От железного века до «Золотого моста»: из истории освоения Приморского края

Краткий экскурс в тысячелетнюю историю Приморья

20 октября Приморье отмечает очередную дату со дня основания. 84 года существует он на карте России. Однако, в действительности, Приморье куда старше, а его история, без преувеличения, насчитывает тысячи лет.

Краткий экскурс в тысячелетнюю историю Приморья
Главная площадь Владивостока

В Приморском крае есть памятники истории, которые насчитывают 32 тысячи лет. Примером может служить скальная пещера, расположенная около села Екатериновка в Партизанском районе. Археологи считают эту стоянку первобытных людей одной из ранних в истории Приморского края. Свидетельства доисторических поселений находят по всей территории края – от Осиновки в Михайловском районе, до пещеры Чертовы ворота в бухте Бойсмана.

На смену поселениям бронзового века, пришло Бохайское царство, а когда бохайцы бежали, теснимые монгольскими кочевниками, их сменили чжурчжени. Выжить небольшому племени самостоятельно было довольно не просто, поэтому происходит постепенное объединение племён и возникновение нового государства Цзинь, которое существовало с 1115 по 1234 гг. и также пало под натиском кочевников.

После падения древних государств приморские земли на протяжение четырёх столетий были практически безлюдными. Здесь жили только небольшие племена. Это продолжалось вплоть до появления в здешних местах первых русских первопроходцев в 1655 году, когда отряд казаков под командованием О. Степанова смог дойти до тихоокеанского побережья северного Приморья.

Это было время освоения Сибири русскими казачьими отрядами. Продвигаясь всё дальше на Восток, они постепенно дошли до побережья Тихого океана не встречая препятствий.

Спортивная набережная

Кстати, приморские земли вызывали интерес и у европейских исследователей. В начале XVIII века на берегах Приморья появились французские исследователи. Обследование восточного побережья было осуществлено известным путешественником Жаном Лаперузом. 1787 году здесь работала картографическая экспедиция и составленные ею карты оказались большим подспорьем для русских исследователей.

В XIX веке геополитическая обстановка вокруг Приморского края стремительно менялась. Укрепление Японии, интерес французов и англичан к территориям Приморского края заставило русское правительство обратить пристальное внимание на приморские земли.

Леди Прей

Правительство принимает решение официально оформить включение Приморского края в состав России. В 1856 году была образована Приморская область. В неё вошли земли Восточной Сибири и территория Камчатки. Это была огромная территория. Из нее в 1857 году была выведена Амурская область. Но одно дело, объявить эти земли своими, и совсем другое закрепить их за собой. В этот момент земли Приморья малолюдны, а русское население ютится вокруг военных фортов.

Центром огромной области стал небольшой город Николаевск, где находились административные органы, и базировался Тихоокеанский флот. Необходим был порт на побережье Тихого океана. Он должен был стать военным и административным центром Приморского края.

В 1859 году Николай Муравьёв-Амурский, бывший в то время генерал-губернатором Восточной Сибири, на своём корабле осматривал берег Тихого океана. Его цель — выбрать удобное место для будущего порта. Выбор пал на защищённую бухту, которая впоследствии получила название Золотой Рог. В 1860 году здесь был поставлен пост. На его месте был основан город-порт Владивосток.

Дом-музей Суханова

В 1861 году правительством были разработаны и утверждены специальные программы по переселению жителей центральной России на Дальний Восток, выделены денежные средства для этой цели. Желающих ехать на постоянное жительство в Амурскую и Приморскую область было много. Этому способствовало и то, что для переезжающих на новое место жительства выдавались приличные подъёмные средства, участки земли. Они освобождались от налогов.

Бурные события 1917 года мало коснулись удалённых районов России, в том числе и Приморья. В 1918 году на Дальнем Востоке высаживаются англичане. Это было ответом стран Антанты на заключение большевистским правительством мирного договора с Германией. Политический хаос и Гражданская война привели к тому, что восточные границы стали полностью не охраняемыми.

Китайцы, не встречая сопротивления, пробирались в глубь российской территории, а на приграничных землях чувствовали себя хозяевами. Корейцы строили целые поселения. В апреле 1920 года была создана Дальневосточная республика (ДВР). Приморская область вошла в её состав. В истории районов Приморского края это тяжёлое время отмечено иностранной и японской интервенцией. Образованная в 1920 году ДВР вошла в состав РСФСР в 1922 году.

Набережная Цесаревича

20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделен на Хабаровский и Приморский регионы. В этот день Приморский край получил свое современное название и обрел нынешний административно-территориальный статус.

Изначально в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области. Сегодня Приморье — это 12 городских округов и 22 муниципальных района, всего 659 населенных пунктов.

Год основания Приморского края оставил след в его истории знаменитыми Хасанскими событиями — вооруженным пограничным конфликтом в районе озера Хасан и реки Туманная. Первую проверку новоиспеченный регион прошел успешно.

В 1940 году численность Приморского края достигала уже 939 тысяч человек.

В 1941 году Приморский край вместе со всей страной поднялся на борьбу с фашистской Германией, став закрытой укрепленной базой военно-морских сил Тихоокеанского флота. В годы Великой Отечественной войны Приморье сыграло огромную роль в обеспечении советских войск, переправив львиную долю грузов по ленд-лизу.

2 сентября 1945 именно здесь, в Приморье, закончилась Вторая мировая война.

В послевоенные годы регион стал наиболее индустриально развитым районом Дальнего Востока, крупным промышленно-аграрным центром с преимущественно сырьевой специализацией.

В 50-х годах 20 века в Приморье началось бурное жилищное строительство. Посетивший край в 1953 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев велел сделать Владивосток "городом лучшим, чем Сан-Франциско".

Таким отраслям, как рыбная, лесная, цветная металлургия, горно-химическая и машиностроение, придавалось общегосударственное значение. Развивались электроэнергетика, а также строительная, топливная, легкая и пищевая промышленность.

С начала 60-х годов стали создаваться новые для края отрасли: химическая, электротехническая, инструментальная, приборостроение. Были построены предприятия горно-металлургической промышленности. К началу 70-х годов в Приморье существовало более 300 собственных промышленных производств. Доля Приморья в экспортных поставках продукции дальневосточных предприятий, пользовавшейся спросом более чем в 50 странах мира, составляла до 50%.

К концу 70-х численность населения Приморского края достигала почти 2 миллионов человек.

В 1992 году произошло знаменательное для истории края событие — Владивосток снова стал открыт для иностранных граждан.

В современной истории России Приморскому краю благодаря его геополитическому положению отведена особая роль — стать воротами в Азиатско-Тихоокеанский регион. Федеральный Закон о Свободном порте Владивосток ознаменовал начало новой эпохи, а отчасти и возвращение старой, когда порт Владивосток носил статус порто-франко и был крупнейшей морской гаванью в регионе. Обозначенный руководством страны восточный вектор развития России получает воплощение в масштабных и значимых проектах, реализуемых на территории Приморского края.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2022

Заголовок в газете: От железного века до «Золотого моста»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру