Ни чаяния народа, ни желание инвесторов не спасли рыбный рынок

Ни чаяния народа, ни желание инвесторов не спасли рыбный рынок

Освободить трюм от свежего улова из прибрежной путины теперь приморским рыбакам станет проще — региональное правительство в конце июня внесло дополнения в перечень мест выгрузки водных биологических ресурсов. И, хотя три «новичка» будут размещены во Владивостоке, но их локация — лишь остров Русский. Так что теперь можно смело утверждать, что рыбного рынка в центре города точно не будет.

Напомним, идея фикс — возвести современный многофункциональный комплекс, сочетающий в себе рыбный рынок, с ресторанным двориком, где подавали бы блюда из свежих морепродуктов, а также зону активного отдыха, для тех, кто не хочет есть морепродукты, — витает в умах власть придержащих не один десяток лет. А после Саммита АТЭС и владивостокцы поверили в то, что этот объект притяжения появится на Набережной Цесаревича. Более того — в этом году его уже точно собирались построить, портал vl.ru даже назвал имя инвестора в этот проект — ООО «Фар Лайн ДВ», которое было готово потратить на строительство 2,7 млрд рублей (руководитель — депутат Законодательного собрания Приморского края Сергей Слепченко). Но внезапно всё откатилось назад — к мечтам.  

Мечты, мечты…

Идея создания «рыбного места» для Владивостока не нова. На набережной Спортивной гавани оно просуществовало много лет, хоть и было собрано «на минималках». Сюда, как на выставку, водили гостей города — от ассортимента глаза разбегались. Правда, потом собирались в кучу — от цен.

«В начале 2000-х мы приезжали с гастролями во Владивосток, в этой поездке со мной был сын. И я первым делом повёл его на рыбный рынок. Там он, конечно, был в восторге от обилия морской живности, а вот когда он спросил — что купим? Я ответил: нам хватит только на водоросли. Так мы и ушли несолоно хлебавши», — с грустью вспоминает клоун Харри из цирка Гии Эрадзе.

Интересно, что местные жители, хоть и ворчали на цены, но покупали деликатесы, чтобы угостить гостей города или отвезти в другой город в качестве подарка. Сейчас на морепродукты цены вообще поднялись до заоблачных, тем не менее, открытые в супермаркетах отделы и даже целые павильоны, раскиданные по городу, почему-то не прогорают.  

Так что построить на берегу бухты Золотой Рог что-нибудь циклопическое, например, здание в виде гигантского ската, чей хвост использовать в качестве виадука, по которому можно было бы спуститься со Светланской на Набережную Цесаревича. Правда проект очередного местного «церетели» всё же упростили, отрезав скату хвост. Но и в усеченном виде 4-этажному зданию не суждено было воплотиться в камне. Уж очень его высота не понравилась некоторым приморцам.

«Скажи, красавица, чего не нравится»…

В то время, как горожане радовались возможности появления современного рыбного рынка, специалисты выражали озабоченность. Свое мнение высказал «Российской газете» научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев:

«На поверхности воды (в Золотом Роге, — прим ред.) вечно мусор. Не удивлюсь, если отходы недобросовестные продавцы будут утилизировать тут же, в бухте», — предостерегал учёный.

Его опасения разделял и заслуженный архитектор России Валентин Аникеев, добавив, что вокруг рынка, а уже тем более — внутри, обязательно будет скапливаться специфический запах рыбного промысла. Те, кому довелось побывать на траулерах, знают, что даже в только что отмытом трюме все равно сохраняется сильный запах. С другой стороны — современные системы вентиляции сводят любое амбре к минимуму.

А приморские общественники вообще посчитали кощунственным строить торговый центр напротив памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Выступившая во время обсуждения проекта рынка, прошедшего в начале июня текущего года в стенах краевой библиотеки имени Горького, эксперт в области историко-культурной экспертизы Анна Мялк напомнила собравшимся, что Корабельная набережная с прилегающей территорией является мемориальной зоной, целенаправленно создаваемой на протяжении 164 лет. Её поддержали 15 архитекторов, подписавших коллективное обращение к городским властям.

«Строительство центра в качестве фона для двух главных монументов города уничтожит непрерывную панораму бухты Золотой Рог, открывающуюся с территорий и видовых площадок памятников, закроет перспективу бухты с уровня Корабельной набережной и Набережной Цесаревича. Восприятие этой панорамы вместе с монументами, заложенное авторами проекта, выявляет и подчёркивает их исключительное значение. Увеселительный и рыночный характер планируемого объекта не соответствует историческому и мемориальному значению этого места. Его строительство будет вечным материализованным надругательством над драматичной и славной историей нашего народа», — говорится в обращении.

Обращённый лицом к морю

В качестве доказательства архитекторы приводят возведенное на Корабельной набережной здание отеля VLADIVOSTOK Grand Hotel & SPA. Ни его внешний вид, ни пропорции не соответствует исторической застройке. А построенный вокруг него забор так и вовсе перекрывает проход горожанам, в нарушение федерального закона о рекреационной зоне и краевого — о свободном доступе людей к морю. Кроме того, гостиничный корпус, взметнувшийся вверх на 17 этажей, испортил вид на бухту Золотой Рог, а Муравьёв-Амурский, хоть и стоит на возвышении на улице Суханова, теперь не лицезреет воды Японского моря, а заглядывает в окна гостиницы.

Виды на море — главная изюминка нашего города, считает член Русского географического общества, профессор Ирина Самойленко. Не допустить перекрытия этих видов – задача градостроителей и архитекторов.

«Очевидно, как нарушилась целостность набережных — Корабельной и Цесаревича — со строительством гостиницы. Между ними разрыв, горожане, прогуливаясь, утыкаются в гаражи, гостиницу. Рыбный рынок станет диссонирующей застройкой в центре города, что недопустимо по градостроительным канонам», — подчеркнула Ирина Самойленко.

Диссонирующая застройка перекрыла бы вид другому великому россиянину — основателю российской школы дзюдо Василию Ощепкову, точнее его памятнику. Да еще и Невельскому впридачу.

«Эти люди вложили огромный вклад в нашу историю, — отметила Анна Мялк. – Пётр Первый открыл ворота на запад, а Невельской открыл ворота на восток. Почему бы не предложить построить торговый центр на берегу Невы перед памятником Петру Первому? Это то же самое будет».

Будет ли рынок вообще?

Рыбный рынок в рыбном городе — вполне логичная идея. Но бухта Золотой Рог для воплощения этой идеи категорически не походит для её воплощения. Кроме того, встаёт вопрос — а кто будет привозить на торговую площадку дары моря?

«Рыболовецкий флот с большим удовольствием отправит улов контрабандой в Корею или Японию, нежели привезёт на свой рынок. Продукцию должны поставлять частные рыбаки, но для этого им требуются лицензии. Крупнотоннажный флот сел в нишу судов прибрежного лова, нарушив баланс добываемой рыбы в прибрежной зоне», — напомнил Юрий Авдеев.

В идеале владивостокский рыбный рынок должен был стать рыбной биржей, по примеру таких известных бизнес-площадок, как токийский рыбный рынок «Цукидзи» и рыбный рынок «Чжагалги» в Пусане. Именно поток туристов сделал эти объекты известными на весь мир. Индустрия гостеприимства во Владивостоке развивается, и идея за счет рыбного рынка сделать приморскую столицу более привлекательной для туристов вполне логична. Но, повторюсь, не в бухте Золотой рог. В доковидную эпоху, когда в город зачастили океанские лайнеры, привозящие тысячи туристов, даже не специалистам стало понятно, что набережная с её узкими улочками — не предназначена для большого потока гостей. Здесь даже легковым автомобилям бывает трудно разъехаться, а огромные туристические автобусы просто застревают, пытаясь вырваться в центр города. Так что логичность идеи просто разбилась о логистику Владивостока. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру