Подземный ход на остров Русский, таинственные птицы-ганнибалы, секретный кинозал для партийной элиты, переход с Угольной на Тихую, живьем замурованные военнопленные, массовые расстрелы политзаключенных в недрах подземных объектов. Все эти и тому подобные байки и легенды владивостокских подземелий зачастую приходится услышать обывателям.
«МК во Владивостоке» попытался разобраться, что здесь правда, а что – выдумки.
Подземный завод
Во время Великой Отечественной войны во Владивостоке, как и по всей стране, активно строились подземные защитные сооружения МПВО (гражданской обороны). Зачастую секретные предприятия «зарывались» в скалы. Одним из таких объектов стал «Объект 4040» (название, скорее всего, было дано в 1980-е годы), который построили силами 202-го завода им. Ворошилова («Дальзавод»). По легенде, в подземке обитают плотоядные птицы, которые могут убить человека. Ходят разговоры о спрятанных там сокровищах. И даже после строительства перехода через бухту Золотой Рог кое-кто из жителей рассказывал, что мост возвели специально, чтобы спрятать подземный завод, от которого якобы начинается тоннель на остров Русский. Вдобавок говорилось, что в том тоннеле ржавеют эшелоны с военной техникой: ее то ли хотели спрятать, то ли не успели вывезти. Еще существует вымысел, что завод соединен с другими подземными объектами в центре города и уходит под землю на многие километры. Но это не так.
Согласно рассекреченным документам Госархива Приморского края, объект долгие годы был вторым по вместимости защитным сооружением города. В его подземных залах можно было укрыть 2200 сотрудников будущего «Дальзавода». Также были два запасных подземных цеха, где в том числе укрывали особо ценное оборудование 202-го завода, а также была электростанция и запас топлива. Позже объект не раз перестраивали и реконструировали. В свое время здесь располагались вещевые и продовольственные склады ТОФ, потом сооружение начали переделывать под бомбоубежище одного из корабельных заводов. Реконструкцию так и не завершили, завод бросили недостроенным и законсервировали (по неподтвержденным данным, в 1989 году).
Из завода можно выйти в пяти разных точках. Одна из них расположена ниже памятника морякам торгового флота, у дороги, ведущей на набережную Цесаревича. Есть и аварийный выход.
В 2008 году стартовало грандиозное строительство моста через бухту Золотой Рог — тогда засыпали верхний (со стороны улицы Пушкинской) и нижний входы в завод. Но, может, и к лучшему. Ведь в заброшенном подземелье уже погибло несколько любителей приключений.
Форт императора Петра Великого
Проект этого самого мощного форта Владивостокской крепости - форта императора Петра Великого - разработал строитель и проектировщик Петр Павлович Унтербергер, сын военного губернатора Приморской области (1888-1897 гг.). Проект утвердили в 1910 году, и на горе Варгина началось строительство. Петр Унтербергер дневал и ночевал на стройке, и руины дома, где он тогда жил, до сих пор можно увидеть на склоне сопки. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Петр Павлович ушел на фронт. Строительство форта постепенно стало хиреть и полностью прекратилось.
В 1940-м в нем разместили командный пункт Тихоокеанского флота (КП ТОФ) «Скала». В это же время часть фортовых сооружений была засыпана землей в целях маскировки от атак с воздуха. В позднесоветское время там разместилась часть противовоздушной обороны, ракетная техника, которая была выведена с форта несколько лет назад. Саму гору Варгина хорошо видно из многих частей Владивостока, а в ясную погоду даже с сопок острова Русского.
Это подземелье никакими легендами не обросло. Но оно уникально не только по исторической и культурной значимости, но и по видам, которые вокруг. С вершины горы открывается панорамный вид на сам форт и его сооружения, Амурский и Уссурийский заливы, линию сопок, на чьих вершинах расположены форты № 1, 3, 4, 5.
Подземный арсенал на Эгершельде
На полуострове Шкота, он же Эгершельд, возведен подземный арсенал минно-торпедного вооружения для обеспечения кораблей Тихоокеанского флота. Со стороны Амурского залива к огромному бетонному порталу сооружения подходит железнодорожная ветка, из-за наличия которой среди жителей полуострова до сих пор ходят слухи о подземных поездах, будто бы от них раньше дрожали дома. Поезда действительно ходят, и даже есть место, где линия железной дороги ныряет под землю.
Подземка - это два больших подземных сооружения, соединенных между собой тоннелем с линией узкоколейки. С обеих сторон входные порталы были примерно одинаковые и соединены полукруглым тоннелем, из центра которого начинается ход в сами хранилища. Сквозь весь объект идут рельсы узкоколейной железной дороги, по ней на вагонетках перемещали торпеды и прочие боеприпасы. В сооружении существовал свой узел связи, была своя силовая станция, обеспечивающая необходимой электроэнергией, с уникальными американскими двигателями Atlas Imperial. Везде стояли герметичные двери и была протянута фильтровентиляционная система на случай как бомбардировки, так и химической атаки. Объект имел весьма высокий уровень автономности.
По словам горожан, которым удалось побывать на объекте и которые изучали историю его создания, два больших хранилища арсенала способны были вместить десятки, а возможно, сотни торпед.
Бункер в районе театра им. Максима Горького
Около драматического театра им. М. Горького можно увидеть большой бетонный портал, выступающий из склона сопки. И мало кто знает, что за ним скрывается сооружение, известное жителям под названием «Убежище КПСС», или «Система эвакуации крайкома КПСС». Первое же официальное название сооружения в документах — объект №1 МПВО г. Владивостока.
История объекта начинается сразу после Хасанских боев (1938 год) и боев у реки Халхин-Гол (1939 год). Тогда над Дальним Востоком нависла вполне реальная вероятность боевых действий с японцами. Тогда и стали возводить подземные убежища для мирного населения и невоенных организаций. Объект № 1 состоял из двух убежищ: первое — для 150 сотрудников крайкома ВКП(б) и крайисполкома под ул. Светланской и второе убежище для 60 сотрудников краевого управления НКВД под зданием на Суханова, 8. Эти сооружения стали первыми частями большого подземного комплекса, протяженность тоннелей которого к 1949 году составила почти полтора километра. Основную часть работ проводил стройотряд НКВД под руководством инженер-капитана товарища Франка.
В 90-х укрытие подверглось разграблению, многое растащили мародеры. Дважды объект поджигали, заблокированный выход к морю во время одного из тайфунов почти полностью затопило водой. Но все равно сооружение продолжает жить и в него водят экскурсии. Ребята из Владивостокского диггер-клуба потихоньку наводят там порядок. Благодаря их работе с рассекреченными документами из государственного архива выяснились многие моменты из истории этого объекта. Были слухи, что под зданием на Суханова, 8 якобы есть секретные подземелья, где пытали и расстреливали людей в годы репрессий.
Тоннель имени Сталина
Долгое время одним из двух главных транспортных путей, связывавших Владивосток с остальной страной, была железная дорога. С царских времен «железка» соединяла и город. Еще до революции было решено связать район Первой речки, где находилось паровозное депо, веткой с Гнилым углом (т. е. бухтой Улисс) через тоннель. Тоннель должны были сдать в 1916 году. Но случилась война, и стройку заморозили. Возобновили в 30-е годы.
В 1936 году в торжественной обстановке тоннель открыли. На фасадах массивными буквами увековечили имя Иосифа Сталина и набили даты строительства. В 1959 году буквы сняли по распоряжению «сверху». И сейчас над порталом со стороны Третьей Рабочей просто надписи «Тоннель» и даты, а со стороны Луговой, помимо дат, надпись «СССР» со звездой по центру.
Вокруг тоннеля, как и любого большого подземного объекта, ходят легенды. Таинственность ему предает и то, что на него нельзя попасть простым горожанам и любопытным туристам. Одна из баек рассказывает, что из технических ниш в недра сопок ведут ходы и там до сих пор что-то хранится. Именно тут вроде как нашло последнее прибежище злосчастное колчаковское золото. А некоторые утверждают, что, когда едешь на электричке, можно увидеть души рабочих, которых во время строительства тоннеля замуровали живьем в его стены. Стены тоннеля до сих пор хранят «автографы» и строителей, и тех, кто его обслуживал.
Кстати.
Легенда о сопке Холодильник гласит, что внутри она полая и отсюда ведет подземный путь на остров Русский. Дело в том, что с четырех сторон вглубь нее ведут четыре портала, и некоторые утверждают, что эти тоннели внутри пересекаются. Но это не так. Не подтвердились и разговоры о том, что под Владивостоком хотели возвести метро. Сбивала карта, но чуть более детальное изучение показало, что это обозначение автомобильных, железнодорожных и канатных дорог.
Другие считают, что форты строили советские заключенные или пленные. Но зэку, как и японцу, никто не мог доверить военный объект федерального значения, можно лишь лопатой поработать в сторонке. Да и сооружения строились гораздо раньше, еще при царской России, о чем свидетельствует добротность построек. Один только «нужник» того времени обошелся бы сейчас в стоимость трехэтажного дома.
А еще есть индивидуумы, утверждающие, что где-то похоронено 100 расстрелянных заключенных, что в одном из фортов с засыпанным входом находится танк, что порталы ведут в параллельные миры. Основатели диггер-клуба сами начали 16 лет назад с того, что отправились искать некое привидение в районе «Дальхимпрома» и с тех пор много выслушали утверждений, что в определенном месте обитает нечисть.
Большой интерес у жителей города вызывает здание на улице Светланской. Есть такой миф, что под зданием с номером 47 (нынешний банк «Приморье») находился целый город с кинотеатром. Лекторы с удовольствием его развеяли, рассказав, что там соединены четыре ответвления и есть выход к 33-му причалу. Но здесь находился и находится центр управления МЧС, где принимаются ответственные решения по сей день. И там действительно был небольшой кинопроектор.
.