорации для развития Сибири и Дальнего Востока. Идею создания подобной структуры высказал в начале года Сергей Шойгу. Правда, непонятно, в каком качестве – то ли как глава МЧС, то ли как председатель Русского географического общества.
Вскоре идею Госкорпорации поддержали сначала вице-премьер Игорь Шувалов, а затем и Владимир Путин.
Уже известно, что создаваемая Госкорпорация, скорее всего, получит в распоряжение активы госкомпаний на сумму в 500 миллиардов рублей. В частности, речь идёт о передаче новой структуре по 15 процентов акций РЖД, «РусГидро» и Федеральной сетевой компании, 18 процентов ценных бумаг алмазодобывающей «Алроса», 14,8 процента акций «Интер РАО» и 25,5 процента Ленского объединенного речного пароходства. Кроме того, Владимир Путин анонсировал финансирование ряда проектов Госкорпорации напрямую из резервного фонда.
Интерес к глубинке
Официально заявлено, что главная задача создаваемой структуры – развитие инфраструктуры региона. Считается, что именно отсутствие необходимой инфраструктуры – слабая сеть железнодорожных магистралей, дефицит мощностей электроэнергии, отвратительные дороги и ненадёжная связь - останавливает стратегических инвесторов от вложения средств в серьёзные проекты на территории Дальнего Востока.
В теории устранить эти препятствия и должна Госкорпорация. Однако о конкретных проектах создаваемой структуры пока ничего не известно. Все чиновники ограничиваются ритуальными общими словами.
Идею создания Госкорпорации те, кого она призвана облагодетельствовать, воспринимают пока крайне настороженно.
Самая мягкая и безобидная версия – Госкорпорация создаётся для распределения между собой под благовидным предлогом компаниями, близкими к российскому топ-чиновничеству, средств федерального бюджета. Если это так, то дальневосточники ничего не теряют.
Гораздо хуже, если окажутся состоятельными другие версии.
Или глобальный передел?
Приморские строители, к примеру, опасаются даже не того, что им ничего не достанется при дележе федеральных заказов – мол, все заказы уйдут близким к правительственным кругам московским строительным компаниям. Местные строители не исключают, что заведённые в регион Госкорпорацией московские компании, имея за спиной федеральные заказы и, как следствие, большие финансовые возможности, постараются вытеснить местных игроков с рынка вовсе. А все громкие заявления чиновников – лишь операция прикрытия для монополизации дальневосточного строительного рынка нужными столичными компаниями.
В свою очередь представители рыбодобывающего бизнеса уверены, что создание Госкорпорации - это подкоп под их позиции.
В частности, указывают на необычное совпадение: идея создания Государственной корпорации по развитию Дальнего Востока была озвучена вскоре после того, как миллиардер, совладелец нефтяной компании Gunvor Геннадий Тимченко вошёл в состав акционеров одной из крупнейших российских рыбоперерабатывающих компаний «Русское море».
Представители дальневосточного рыбодобывающего бизнеса утверждают, что создаваемая Госкорпорация получит право вкладывать немалые средства не только в инфраструктурные, но и в иные проекты, связанные с организацией производства на территории Дальнего Востока.
В том случае, если таковым станет проект компании «Русское море» по строительству собственного современного рыбодобывающего флота для работы в дальневосточных бассейнах, местным рыбакам вскоре придётся уйти с рынка. Ибо выдержать конкуренцию с таким монстром не сможет ни одна местная компания.
Имея богатое воображение, можно поверить и в эти версии.
Но имеют ли опасения под собой хоть какую-то почву, сказать сложно. Особенно если учитывать, что пессимизм и отсутствие веры в будущее стали, похоже, уже отличительной чертой дальневосточного бизнеса.
Для чего создаётся Государственная корпорация по развитию Дальнего Востока? Самая оригинальная версия – чтобы было кого разместить в освободившихся после саммита АТЭС помещениях.