Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области объединяет более 70 компаний, что практически сопоставимо со всероссийским объединением рыбопромышленников ВАРПЭ. Такое большое представительство было достигнуто за счет компаний малого и среднего бизнеса, а также доверия предприятий в отстаивании их интересов ассоциацией. Каким был для рыбаков 2024 год, корреспонденту «МК во Владивостоке» рассказал президент ассоциации Максим Георгиевич Козлов.
– Рыбодобывающая отрасль, пожалуй, самая главная для нас, дальневосточников. Сколько компаний входит в ассоциацию? Сколько рабочих мест они обеспечивают?
– По данным статистики, в наших компаниях трудится около 10 тысяч работников рыбного хозяйства, а в период путины все 12-13 тысяч человек. Кстати, нужно отметить, что общим решением Сахалинского рыбохозяйственного совета ассоциация, в моем лице, избрана стороной в подписании трехстороннего соглашения между правительством Сахалинской области, профсоюзами и нами о защите прав и интересов работников рыбохозяйственного комплекса.
Наша активная позиция в вопросах отстаивания интересов отрасли была высоко оценена коллегами, после чего мне предложили стать исполнительным директором регионального союза промышленников и предпринимателей (РО РСПП), я с уважением согласился.
Рыбацкий Сахалин добывает около 700 тысяч тонн рыбы в год и является третьим регионом России по рыбодобыче и рыбопереработке. Наши компании пошли по пути развития береговой инфраструктуры, строительства современных заводов по переработке водных биологических ресурсов и изготовлению продукции с высокой добавленной стоимостью. Только в этом году компании заявлялись на реализацию трех инвестиционных проектов большой мощности, что позволит привлечь дополнительно порядка 25 тысяч тонн рыбы на каждый завод и, конечно, создать новые рабочие места.
– На какой акватории проходит путина? Кроме прибрежного лова, в какие воды заходят наши суда?
– География добычи рыбы очень разнообразна. Суда наших компаний присутствуют во всех промысловых районах Дальнего Востока и добывают все виды водных биологических ресурсов, доступных к промыслу. Конечно, основным массовым объектом является минтай, за ним следуют сельдь и лосось.
В этом году ценовая политика на минтай из-за санкций претерпела значительное снижение, следовательно, промысел стал низкорентабельным. А это ударит по карману как рыбака, так и компаний. Как показывает практика, такое падение может длиться от двух до трех лет. Мы верим, что компании выстоят и не потеряют свои активы, а главное – сохранят рабочие места.
Если говорить о добыче тихоокеанского лосося, то мы все видим значительное снижение уловов, только Камчатка недобрала не менее 100-150 от прогнозируемых тонн. Это также сказалось на рынке, где цены на этот объект зашкаливают, а икра по стоимости бьет рекорды всех последних лет. И надеяться на значительное снижение цены на красную рыбу и икру не приходится.
Сахалин является единственным регионом, представляющим Россию на промысле знаменитой рыбы – сайры. Все мы помним, как в 80-х-90-х консервы из сайры были, наверное, основным компонентом для приготовления рыбных блюд и точно всегда присутствующим на столе. В последние годы промысел сайры сошел на нет, и только сейчас суда наших компаний стали увеличивать объемы добычи этой рыбы, это дает надежду, что в ближайшие 5-10 лет сайра опять появится на прилавках наших магазинов в достатке и невысокой стоимости.
– Как обстоят дела с квотами? В отличие от 90-х рыбаки перестали бастовать, и обывателю кажется, что в этом вопросе нет никаких проблем. А как на самом деле?
– Вопрос про квоты невозможно коротко описать в нескольких предложениях. От себя могу сказать, что рыбохозяйственный комплекс находится на новом, достаточно революционном пути развития. Нам пришлось полностью отказаться от исторического принципа взамен аукционов по продаже квот, инвестиционных проектов и других новелл, введенных с 2019 года. Не все они воспринимаются рыбаками однозначно. По нашим оценкам, целые сектора малого и среднего предпринимательства лишились работы, а рыбаки рабочих мест. Причем реформа отрасли еще далека от завершения. Хочется надеяться, что рыбаки – стойкая кость и смогут преодолеть все трудности, как это уже бывало не раз.
– Подводя итоги года, как в целом вы оцениваете работу ассоциации и какие перспективы видите впереди?
– Мы сделали для наших рыбаков очень много, безусловно, решить все задачи и запросы нашего общего сообщества просто невозможно, но нивелировать основные угрозы, предупредить возможные последствия мы старались и будем делать это дальше. Все трудности нас объединяют, и вот буквально пару лет назад общие проблемы подтолкнули нас к созданию Координационного Дальневосточного совета ассоциаций, куда входят сегодня основные ассоциации Хабаровска, Камчатки, Приморья и даже Северного бассейна. Уверен, общими усилиями мы сможем достичь еще больших результатов.
И, пользуясь случаем, хочу поздравить всех своих коллег и рыбаков, экипажи судов и работников заводов с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы время перемен наконец закончилось, и настало время становления и роста.
Адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 259-В, офис 401.
Сайт: https://fish-sakh.ru/
Реклама. Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области