Дорога в госучреждения лежит через Интернет

Более половины жителей Приморского края в возрасте от 14 лет активно  пользуются порталом «Госуслуги» и сетью МФЦ. Количество оказываемых в электронном виде услуг растет, а граждане получают возможность сэкономить свое время. Директор департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края Илья Красильников рассказал о реализации краевой госпрограммы «Информационное общество на 2013 - 2020 годы», когда Интернет будет доступен в любой точке края и какие новшества ждут приморцев в ближайшем будущем.

Дорога  в госучреждения лежит через Интернет
Почти 60% населения Приморского края получает государственные услуги в электронном виде. Фото: Геннадий Оффлер

- Расскажите про основные направления государственной программы по развитию информационного общества в Приморье.

- Государственная программа «Информационное общество» направлена на то, чтобы максимально упростить получение государственных муниципальных услуг. Можно получить паспорт в УМВД, несколько раз придя в ведомство, а можно просто зайти на портал «Госуслуги» и, не вставая из-за компьютера, заполнить заявление, прикрепить фотографию и отправить на рассмотрение. Через некоторое время заявителю придет ответ о том, когда можно получить документ.

Заявление можно также подать в многофункциональном центре. Плюсы МФЦ в том, что их больше ста по всему Приморскому краю, они работают по удобному для людей графику: шесть дней в неделю, многие из них до восьми часов вечера. В МФЦ простая схема записи на прием, электронная очередь, более комфортные условия ожидания. Если нужно заменить в один момент паспорт, водительское удостоверение, загранпаспорт в связи со сменой фамилии, то заполнить все необходимые документы можно за одно посещение МФЦ.

Есть и такие услуги, которые вообще не требуют посещения ни органов власти, ни МФЦ из-за того, что они полностью переведены в электронный вид. Если раньше надо было ходить в пенсионный фонд, чтобы понять, что у вас с будущей пенсией, какое состояние пенсионного счета, то теперь это можно сделать прямо на портале госуслуг. Заходите, пишете заявление, и вам приходит в электронном виде письмо о состоянии вашего пенсионного счета, из которого видно, кто из работодателей платит, какой размер и что вас ждет в перспективе. То же относится и к регистрации недвижимости. В принципе, вы можете эту услугу получить полностью в электронном виде, не тратя свое время на посещения организаций и МФЦ. Для этого нужно зайти на портал госуслуг и заполнить заявление. После этого Росреестр отрабатывает ваш запрос, в итоге вам приходит в электронном виде выписка из единого реестра прав о зарегистрированной за вами недвижимости. При этом этот регистровый номер – свидетельство того, что у вас все хорошо с регистрацией прав.

Аналогично, не выходя из дома, можно выбрать участок земли по программе «Дальневосточный гектар». Пользователь портала госуслуг выбирает участок, некоторое время ожидает подтверждения и после получает договор, который нужно подписать и отправить его обратно. Таким образом, оформляя гектар, не нужно посещать никаких госучреждений.

Оценки онлайн

- Есть ведь услуги, связанные не только с оформлением документов?

- Да, с 2013 года у нас, к примеру, работает электронный дневник. Родители могут узнать об оценках школьника в режиме онлайн. Достаточно зарегистрироваться на портале, и вам будет доступна информация об успеваемости, посещаемости и домашних заданиях своего ребенка. Почти 100% школ в крае находятся в этой системе. Те родители, которые интересуются информацией о своем школьнике, пользуются этой системой. И мы стараемся, чтобы таких родителей было больше. Кроме того, у нас в планах на 2017 год стоит создание мобильного приложения. Оно будет доступно на смартфоне и будет присылать родителям информацию о новой оценке и прогулах. Приложение будет удобным, быстрым и симпатичным.

- Часто родители школьников заходят на портал, чтобы узнать оценки ребенка?

- Это сезонный показатель: чем ближе конец четверти, тем посетителей больше. Понятно, что в начале четверти мало кто интересуется оценками. Но мы думаем, что за счет создания мобильного приложения мы повысим в том числе и удобство пользования услугой.

Более того, наш электронный дневник связан с единой федеральной системой учета контингента обучающихся. Это большой проект Минкомсвязи и Минобрнауки, целью которого является создание электронного портфолио  каждого учащегося. Вся информация о достижениях школьника, его оценках будет накапливаться по мере обучения и будет следовать за ним по его жизненному пути. Приморский край в этом проекте участвует с 2015 года. Наш регион стал одним из первых регионов - участников в этом проекте.

Больше – значит быстрее и удобнее

- Что еще предполагает реализация госпрограммы?

- Она предполагает несколько направлений: перевод услуг в электронный вид, содержание и расширение сети МФЦ и территориально обособленные структурные подразделения (ТОСП). На сегодняшний день у нас имеется 429 окон по всему Приморскому краю. В этом году мы сделали такой своеобразный шаг вперед: добавили возможность получения водительских прав и паспортов в МФЦ.  Для этого мы модернизировали аппаратуру и добавили новую – для идентификации личности и фотографирования лица заявителя.

Безусловно, в рамках программы есть и мероприятия, направленные на информатизацию органов власти. Мы работаем над тем, чтобы постоянно снижать количество документов, которые требуются от жителей Приморского края при обращении в орган власти.

- Какие электронные госуслуги пользуются успехом у представителей бизнеса и предпринимателей?

- Для них есть простые услуги, такие как регистрация бизнеса, регистрация прав собственности, получение разрешений. В этом году мы планируем вывести в электронный вид  услуги по получению разрешения в градостроительной сфере, лицензированию, получение разрешения на деятельность легкового такси. В целом наша задача для бизнеса -  сделать еще более комфортными условия для пользования интернет-ресурсами и подключение к другим федеральным системам. Сейчас у бизнеса есть потребность подключаться к сети доступа для передачи сведений по реализации алкогольной продукции. Услугой регистрации прав на недвижимость активно пользуются как через портал «Госуслуги», так и через МФЦ. Мы со своей стороны объясняем представителям бизнеса, которые к нам обращаются, как проще подключиться к этим системам.

- А что нового можно ожидать на портале «Госуслуги» и в МФЦ для физических лиц?

- Новые услуги у нас появляются в непрерывном режиме. Каждый год мы выводим в электронный вид 10-15 услуг. Недавно появилась такая востребованная услуга, как получение справки об отсутствии судимости. Раньше ее получали в МВД, писали там заявление, потом снова приходили и забирали справку. Поэтому мы сначала перевели ее в электронный вид, чтобы можно было получить ее за один приход – подать заявление на сайте госуслуг и потом прийти получить ее. А буквально в апреле этого года она стала полностью электронной. На портале нужно написать заявление и в электронном виде получить эту справку с подписью.

Планы на этот год у нас большие, и мы будем продолжать переводить государственные услуги в электронный вид. Нами уже выведено в электронный вид около 50 услуг соцзащиты. Среди них всевозможные компенсации, поддержки.

Пенсионеры вышли в Интернет

- Пенсионеры охотно переходят на электронные услуги?

- На самом деле пенсионеры у нас очень активные в этом плане. Они часто пользуются услугами социальной защиты и пенсионного фонда, оплачивают штрафы и следят за успеваемостью своих внуков.

- Но ведь многие до сих пор обивают пороги госучреждений и оплачивают свои коммунальные услуги на почте…

- Задачу оплаты услуг ЖКХ на почте планируется кардинально изменить уже в 2017 году. Уже запущена единая всероссийская информационная система ЖКХ. В нее внесена информация о большинстве домов и лицевых счетов в Приморском крае. Сейчас там можно посмотреть информацию об обслуживании дома. А с 2018 года можно будет оплатить все услуги ЖКХ на этом портале. Нужно только зарегистрироваться там.

Более того, чтобы стимулировать работу управляющих компаний, предполагается, что в 2018 году у жителей будет право не оплачивать те услуги, которые не прописаны в начислениях на этом сайте. С учетом этого механизма там всегда будет вся информация, и это станет еще одним способом оплатить коммунальные услуги. В том числе и с телефона.

Первый по госуслугам

- Насколько активно, по сравнению с другими регионами, жители Приморья пользуются порталом «Госуслуги»?

- Процент пользователей портала в Приморском крае в среднем выше, чем по всей стране. У нас 59,8% населения граждан пользуются услугами в электронном виде. Мы входим в первую десятку субъектов РФ по этому показателю. Более 49% от всего населения, которое считается активным, - это граждане в возрасте от 14 лет, зарегистрировано на портале «Госуслуги». В 2016 году мы были в числе первых регионов, которые перешли на новую версию портала «Госуслуги».

В наших планах, чтобы все жители Приморского края научились пользоваться порталом и получали услуги, которые там есть.  В прошлом году через портал поступило 1,3 миллиона заявлений от жителей Приморского края.

- Будет ли в ближайшем будущем введена новая система записи к врачам?

- Сейчас эта система есть, но она не так удобна, как хотелось бы видеть ее жителям. У нас на 2018 год есть совместный  план с департаментом здравоохранения – мы хотим запустить проект по информатизации здравоохранения. В том числе одним из направлений является обновление и модернизация записи к врачу. Исходя из тех принципов, которые внесены в этот проект, к концу 2017 года нами будет заложен ряд технологий, который позволит упростить процедуру записи к врачу. Но о первых результатах работы проекта можно будет поговорить немного позже.

- В поселке Нежино в апреле открыли точку доступа к высокоскоростному Интернету. Сколько еще осталось населенных пунктов в крае, где нет высокоскоростного Интернета, и когда они его получат?

-  Мы решаем задачу предоставления жителям Приморского края широкополосного доступа к сети Интернет. У нас есть определенный план по поселениям, куда должны прийти высокоскоростные каналы связи. В Приморском крае это 121 населенный пункт с численностью населения от 120 до 500 человек. Это те населенные пункты, которые раньше не попадали в инвестиционные планы компаний-операторов, потому что для них эти поселения были коммерчески не привлекательны. Теперь благодаря этому проекту туда приходят волоконно-оптические линии связи, соответственно, появляются так называемые точки доступа – Wi-Fi зона со скоростью 10 м/бит на каждого абонента. После начинается прокладка так называемой последней мили к конкретному домохозяйству. По плану эта работа должна быть закончена в следующем году. На сегодняшний день у нас 34 населенных пункта уже имеют волоконно-оптические линии связи, в этом году эта цифра приблизится к 43, а на следующий год в планах довести количество поселений с Интернетом до 121.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 17 мая 2017

Заголовок в газете: Устраняя информационное неравенство

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру