Страна выработанного ресурса

Созданный в советские годы «запас прочности» исчерпан

Катастрофа «круизного судна», а по сути – старой калоши под названием «Булгария» оказала на россиян отрезвляющее воздействие

Созданный в советские годы «запас прочности» исчерпан

Пожалуй, впервые наши люди в полной мере осознали, что живут в стране, выработавшей свой материальный ресурс. То, о чем говорили вскользь, вдруг стало очевидным: за последние 25 лет в России никто ничего не строил и не создавал; зато старательно и целенаправленно эксплуатировали то, что осталось от прежних времен. Но самолеты, поезда, корабли и ракеты имеют свой «запас прочности». И рано или поздно этот запас должен был закончиться: самолеты падают, корабли тонут, дома приходят в негодность…

На последнем издыхании

Безуспешно пытаюсь вспомнить успехи нашей промышленности за последние 10 лет. Почему-то вспоминаются лишь летящие куда попало ракеты «Булава» да «Лады-Калины», скопированные то ли с «Фиата», то ли с «Рено» столетней давности. Остальное – прожекты, о которых очень много шумят в придворных СМИ, но которые еще нельзя потрогать руками. Новые корабли и самолеты практически не строятся, автомобильные дороги – и те проложить как следует не можем. Все население страны превратилось в плохих наследников, которые проматывают оставшееся от отца добро и надеются, что на их век наследства точно хватит.

Это только кажется, что «Булгария» утонула где-то далеко и повторение подобной катастрофы в наших краях невозможно. Еще как возможно! Если с улицы Всеволода Сибирцева посмотреть вниз, то в поле зрения окажутся работающие на «стройках века» (и не только) паромы и буксиры. Все это – почтенного возраста суда, на своем веку повидавшие немало. Взять хотя бы «легендарный» паром «Приморец», который несколько месяцев назад затонул у пирса в Поспелово, после чего был поднят, подшаманен и снова пущен в эксплуатацию, потому что заменить его нечем.

А сколько лет курсирующей в Славянку «Комете»? Когда последний раз проходили капитальный ремонт суда, перевозящие пассажиров и грузы в окрестностях Владивостока? До «Булгарии» эти вопросы никто не ставил ребром – казалось само собой разумеющимся, что за состоянием флота следят те, кому он принадлежит, и соответствующие государственные службы. Но выяснилось, что владельцам и арендаторам затонувшего на Волге теплохода было глубоко плевать на его состояние, а «государевы люди» подписывали необходимые разрешения на эксплуатацию «Булгарии», невзирая на грубые нарушения техники безопасности… И вот тогда стало по-настоящему страшно: что, если владельцы приморских паромов не отличаются от своих «коллег» из Поволжья?

Конечно, нам говорят, что в Приморье повторение трагедии невозможно. Между тем еще два месяца назад прокуратура в ходе плановой проверки выяснила, что паромам «Бригадир Ришко» и «Уссурийский залив» требуется ремонт. Специалисты Морского регистра говорят, что на Дальнем Востоке пассажирский транспорт очень старый, но при этом не сомневаются в его безопасности. А вы сомневаетесь?

Я сомневаюсь. Потому что на форумах, где можно скрыть лицо, люди вот что пишут: «Свое мнение я уже выразил после объявления ДВУ Госморнадзора о тотальной проверке местного пассажирского флота. Там – полный раскардаш. Пассажирские салоны на паромах типа «Уссурийский залив» – мышеловка. В случае беды люди останутся в корпусе, так как из этих салонов нет выходов на палубу спардека, а есть только два узких одномаршевых трапа через внутренние помещения парома.

Судовождение этими паромами осуществляется с грубыми нарушениями – по встречной полосе зон разделения. Вполне (особенно при плавании в тумане) можно ожидать столкновений со всеми вытекающими. Билеты у пассажиров перед посадкой отбирают и пускают во вторичный оборот. Случись что, и пассажиры даже не смогут доказать, что шли этим паромом. Хотя билет – это договор перевозки по ГК РФ – должен находиться у пассажира до конца поездки на любом виде транспорта»…

Строим плохо, врем хорошо

Еще полбеды, если бы проблемы выработки ресурса касались только морского или речного транспорта. Но какую сферу нашей жизни ни возьми – все упирается в выработанный ресурс. Парк самолетов и вертолетов, на которых летают россияне, фактически превратился в «дрова». Новая напасть Владивостока – Примводоканал – тоже типичный пример выработанного ресурса. Сколько лет эта компания существовала, не ведя ни плановой, ни перспективной замены труб водоснабжения и канализации! Сейчас начала было, но старые трубы устали ждать, пока все руководители-водоканальщики себе хоромы с «ковриком Путина» построят, и потому рвутся едва ли не каждый день. В последний раз канализация в центре города рванула как раз, когда во Владивосток круизное судно пришло. Японцы и австралийцы прыгали через вонючие реки, не понимая, что это, но бригада бравых ремонтников появилась только через сутки – выходные же были!

Разучившись строить и создавать, что мы еще умеем делать лучше всех в мире? Врать. Вспомните, как полтора года назад во время визита во Владивосток премьер-министра некое лицо в погонах било себя в грудь и твердило, что вся территория нового микрорайона Снеговая Падь целиком и полностью проверена на наличие неразорвавшихся в 1992 году снарядов. Но прошло время, и в стройную картинку вмешались братья-узбеки, которые в отличие от флотско-армейского начальства обладают нюхом на боеприпасы. Прошлись эти ребята по Снеговой Пади, нашли три мешка снарядов, но «утилизировали» их неудачно. Самое жуткое, что публика наша, охочая до тарантиновщины, рыдала от хохота: мол, дураки азиатские снаряд пилили, так им и надо. Те, кто поумнее, рыдали от горя: узбеки-то эти снаряды не со склада вынесли, а с территории жилого микрорайона, про который самому Путину доложили, что он чист и безопасен. А ведь туда скоро мальчишки из военных семей с мамами и папами жить переедут. Когда мальчишки вот такой снарядик найдут, будет ли так же смешно?

В общем, врать у нас умеют – особенно начальники. Но люди, которые каждый день на свой страх и риск садятся в полуразвалившиеся самолеты и на проржавевшие теплоходы, из всего делают выводы – и из катастрофы «Булгарии», и из пожара в нашем Сбербанке, и из аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Тех, кто понимает, что так жить нельзя, становится все больше.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру