Приморские реставраторы передали военному училищу в Краснодаре редкий «Иван-Виллис»

Машину 1953 года выпуска нашли в старом сарае, тем не менее она была «на ходу»

Машину 1953 года выпуска нашли в старом сарае, тем не менее она была «на ходу»
Хабаровские реставраторы передали военному училищу в Краснодаре редкий «Иван-Виллис». Фото предоставлено героем публикации

Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М.Штеменко является одним из старейших и единственным по профилю подготовки военно-учебным заведением Mинистерства oбороны Российской Федерации. Его выпускники обеспечивают защиту информации в автоматизированных системах военного назначения.

Уникальность этого вуза подтверждается тем вниманием, которое уделяется Mинистерством oбороны Российской Федерации развитию его учебно-материальной базы. В этом году закончилось строительство новой территории училища в городе Краснодаре с инфраструктурой, включающей в себя современную учебную, научную, спортивную и тренажерную базу, в том числе целый музейный комплекс из пяти музейных групп, в которых собраны большие коллекции исторических экспонатов.

Одной из них является парадная группа исторических автотранспортных средств, в состав которой входят восстановленные машины и мотоциклы, которые принимает участие в торжественных шествиях и мероприятиях Краснодара. В настоящее время в эту группу входят боевая машина БМ-13НМ на базе ЗИЛ-157 («Катюша»), бортовой автомобиль ЗИС-5, армейский автомобиль Willys MB и четыре мотоцикла К-750 и МВ-650.

Одним из таких экспонатов вскоре станет ГАЗ-67. Этот автомобиль можно с полным правом назвать первым отечественным внедорожником. Машина широко использовалась на завершающей стадии Великой Отечественной войны как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач. В Красной Армии его любя называли «козлик», «блоха-воин», «пигмей», а вот американцы прозвали советский ГАЗ-67 - «Иван-Виллис». На фронте его ценили за надёжность, неприхотливость, он использовался в любую погоду и проходил по любым, самым разбитым дорогам.

Сегодня такие авто - большая редкость. Найти их можно разве что у коллекционеров и реставраторов. Военнослужащие службы защиты государственной тайны Восточного военного округа приложили немало усилий, чтобы разыскать уникальный экземпляр. ГАЗ-67 был найден в селе Новотроицкое Анучинского района Приморского края. Как он там оказался — история умалчивает, но то, что машина 1953 года выпуска была на ходу, удивил даже специалистов.

- Его двигатель был в работоспособном состоянии, и не требовал капитального ремонта. А вот кузов.., - вздыхает реставратор ретроавтомобилей Александр Новак, вспоминая тот объем работ, который пришлось проделать, восстанавливая автомобиль.

Александр Иванович, как он сам говорит, копается в моторах всю жизнь. Отец был шофером, так что тяга к технике у парня была с самого детства. После школы он поступил в ОПТУ № 5 в селе Чернышёвка, где получил специальности тракториста и водителя автомобиля. После срочной службы в армии работал в этом же училище мастером производственного обучения по эксплуатации тракторов. С 1993 по 2006 годы служил по контракту командиром взвода материального обеспечения в автомобильном батальоне села Чернышёвка. Интерес к старым автомобилям тоже родом из детства, считает Александр Иванович.

- Родители всех моих приятелей были фронтовиками. Они были людьми немногословными, не кичились своими подвигами, не демонстрировали ордена и медали. Мы все брали с них хороший пример. Учились трудолюбию, скромности, уважать старших. Восстановление военной техники - это для меня сохранение тех моральных ценностей, которое пережило поколение Победителей. Если старая техника движется, значит, история жива, - рассуждает реставратор.

Машина долгое время простояла в сарае, тем не менее была что называется "на ходу". Фото предоставлено героем публикации

Чтобы придать автомобилю выставочный вид, а сейчас он выглядит как новенький, потрудиться пришлось немало:

- Кузов автомобиля имел значительные очаги коррозии, лакокрасочное покрытие было очень низкого качества. Дырами был нарушен кузов, их надо было варить, - рассказывает реставратор.

ГАЗ- 67 стал третьей машиной времен ВОВ, которой Новак подарил новую жизнь. Восстановлению первой, ГАЗ-АА 1938 года выпуска, легендарной «полуторке», мастер посвятил пятнадцать лет своей жизни! Сегодня эта «старушка» вновь на ходу и выглядит так, словно только что сошла с конвейера. Теперь полуторка стала своеобразным наглядным пособием для будущих авторемонтников. С 2000 года механик-реставратор занимается патриотическим воспитанием молодёжи, ведет активную просветительскую деятельность, в том числе, демонстрируя восстановленную им военную технику в профучилищах. Ежегодно реставратор, в основном на собственном энтузиазме, организует автопробег по территории Анучинского муниципального района, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне и бьётся за то, чтобы его «полуторка», собранная буквально по частям, получила официальную регистрацию.

- На этой технике формировалась сила духа. Дети учились на ценностях, пережитых предыдущими поколениями, - считает Новак, упорно продолжая формировать свой автопарк, в котором, помимо ГАЗ - АА, ГАЗ-67 и полевой кухни КП-49 1943 года, есть и автомобили времен войны в Афганистане.

Восстановить ГАЗ-67, предназначенную для училища, стало для мастера задачей принципиальной. Отец Александра Ивановича родился на Западной Украине. Всю свою жизнь он вспоминал, что творили во время Великой Отечественной войны на родной земле бандеровцы.

- Бандеровцы уничтожили у отца там всё, пока он воевал. И вы видите, что там, на Украине, опять творится, - с горечью говорит Александр Иванович.

В знак поддержки решения Президента РФ и солидарности с российскими военнослужащими, участвующими в спецоперации, на капоте ГАЗ-67 разместили символ «V» с цветами российского триколора и георгиевской ленты - знак того, что задача будет выполнена, ведь сила «V правде». Внутри кабины дарители закрепили памятную табличку, с именами всех, кто участвовал в розыске и реставрации уникального экспоната: «Краснодарскому высшему военному училищу автомобиль ГАЗ-67 1953 года впуска, восстановленный силами личного состава службы защиты государственной тайны Восточного военного округа», - написано на ней. А выразить таким образом благодарность родному вузу за науку захотели многие его выпускники, которые сейчас служат на Дальнем Востоке. Участие в реставрации и подготовке автомобиля к отправке принял личный состав служб ЗГТ штабов Восточного военного округа, Тихоокеанского флота и отдельной бригады материально-технического обеспечения Приморского края.

19 мая 2022 г., за день до отправки в училище, автомобиль был освящен иереем Храма святителя Николая Чудотворца.

Впереди у ГАЗ-67 новая жизнь. Автомобиль с Дальнего Востока станет не только украшением музейной экспозиции Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М.Штеменко, но и будет включен в парадный расчёт 9 мая 2023 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру