Социальные работники – люди, готовые всегда прийти на помощь

14.06.2017 в 07:29, просмотров: 3634

Первые и чаще всего единственные, кто приходит на помощь одиноким пожилым и маломобильным людям, – это социальные работники. Как правило, вверенного подопечного специалист сопровождает не один год и за это время становится ему практически родным. 

Социальные работники – люди, готовые всегда прийти на помощь
Порой пожилым одиноким людям нужна помощь по хозяйству - выручают социальные службы

На территории края сегодня функционируют 29 учреждений социального обслуживания, в этой отрасли трудятся более 6,5 тысячи работников: специалисты отделов департамента труда и социального развития, сотрудники социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и учреждений для пожилых и инвалидов, а также многочисленный состав Приморского центра социального обслуживания населения. Помощь и постоянную заботу в социальных учреждениях получают свыше 12 тысяч одиноких пенсионеров и инвалидов, более тысячи подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Еще около восьми тысяч пожилых приморцев пользуются социальными услугами, проживая дома. За ними ухаживают сотрудники Приморского центра социального обслуживания населения – его филиалы есть по всему краю.

«Все время в работе»

Подавляющее большинство социальных работников, обслуживающих пожилых приморцев, - это женщины. Они ходят за продуктами, помогают с уборкой и оплатой коммунальных услуг и делают многое другое, чтобы подопечные как можно дольше могли находиться в привычной обстановке.

Светлана Павловна Емец раньше работала бухгалтером, но когда подошел пенсионный возраст, решила сменить работу. И уже 13 лет трудится социальным работником в Ленинском отделении ПЦСОН во Владивостоке. Среди ее подопечных есть даже 94-летняя участница войны.

– Наша организация занимается обслуживанием пожилых людей на дому. Основная масса подопечных не выходит из дома, мы им помогаем: приходим два раза в неделю, доставляем продукты, лекарства, помогаем оплатить квитанции, снимаем показания счетчиков, помогаем подготовить документы для получения субсидии или инвалидности, сопровождаем в поликлинику, если человек сам не ходит. Где-то можем и помочь прибраться, посуду помыть, пыль протереть. Работа несложная, но всегда нужно быть на связи, помощь может потребоваться в любое время. Бывают звонки и вечером, и в выходные, в общем, все время в работе.  Так как наши подопечные - пожилые люди, то и подход к ним должен быть соответствующий. Социальный работник должен быть доброжелательным, терпеливым, знать, что нужно делать, и иметь уважение к возрасту. Я всегда говорю молодым: неизвестно, какими мы будем в этом возрасте. Социальный работник – профессия не для каждого. Если нет терпения и умения выстраивать отношения с людьми, то работать невозможно. Нужно уметь вовремя поддержать: бывает, приходишь, а подопечная плачет, что здоровья нет, все плохо. Тогда надо сразу о хорошем говорить, переводить тему, и настроение сразу у человека меняется, - рассказала Светлана Павловна.

Главное – открытость и вежливость

Лидия Викторовна Демидова на социальной службе отмечает юбилей – десять лет работы. О том, что о работе не приходится забывать ни в выходные, ни в отпуске, говорит с улыбкой и как о чем-то само собой разумеющемся.

– У нас на обслуживании люди в основном пожилые и одинокие, которые самостоятельно за собой ухаживать уже не могут, им тяжело сходить в магазин, поликлинику, заплатить за квартиру. Когда приходишь к ним, стараются подольше задержать, чтобы поговорить, побеседовать. Мы вроде как заменяем им семью. Поэтому социальный работник должен быть человеком душевным, ласковым, нельзя грубить и обращаться с подопечными жестко – тогда они сразу закроются. Я всегда стараюсь постепенно узнать человека, чтобы он открылся мне. Только так я смогу ему помогать. Главное, чтобы доброта была и надежность, чтобы заменить семью тем, у кого ее нет, - считает сотрудница ПЦСОН. – Отношения должны выстраиваться на доверии, я обязательно оставляю им свой номер телефона, а они мне даже ключи от дома могут оставить. Позвонить могут, если что-то случилось, и в отпуске. Вот на днях позвонила подопечная – у нее не работает радио. А для них это конец света. Пришлось выяснять, что случилось, но это моя работа.

Раньше Лидия Дмитриевна работала в науке, тоже в социальной сфере. Когда институт закрыли, она решила пойти в социальную службу, даже очередь отстояла – такое количество желающих на эту вакансию было. Десять лет пролетели как один день, сегодня Лидию Дмитриевну поздравляют с Днем социального работника не только коллеги, но и подопечные, и бывшие сотрудники. На городской ярмарке уже узнают продавцы – «это наш социальный работник», а один из подопечных, участник боевых действий, подарил собственноручно сделанную открытку и посвятил стихи. 

Отказать нельзя

Елена Григорьевна Горох из Дальнереченска в социальной службе уже 26 лет, попала сюда тоже не сразу - после сокращения на предыдущей работе. Но спустя столько лет совсем не жалеет о том, что решила связать свою жизнь с помощью людям. Со своими подопечными уже буквально сроднилась, многие даже при сильной разнице в возрасте ласково зовут ее  «мама» (а Лидии Григорьевне только 58 лет исполнится).  

– У меня на обслуживании люди сильно пожилые, многим 85-87 лет. Ничего сверхъестественного не делаю, на каждого составлена индивидуальная программа, вот по ней и работаю. Позвонить могут в любое время, и ночью и днем. Это не по уставу, но уже стало нормой. Некоторых обслуживаю уже 15 лет, как я могу отказать, если им нужна помощь? Хоть это не входит в обязанности, но, бывает, приходится и на звонок ответить, и ночью прийти, - поделилась сотрудница Дальнереченского филиала ПЦСОН.

На службу Елена Григорьевна не жалуется, за 26 лет работы сложных случаев не было. Секрет успеха, возможно, в умении наладить контакт, ко всем относиться хорошо, обращаться вежливо и ничего против не говорить.

– Главное для социального работника – это доброта и вежливость. Когда подопечный расстроен или несчастен, хочется его пожалеть, но раскисать нельзя. Надо уметь успокоить, посочувствовать и верить, что все обязательно будет хорошо, считает Лидия Григорьевна.

Простое человеческое участие

Социальные работники – это люди с доброй душой и большим сердцем, готовые ухаживать за чужими людьми, как за родными. Директор департамента труда и социального развития Лилия Лаврентьева также считает, что социальные работники становятся для одиноких бабушек и дедушек самыми близкими людьми.

– Самое важное, на мой взгляд, – психологическая поддержка, простое человеческое участие, разговоры по душам. Считаю, что это самые ценные моменты таких взаимоотношений. Всесторонняя помощь позволяет одиноким приморцам преклонного возраста жить в стенах родного дома, а не в учреждении, – считает руководитель ведомства.

Вице-губернатор края Павел Серебряков подчеркивает роль специалистов социальной сферы и важное значение преобразований и изменений, связанных с расширением спектра услуг, внедрением новых технологий и совершенствованием форм социальной поддержки и обслуживания.

– Каждая инновация, позитивное изменение в работе с гражданами – заслуга сотрудников департамента и подведомственных учреждений. Задача государства – сделать все необходимое, чтобы труд этих людей был оценен по достоинству. Прежде всего заработной платой, поэтапное повышение которой предусмотрено майским указом президента. С началом реализации указа средняя зарплата социальным работникам выросла более чем в два раза, – отметил заместитель главы региона.

Средняя зарплата социальных работников, по данным департамента, в первом квартале этого года превысила 24 тысячи рублей, в прошлом году она составляла 23,5 тысячи рублей. А еще в 2012 году едва превышала 10 тысяч рублей. Планируется, что уже к концу этого года средняя зарплата социального работника достигнет 26 тысяч рублей.

Справка МК.

День социального работника в России отмечали 8 июня. Эта дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1701 году Петром I
был принят указ, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты, «Об определении в домовых Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых». По указу Петра «для десяти человек больных  в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил».

Одна из важнейших задач социального работника - наладить открытые и близкие отношения со своими подопечными

Кстати.

В Приморье действует государственная программа «Социальная поддержка населения Приморского края», в рамках которой получают поддержку инвалиды, пенсионеры и пожилые люди. Около 740 тысяч приморцев - это треть всего населения края -  получают различные социальные выплаты и пособия. Для оформления социальной поддержки в крае работают 250 отделов приема граждан по социальным вопросам. Такая форма взаимодействия, как  единое социальное окно, пользуется популярностью у приморцев, даже несмотря на внедрение новых информационных технологий.