Никому не верю я!

«Телефону доверия». Выслушивать жалобы от граждан – работа не для слабонервных

Телефон доверия» УВД по городу Владивостоку – одно из самых закрытых подразделений правоохранительной системы.

«Телефону доверия». Выслушивать жалобы от граждан – работа не для слабонервных

О работе этой службы, в отличие от других, не пишут детективные романы и не снимают сериалы, а обыватели знают сотрудников «Телефона доверия» только по голосам. Однако корреспонденту «МК во Владивостоке» посчастливилось вплотную познакомиться с работой этого почти секретного подразделения полиции Владивостока…

Главное – сбор компромата

– Алло, девушка, вы меня слышите? Я хочу сделать заявление! Мои соседи хотят меня убить, чтобы завладеть моей квартирой.
– Почему вы так решили? Они что, вам угрожают?

– Открытых выпадов пока нет. Но они через Интернет проникли в мой компьютер и внушают мне, что я скоро умру. Компьютер мне об этом говорит! Он сам включается и говорит!

– И что вы хотите от нас?

– Меня никто не понимает! Мне страшно! Я прошу у вас политического убежища!

(из архива «Телефона доверия»)

Не подумайте, что это диалог двух людей с «прямыми извилинами» головного мозга. Перед вами – дословная распечатка разговора, записанного специальной аппаратурой «Телефона доверия». И если бы в полицейских архивах сохранялись все телефонные разговоры, поступившие на «Tелефон доверия» с момента его появления в УВД по городу Владивостоку в октябре 2010 года, то из подобных «юморесок» запросто можно было бы составить толстую книгу.

Сегодня «Tелефон доверия» является одним из способов обращения граждан в полицию. Все сообщения, включая анонимные, автоматически фиксируются, проверяются и передаются сотрудникам полиции для дальнейшей работы. Впоследствии оператор «Телефона доверия» получает рапорт о том, какие меры были приняты по каждому звонку.

Кстати, изначально перед «Телефоном доверия» ставилась задача по сбору компромата на недобросовестных сотрудников внутренних дел. И эта задача успешно выполнялась. На «Tелефон доверия» возлагались и другие функции – в идеале люди, поднимающие трубку в отделении полиции, должны не только фиксировать звонки, но и консультировать звонивших. Однако в штатном расписании городского УВД пока нет должностей психологов и юристов.

«Звонят, не зная куда и зачем!»

– Это «Tелефон доверия»? Слава богу! Вы только не смейтесь, пожалуйста, но мне в голову вставили ЧИП!

– Все аномальные явления рассматривает МЧС.

– В МЧС я звонить не стану. Они будут надо мной смеяться, а мне необходима срочная помощь! Моя бывшая жена вставила мне в голову ЧИП, когда я спал. Она хочет, чтобы я вернулся к ней, а я не хочу. Когда я от нее убегал, споткнулся, и ЧИП выпал из уха. Арестуйте ее! Иначе они со своим сожителем усыпят меня и снова вставят мне ЧИП в голову.

(из архива «Телефона доверия»)

По словам старшего специалиста по связям со СМИ штаба УВД города майора внутренней службы Натальи Фурманчук, многие из звонивших не отдают себе отчет, зачем они это делают и по адресу ли они обращаются. Могут задать вопросы, касающиеся раздела имущества или услуг ЖКХ. Часто звонят просто потому, что привычный номер «02» оказывается занят.

Например, на днях позвонил один из бывших сотрудников спецслужб. Он рассказал, что под его окнами лица кавказской внешности построили деревянный павильон, где подростки пьют пиво и поют песни до утра. До этого он звонил в дежурную часть по телефону 002 и вызывал наряд полиции, чтобы «разобраться с чинимым безобразием». Но на его звонок никто не отреагировал, и через три часа он набрал номер «Телефона доверия».

– Я ему поясняю, что павильон построили не вчера. И он будет стоять сегодня, завтра и послезавтра. А сотрудники дежурной части, направляя наряд в то или иное место, выбирают, где есть реальная угроза жизни граждан. У него такой угрозы не было, – рассказывает Наталья Фурманчук. – Но на другой день к нему пришел участковый. Потому что это его работа. И можно было просто написать заявление участковому.

Нередко граждане жалуются на своих соседей-дебоширов, которые гульванят каждую ночь, мешая остальным отдыхать. Но в таких случаях лучше сразу позвонить по «02» и вызвать наряд полиции. А на «Tелефон доверия» следует звонить, например, в том случае, если участковый отказал вам в помощи по конкретному факту или если повел себя некомпетентно и грубо.

Интересно, что «Tелефон доверия» в полицейской структуре существует не только в городском УВД, но и в краевом и городском управлениях ГИБДД. Тем не менее чаще всего обиженные водители стучат на гаишников именно по общему, а не по специализированному «Телефону доверия». Очевидно, граждане полагают, что жаловаться в госавтоинспекцию на неправомочные действия инспекторов ГИБДД бесполезно: мол, ворон ворону глаз не выклюет.

– На жалобы на сотрудников дорожной полиции мы реагируем точно так же, как и на все остальные, – говорит Наталья Фурманчук. – Но когда у нас спрашивают, какие документы нужны для прохождения техосмотра, мы лишь разводим руками – консультации подобного рода не входят в нашу компетенцию! Но люди почему-то считают, что полицейский обязан знать и уметь все. Это, к сожалению, не так. У каждого сотрудника полиции есть четкая регламентация его действий и жесткие рамки, за которые нельзя выходить.

Сижу за решеткой в темнице сырой…

Нередко на «Tелефон доверия» звонят нетрезвые граждане, которых доставляют в отделение полиции. Они жалуются, что их слишком долго не оформляют или слишком долго держат в «обезьяннике» после оформления, не отпуская домой.
– Алло, это «Tелефон доверия»? Я задержан. Вы мне перезвоните, у меня нет денег на телефоне.

(из архива «Телефона доверия»).

Около 10 утра звонит гражданин явно подшофе.

– Девушка, на сколько часов по закону меня могут задержать? Я сижу в четвертом отделении милиции.

– По закону три часа, до установления вашей личности.

– Меня тут держат все утро! А три часа давно истекли!

– Когда вас задержали?

– Я же говорю утром! Очень давно.

Через несколько минут выяснилось, что еще поздним вечером нарядом полиции был задержан и доставлен в 4-й ОМ пьяный мужчина, который дал в глаз жене. После профилактической беседы буяна отпустили, но, придя домой, он вновь поднял руку на супругу – за то, что позвонила в полицию. Женщина опять набрала «02», и дебошир вернулся в кутузку. Затем все повторилось еще раз… Когда взошло солнце, протрезвевшему мужику показалось, что он провел за решеткой всю ночь.

– Да вы такие-рассякие! Да у вас х…ый «Tелефон доверия»! Я хочу поговорить с конкретным человеком. Ответьте мне! Ах, вы не хотите со мной разговаривать? Ну я вам устрою!

(из архива «Телефона доверия»).

По ночам, в выходные или праздничные дни некоторые граждане любят позвонить на «Tелефон доверия» просто для того, чтобы пообщаться. Чаще всего это либо одинокие люди, либо пьяные, либо психически неадекватные. И когда они слышат автоответчик, то звереют и начинают хамить, не задумываясь о последствиях. Между тем речевой регистратор фиксирует все звонки, и с помощью специальной аппаратуры потом можно легко вычислить номер телефонного хулигана.

 

Так, под Новый год один нетрезвый гражданин звонил на «Tелефон доверия»… 18 раз! Он матерился так, что у работающих на телефоне девушек уши краснели, когда они прослушивали запись. Любопытно, что при этом жалобщик называл номер своего домашнего телефона и просил перезвонить. Но когда после новогодних праздников ему перезвонили и рассказали о рекорде, парень очень удивился: из-за алкогольной амнезии он не помнил, что вообще кому-либо звонил в праздники.

Настоящих буйных много

Исходя из пока еще небольшого опыта работы «Телефона доверия» УВД по городу Владивостоку достоверными и реально заслуживающими внимания оказываются не более 30 процентов звонков. Остальное – пустышки, наговоры или просто откровенный бред.

Так, однажды позвонила встревоженная женщина и сообщила, что зять избивает ее дочь, которая хочет уйти от него, потому что мужчина насилует собственных детей. Полученная информация показалась жуткой… Но когда сотрудники полиции стали ее проверять, выяснилось, что звонившую когда-то в детстве изнасиловал отчим, и психологическая травма мешает ей спокойно жить.

В другой раз мужчина пожаловался на террориста-соседа, который ночью прикручивает провода к его железной кровати, а потом подключает к ним электричество.

– Когда я сплю, меня бьет током, и от этого у меня происходит непроизвольное мочеиспускание, – рассказал звонивший.

– А как же он подсоединяется к вашей кровати?

– Он сверлит в стене дырки.

Когда участковый приехал по жалобе на квартиру звонившего, то никаких дырок в стене, естественно, не увидел.

– А где же дыры? – поинтересовался сотрудник полиции и тут же получил сногсшибательный ответ:

– А он их по утрам замазывает!

Впрочем, даже несмотря на постоянные приколы со стороны неадекватных горожан, в городском УВД уверены в огромном положительном эффекте от работы «Телефона доверия».

– Благодаря поступившим жалобам граждан мы закрывали подпольные казино, закамуфлированные под интернет-кафе, ликвидировали нелицензированные пункты приема металла. Значит, польза от «Телефона доверия» несомненна, – говорит Наталья Фурманчук.

Кстати

Номер «телефона доверия» УВД по городу Владивостоку 2-655-299

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру