Мемуары моряка-тихоокеанца оживили события Второй Мировой

Живые свидетельства эпохи

Мемуары моряка-тихоокеанца оживили события Второй Мировой
Мемуары моряка-тихоокеанца оживили события Второй Мировой ФОТО: Из открытых источников

К 100-летию краснофлотца Константина Степановича Джагарьянца издательство «Русский остров» (Владивосток) выпустило документально-публицистическую повесть «Одиссея рядового ВМФ СССР», рассказывающую о славном пути юбиляра.

Судьба Константина Степановича достойна воплощения в кино, чтобы у подрастающего поколения появился ещё один пример для подражания. В ней отразилась героическая история нашей большой страны.

Когда началась Великая Отечественная война, Константина Степановича Джагарьянца, уже окончившего одну из киевских школ, мобилизовали на строительство укреплений на Донбассе. Через год юношу призвали на службу в Военно-Морской Флот. Воевал в разведотрядах Северного и Тихоокеанского флотов. На Северном флоте получил специальный опыт военно-морского разведчика. В полной мере боевые качества краснофлотца проявились в составе 140-го особого разведотряда во время Сейсинской десантной операции в Корее, которая положила конец Второй мировой войне. Дослужившегося до звания старшины 2-й статьи, 21-летний парень был удостоен ордена Отечественной войны I степени. К этому времени его грудь украшали лишь медали.

Военная операция ради общего мира

Сейсинская десантная операция яркой страницей героизма и подвига краснофлотцев вошла не только в историю Тихоокеанского флота, но всей страны. 13–16 августа 1945 года с целью овладения военно-морской базой противника на побережье Северной Кореи, через которую осуществлялась связь войск Квантунской армии по морю с Японией, был освобождён Сейсин. Укрепрайон, прикрытый с моря артиллерией береговой обороны, японцы усилили в городе пехотным батальоном, офицерской школой, личным составом военно-морской базы — всего около 4 тысяч человек. В ходе операции численность японских войск многократно возросла за счёт отступавших частей Квантунской армии — сначала двух пехотных полков, затем гвардейской пехотной дивизии.

Советским командованием было решено сначала провести разведку боем, высадив на причалы Сейсинского порта разведотряд с задачей закрепиться в порту. Вслед за ним предполагалось высадить главные силы десанта, которые должны были овладеть Сейсином и удерживать его до подхода 25-й армии, наступавшей вдоль побережья Северной Кореи.

11 и 12 августа морские десанты Тихоокеанского флота овладели северокорейскими портами Юки (Унги) и Расин (Нанжин), что улучшило условия проведения Сейсинской десантной операции. 13 августа на причалы Сейсина с торпедных катеров высадился 140-й разведотряд штаба Тихоокеанского флота. За ним— передовой отряд десанта в составе роты автоматчиков. Противник не оказал серьёзного сопротивления при высадке. Однако с продвижением передового отряда в город на его улицах развернулись ожесточённые бои в сложной обстановке. Численность японских войск в городе непрерывно возрастала за счёт подхода отступавших по побережью частей, тогда как силы десанта наращивались медленно. Тем не менее десантники 15 августа заняли большую часть города, а на следующий день совместно с подошедшими частями 393-й стрелковой дивизии 25-й армии овладели Сейсинской военно-морской базой.

Успешному завершению Сейсинской десантной операции способствовали эффективная поддержка десанта огнём кораблей с моря, а с полудня 15 августа, с улучшением погоды, и удары по противнику с воздуха. Авиация флота совершила в ходе боёв за город до 400 самолёто-вылетов. Во второй половине дня 16 августа порт и город были полностью освобождены от противника.

Сейсинская операция стала первой крупной десантной операцией Тихоокеанского флота. Взятие порта позволило войскам 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта сохранить высокий темп наступления на корейском приморском направлении и значительно затруднило эвакуацию японских войск и материальных ценностей из Северной Кореи в Японию.

ФОТО: Из открытых источников

Вспомнить всё

Со страниц книги Джагарьянца все эти события оживают с документальной достоверностью. Константин Степанович открывает для нас полномасштабную картину происходящих восемьдесят лет назад событий. Как начиналась операция. Как сражались наши краснофлотцы. Как «… горстка советских бойцов перекрыла стратегическое шоссе и железнодорожную магистраль — пути отступления тылам Квантунской армии». Как наши русские солдаты проявляли привычное христианское милосердие: «Всех пленных обыскали. Личного оружия и чего-либо подозрительного не нашли. Часы с рук не снимали… Кольца, золотые и прочие ценные вещи не отбирали — хранили высокое достоинство советского моряка! Всем раненым японцам оказали помощь наши санинструкторы». Как встречали освободителей корейцы: «Вновь наступила тишина, обманчивая и ненадёжная. Стремясь освободить стратегическую дорогу, японцы предприняли ряд атак. На правом фланге, со стороны города наши позиции подверглись интенсивному ружейно-пулемётному обстрелу. Так продолжалось до конца дня. Потом всё стихло. Японцы взяли тайм-аут для разборки ситуации. Этим воспользовались местные жители. К нашему кювету стали приходить корейцы — мужчины, женщины, подростки. Приносили воду, что-то ещё, помогали в траншее раненым».

Исторические параллели отношения корейцев к русскому солдату мы наблюдаем и сегодня. Все, кому доводилось побывать в Корейской Народно-Демократической Республике, неизменно отмечают бережное отношение к памяти о погибших советских солдатах, освободивших эту землю, — ухоженные могилы, обелиски. Верно, и участие военнослужащих КНДР, которые профессионально, стойко и героически сражались с российскими военными в Курской области. Это тоже дань памяти от благодарных потомков.

На страницах его книги с документальной достоверностью оживают яркие воспоминания детства и юности, семейные истории, традиции большой родни, в которой ценили честь и достоинство, мужество и верность долгу. О чём бы ни рассказывал автор — о полярных конвоях из Англии в Мурманск, встречах с британскими союзниками, сохранявшими в то время добрые отношения с нашей страной, операциях морской пехоты Северного флота и крахе Квантунской армии, — эти воспоминания составляют для нынешнего поколения настоящий первоисточник правды о героической истории нашей Родины.

Без преувеличения, объединив живые свидетельства целой эпохи, Константин Степанович продолжает активную творческую жизнь, справедливо считая, что личные воспоминания о Великой Отечественной войне, мужестве защитников Отечества, труднейших военных буднях помогут новым поколениям лучше понять события героического прошлого нашей страны, беспримерный подвиг защитников Отечества и тяжелейший путь к Великой Победе. Свидетельства участника Победы нашей страны во Второй мировой войне на Тихом океане разрушают попытки наших недругов переписать историю.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру