Подземный мир Владивостока: тайны тоннелей, построенных в годы СССР

Во Владивостоке полно бетонных порталов

Во Владивостоке полно бетонных порталов

Прогуливаясь по закоулкам Владивостока, в глаза невольно бросаются странные объекты. Наверняка кто-то из вас замечал стоящие между домов или в скверах останки от старых домов с решетками, выходящие из-под земли. Их можно встретить в разных районах города. А когда вы направляетесь на море, мимо сопок, мелькают черные дыры, ведущие в заброшенные тоннели. С разными местами в Приморье связаны свои тайны и легенды.

Подземные поезда

Начнем с Эгершельда или полуострова Шкота, где возведен подземный арсенал минно-торпедного вооружения для обеспечения кораблей Тихоокеанского флота. Со стороны Амурского залива к огромному бетонному порталу сооружения подходит железнодорожная ветка, жители полуострова до сих пор шепчутся о том, что есть подземные поезда, местные даже думают, что раньше от состава дрожала земля.

На самом деле поезда ходят, и есть линия железной дороги, ныряющая прямо под землю.

Кстати, подземкой называют два больших сооружения, соединенных между собой тоннелем с линией узкоколейки. С каждой стороны входные порталы были почти одинаковые и соединялись полукруглым тоннелем Внутри проходят рельсы узкоколейной железной дороги, по ней на вагонетках провозили торпеды и другие боеприпасы.  

Повсюду стояли герметичные двери и была протянута фильтровентиляционная система на случай как бомбардировки, так и химической атаки.

Старожилы поговаривают, что два больших хранилища арсенала вмещали сотни торпед. Кто знает, может этот тоннель когда-нибудь пригодится.

Фото: primamedia

Форт на горе Варгина

Форт Императора Петра Великого расположен на горе Варгина в Приморье. Глубина форта до 380 метров, а по фронту – 650 метров. Общая длина подземных коммуникаций – свыше 3.5 километра.

Проект исторического сооружения разработал строитель и проектировщик Петр Павлович Унтербергер, сын военного губернатора Приморской области (1888-1897гг). Сам проект утвердили в 1910 году, и на горе Варгина началось строительство.

В предвоенные годы в нем размещался командный пункт Тихоокеанского флота (КП ТОФ) «Скала». Тогда часть фортовых сооружений засыпали землей, делалось это для того, чтобы замаскировать его от атак с воздуха. Позже в форте хранили часть противовоздушной обороны, ракетную технику, которая была выведена с форта несколько лет назад.

Гору Варгина видно с разных частей Владивостока. Когда нет тумана, это место уловимо даже с сопок острова Русского.

У подземелья нет каких-либо легенд и тайн. Однако оно уникально своим расположением. С вершины горы можно лицезреть панорамный вид на сам форт и его сооружения, Амурский и Уссурийский заливы, сопки на вершинах которых разместились разные форты.

«Убежище КПСС» во Владивостоке

Видели ли вы рядом с драматическим театром имени М. Горького во Владивостоке большой бетонный портал, выступающий из склона сопки. Возможно, да. Как думаете, что за ним скрывается? Мы бывали и скажем, что там есть сооружение, известное жителям под названием «Убежище КПСС», или «Система эвакуации крайкома КПСС».

Самое первое официальное название сооружения в документах - объект №1 МПВО Владивостока.

Любая история в наше время начинается с далеких военных лет. История этого объекта идет после Хасанских сражений в 1938 году и боев у реки Халхин-Гол в 1939 году. В это время возводили подземные убежища, чтобы мирные жители могли укрыться от атак.

Так, объект № 1 состоял из двух убежищ: первое - для 150 сотрудников крайкома ВКП(б) и крайисполкома под улицей Светланской и второе убежище для 60 сотрудников краевого управления НКВД под зданием на Суханова, 8.Объекты были лишь частями большого подземного комплекса, протяженность тоннелей почти полтора километра. Их строил стройотряд НКВД под руководством инженера-капитана товарища Франка.

В лихие 90-е укрытие разграбили, многое растащили. Строение несколько раз поджигали, выход к морю во время одного из тайфунов затапливало водой.

Сооружение устояло и продолжает жить – в нем даже проходят экскурсии. А ребята из Владивостокского диггер-клуба навели там порядок.

Ходили слухи, что под зданием на Суханова, 8 есть секретные подземелья, где пытали и расстреливали людей в годы репрессий, но это лишь выдуманные истории.

Фото: primamedia

Тоннель СССР, ранее имени Сталина

Следующий герой нашего материала - тоннель имени Сталина.

Объект долгое время являлся одним из двух главных транспортных путей, связывавших Владивосток со страной, здесь была железная дорога. С царских времен «железка» соединяла и город.

Еще до революции связали район Первой речки, где находилось паровозное депо, веткой с Гнилым углом или бухтой Улисс через тоннель. Тоннель должны хотели сдать в 1916 году. Но помешала война - стройку заморозили. Возобновили ее только в 30-е годы.

И уже в 1936 году в торжественной обстановке тоннель открыли. На фасадах большими буквами можно было прочесть имя Иосифа Сталина и даты строительства.

Буквы сняли уже в 1959 году, оставили надпись «Тоннель» и даты, а со стороны Луговой - надпись «СССР» со звездой по центру.

Жители сочиняют разные легенды про тоннель. Некоторые считают, что в недра сопок ведут ходы и там до сих пор что-то хранится. Именно тут вроде как нашло последнее прибежище злосчастное колчаковское золото.

Другие поговаривают, что здесь можно увидеть души рабочих, которых во время строительства тоннеля замуровали в стены. На стенах тоннеля есть «автографы» и строителей, и тех, кто его обслуживал.

Во Владивостоке разгадкой тоннелей занимается Владивостокский диггер-клуб (ВДК). Ежегодно ребята организуют лекции о подземельях города. Они рассказывают о мифах и легендах подземного Владивостока.

Главная байка о подземельях Владивостока у опытных диггеров - «на Угольной зайдешь, на Тихой выйдешь».

Во Владивостоке полно бетонных порталов, похожих между собой. Диггеры готовы рассказать о том, что Владивосток был главным военным портом Дальнего Востока, и 16 фортов построены на его территории, чтобы обезопасить людей. Ребята расскажут о многих местах в городе, в числе которых и тайны, связанные со строительством Золотого моста.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2023

Заголовок в газете: Подземный мир Владивостока: тайны тоннелей, построенных в годы СССР

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру