В письмах из Приморья Сталину жаловались на долги по зарплате и бездушие начальства

Комсомольцы детально расписали, почему не было выполнено задание Ежова и что приходится терпеть допризывникам

Комсомольцы детально расписали, почему не было выполнено задание Ежова и что приходится терпеть допризывникам
В письмах из Приморья Сталину жаловались на долги по зарплате и бездушие начальства

В 1938 году комсомольцы из Владивостока написали письмо Генералиссимусу Иосифу Сталину. Строители коммунизма с горячими сердцами, по всей видимости, очень переживали за свой город и регион, раз решились в красках описать проблемы и не какие-нибудь, а касающиеся боеспособности края. Не все ладно было в 1938 году на том конце страны, о чем сочли нужным рассказать авторы письма. Копия документа хранится в Госархиве Хабаровского края вместе с другими письмами вождю.

НЕ ТОЛЬКО ПИСЬМО

Комсомольцы – составители послания, работали на благо Осоавиахима. Была такая добровольная общественная военно-патриотическая организация, существовавшая в СССР в 1927–1948 годах. Суть ее работы сводилась к тому, что граждане помогали укреплять обороноспособность регионов, в том числе сдавая деньги. В Приморье об Осоавиахиме напоминает не только архивное письмо, но и названия населенных пунктов. Например, Краскино в Хасанском районе носим имя защитника государственной границы лейтенанта Михаила Краскина. Он прошел школу Осоавиахима, погиб в неравном бою с японскими самураями. Село Пожарское названо в честь комиссара батальона Ивана Пожарского. Он участвовал в освобождении высоты «Заозерной». Посмертно ему присвоено  звание Героя Советского Союза. Дивизионы морского отряда особого назначения, укомплектованные моторными судами и личным составом ОСОАВИАХИМа, внесли  неоценимый вклад в разгром японцев у озера Хасан. Однако в самой истории приморского Осоавиахима обнаружились интересные подробности.

ОДНИ ПРОБЛЕМЫ

В первых строках письма авторы традиционно указывали заслуги вождя. Говорилось о том, что под руководством Сталина разгромлена шайка бандитов, предателей и реставраторов капитализма. Речь шла о Тухачевском, Уборевиче, Гамарнике и других. В наши дни об этих людях говорят, как о героях, но в 1938 году им досталась, увы, противоположная роль. Дальше комсомольцы изложили факты, о которых непременно нужно было знать отцу народов:

«А сейчас посмотрим, как Осоавиахим Приморья стал боеспособным. Аппараты Областного и районного Советов не укомплектованы, областной совет имеет задолженность по зарплате рабочим и служащим по 3-4 месяца, общая сумма доходит около 300.000 рублей. Присланные штаты и ставки в мае м-це 38 году Центральным Советом Осоавиахима не соответствуют действительности. Не было учтено особое положение на ДВК. Эти ставки гораздо ниже ставок рабочих и служащих предприятий и учреждений. Отдельные члены ВКПб просто стали бежать из системы Осоавиахима, а Обком ВЛКСМ стал способствовать этому вместо того, чтобы укрепить Осоавиахим».

Комсомольцы сетовали, что Приморье находится в угрожающей зоне, нет сформированных отрядов противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО), некому готовить кадры, нет тиров для подготовки стрелков, присылают некачественные патроны, не готовили в регионе моряков, а инспекторов по подготовке и вовсе назвали невидимками. В Областном совете не знают, сколько вообще участников Осоавиахима в Приморье. Вместо оборудованных учебных пунктов используют навесы, да и те не ремонтируют за неимением денег. Про само воспитание будущих бойцов авторы письма написали так:

«С допризывниками обращаются грубо: ругань, матерщина, угрозы, махание кулаками и т.д. Это воспитание будущих бойцов. Плохое положение с обмундированием, наглядными пособиями и материальными частями. Обучение моряков проходит без достаточного количества спасательных и плавсредств. Необходимо готовить по специальностям: сигнальщики, рулевые, связисты, мотористы и т.д. о чем было указание Николая Ивановича Ежова о передаче парохода военно-морскому учебному пункту».

Справедливости ради отметим, что методы решения вопросов через огласку в 1938 году были такими же как в наши дни. Комсомольцы рассказывали о проблемах посредством газеты «Красное Знамя», однако публикации должного эффекта не возымели. Надо полагать, что послание вождю стало последней каплей и надеждой комсомольцев, чтобы ситуация изменилась. А изменить ее, судя по изложенным фактам, им очень хотелось. В далеком 1938 году потерялись отгруженные шлюпки, было сложно получить дотации на мастерские, сотрудники жили прямо в учебном пункте, некоторым достались крошечные комнаты и мокрые помещения. Из обещанных 36 квартир не выделено ни одной.

«О вышеизложенных всех безобразиях знают партийные и советские организации Приморья, а конкретной помощи от них нет. Руководство со стороны партийных организаций, Осоавиахима отсутствует. Обком ВКПб знает об этих безобразиях, но конкретных мер не принимает».

Авторы письма настаивали, терпеть происходящее нет сил, поэтому нужны решительные меры, которые исходить должны из Кремля. Все, чего хотели комсомольцы – наладить работу Осоавиахима так, чтобы организация стала действительно боевой и оправдала звание резерва Рабоче-Крестьянской армии и флота.

P.S.

Справедливости ради заметим, в годы Великой Отечественной войны в Приморье действовало 36 городских и районных организаций Осоавиахима. Усилия были направлены на подготовку молодых бойцов для фронта по разным военным специальностям. Морской клуб и школа технической связи задание по подготовке специалистов выполняли на 140 процентов, автоклубы и школы ПВХО – более чем на 110 процентов. В целом приморские осоавиахимовцы внесли достойный вклад в победу над фашисткой Германией – 15 из них стали Героями Советского Союза, столько же – полными кавалерами ордена Славы. Возможно, письмо комсомольцев сыграло в этом не последнюю роль.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Письмо Сталину о строительстве Комсомольска-на-Амуре

Письмо Сталину японских военнопленных

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру