Подводные города: ихтиолог из Владивостока рассказал о мире, скрытом от наших глаз

Александр Маркевич уже почти 50 лет работает под водой

Александр Маркевич уже почти 50 лет работает под водой
Яркие краски Нептунова царства ФОТО: Александр Маркевич

Александр Игоревич Маркевич - кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории ихтиологии Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН) и прекрасный фотограф морских обитателей. Он уже много лет работает во Владивостоке, и регулярно «заходит в гости» к рыбам и кораллам. И речь идет не про аквариумы, а про открытое море, ведь зайти в гости можно лишь к тем, кто живет по-настоящему дома. А началась эта история с разноцветных рыбок, которые жили у соседа.

- В 1963 году я в 11-летнем возрасте переехал с родителями из города Днепропетровска в город Ковель на западе Украины. Из «каменного мешка», в котором видел только дома, заводы и дороги, в маленький, зеленый городок с речкой и лесами в пешей доступности. А у соседа по дому меня очаровал огромный аквариум с массой разноцветных рыбок. Все это, в сочетании с прочтением многих книг о путешествиях и желанием путешествовать самому, определило мой выбор – биология, - начал рассказал Александр Маркевич.

В 1975 году Александр Игоревич закончил биофак Гомельского университета, расположенного в Беларуси, получил специальности зоолога и решил найти работу в одном из заповедников СССР. И ученому повезло – он попал в первый набор сотрудников в организованный в 1978 году Дальневосточный морской заповедник, отдел Института биологии ДВНЦ АН СССР, во Владивосток. Для новой работы пригодилось и умение плавать, так как еще будучи школьником, Александр увлекался подводным плаванием и мечтал изучать подводный мир. Совсем как члены команды Ж. И. Кусто.

- В итоге я стал ихтиологом, тем, кто изучает морских рыб под водой, у них «дома». Рыбы – это самая многочисленная и разнообразная группа позвоночных животных, сейчас их насчитывается около 37 тысяч. Они населяют большинство водоемов мира и обладают очень широким спектром адаптаций и приспособлений для жизни в воде, и чрезвычайно разнообразным и интересным поведением. Но уделяю внимание и фотографирую и других морских обитателей, а также подводные ландшафты, - рассказал ученый.

Коралловый салат ФОТО: Александр Маркевич

Фотографировать Александр Игоревич еще в школьные годы. В профессии зоолога очень важно уметь делать зарисовки, но еще в юности будущий ученый понял, что рисовать у него совсем не получается. Тогда он стал брать с собой на прогулки фотоаппарат. Но и в наблюдении за рыбами под водой фотография стала незаменимой помощницей.

- Пришлось приобретать подводные фотобоксы для фотоаппаратов, делать самодельные фотовспышки. Фотографировать под водой – это здорово, это очень увлекательно! Иногда теряешь контроль над временем, когда ожидаешь построения необходимой композиции кадра для художественного снимка, или для запечатления какого-либо момента из жизни рыб в помощь своим наблюдениям. Подводное фотографирование – это бесконечная череда проб, удач и неудач, большое упорство и терпение.

К каждому своему погружению ихтиолог готовится очень внимательно, ведь любая ошибка может стоить не только потери оборудования, но и жизни. Небольшой порез гидрокостюма приведет к тому, что можно быстро замерзнуть, надрыв ремешка ласта или маски – к их потере под водой, песчинка на резиновом уплотнении фотобокса – к протечке и порче фотоаппарата.

- Подготовка к погружению подразумевает внимательность и аккуратность ко всем мелочам! Я использую специальное водолазное снаряжение, такое как гидрокостюмы, регуляторы, компенсаторы плавучести и прочее хороших зарубежных производителей. Фототехника, то есть фотоаппараты, объективы, фотобокс, фотовспышки, тоже из производства другой страны. Фотографирую я под водой в заливе Петра Великого Японского моря, где и работаю. А во время поездок за границу, во время отпусков, делал снимки и в Южно-Китайском, Андаманском, Красном морях, - объяснил ученый.

На глубине 30 метров ФОТО: Александр Маркевич

По словам Александра Маркевича, находится под водой намного безопасней, чем в большом городе. Залогом выступает надежное, проверенное водолазное снаряжение, собственная уверенность, основанная на более чем 45-летнем опыте подводных погружений и четырех тысячах «подводных» часов, высококвалифицированные партнеры по спускам.

Еще один уникальный момент в работе ученого – это то, что каждой своей фотографии он дает название. И иногда, на первый взгляд, кажется, что название никак не соответствует картине. Но стоит присмотреться…

- Названия для фотографий появляются по-разному. Иногда они иллюстрируют какую-то особенность морских животных, иногда всплывает аналогия с чем-то сухопутным, иногда – просто полет фантазии, источник которой – книги и мое восприятие момента, - поделился Александр Маркевич.

Удивительный подводный мир, полный цвета: фотографии, сделанные в море Владивостока

Удивительный подводный мир, полный цвета: фотографии, сделанные в море Владивостока

Смотрите фотогалерею по теме

Напоследок мы решили спросить у ученого о трепангах, морских существах, которые последнее время стали очень популярными не только для еды, но и для науки. Особенно выделяют белые трепанги.

- Я на самом деле не специалист в этой области, но выразить свое мнение смогу. Уникальность трепанга состоит в том, что он способен быстро регенерировать ткани, потому что при попытке нападения на него хищников отбрасывает часть задней кишки, которая потом восстанавливается. Вероятно, употребление в пищу таких быстро восстанавливающихся тканей, либо изготовление на этой основе лекарств может помочь в лечении людей. Второй важной особенностью трепанга является то, что он питается детритом, то есть совокупностью мелких от нескольких микрометров до нескольких сантиметров, неразложившихся частиц растений и животных, или их выделений,, осевших на дно водоема, и, соответственно, в его организм попадают химические элементы всей таблицы Менделеева, в том числе и очень полезные. Но в этом существует и большая опасность – чем больше загрязнен водоем антропогенными отходами, тем больше вреда, чем пользы от употребления в пищу таких животных. Но все же я не вижу в трепанге особой выдающейся «панацеи» для человека, ведь сколько раньше их было: женьшень, мумие, панты оленей, печень акул, и много других. Вот сейчас очередь дошла до трепанга и икры морских ежей. А в чем уникальность белого трепанга?  Только в его цвете! Недаром существует выражение «белая ворона», то есть какое-то животное, или даже человек, которое выделяется либо своей окраской, либо необычным поведением от себе подобных. А это просто альбинос – животное белого цвета, настолько же «уникальное», как и белый кролик или мышь, - объяснил Александр Игоревич. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру