Как воспитать молодежь в стенах современного университета?

Воспитание современной молодежи – важная составляющая университетской среды. Именно об этом поговорили преподаватели и аспиранты Владивостока в стенах МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Выступающие рассказали о внеучебной деятельности студентов, затронули вопросы о сотрудничестве с зарубежными вузами, а также поведали о культурно-просветительской деятельности иностранных студентов в Морском университете.

Как воспитать молодежь в стенах современного университета?
Воспитанию курсантов уделяется особое внимание, ведь годы их обучения выпадают на период личностного становления. Фото: Татьяна Меель

Официально тема научно-практической конференции звучала так: «Воспитательная деятельность в современном университете».  Однако на ней удалось обсудить гораздо больше социально важных вопросов.

Началось пленарное заседание с приветственного слова Сергея Огая, ректора МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Он отметил, что в нынешнее время молодежь по-особенному реагирует на процессы, происходящие в стране.

«Нам надо понимать, насколько сильно мы нагружаем, по сути дела, мальчишек, которые приходят к нам после 9-го класса в 15-летнем возрасте. Без сомнений, психологически и морально им тяжело. Нам надо посмотреть на это со стороны и работать с курсантами более эффективно», - с этих слов начал конференцию Сергей Огай.

Посыл ректора был услышан всеми педагогами, психологами и аспирантами, поэтому заседание началось крайне продуктивно. Тема культурно-просветительской работы с иностранными студентами в Морском государственном университете выделялась на фоне других. Эту работу ведет кафедра документоведения и русского языка МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Прежде всего, чтобы иностранцы могли легче адаптироваться к культуре нашего народа, им требуется изучить русский язык. Этим и занимаются преподаватели с самого первого курса. Такая работа ведется исключительно с курсантами, так как иностранных студентов по высшей форме обучения сейчас нет.

«Спрос на морское образование в России растет. И подтверждением этому стало наличие в нашем университете более 50 курсантов из Вьетнама, обучающихся на плавательных специальностях и в аспирантуре. Также стоит отметить появление граждан Украины, что тоже обосновано определенными причинами», - заявила Ирина Трусова, заведующая кафедрой документоведения и русского языка МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Шесть лет, проведенных курсантами в России, выпадают на период личностного становления. Поэтому преподаватели пытаются приложить максимум усилий, чтобы курсанты из других стран не чувствовали себя чужими.

По словам заведующей кафедрой, ребятам нужно познать широту русской души, чтобы ощутить себя как дома. А сделать это можно только при изучении русской литературы, что не входит в программу обучения. Поэтому на помощь приходит только внеучебная деятельность: курсанты участвуют в литературных брейн-рингах, в литературной гостиной и поддерживают проект «Мое любимое стихотворение».

Преподаватели отмечают, что, несмотря на плотный учебно-строевой график, курсанты из других стран всегда находят время на участие в спортивных, интеллектуальных и культурно-просветительских мероприятиях. Например, уже более пяти лет вьетнамские курсанты участвуют в проектах Дальневосточного филиала фонда «Русский мир».

Для того чтобы таких студентов становилось больше, университет сотрудничает с зарубежными учебными заведениями. В список вузов и центров, с которыми взаимодействует МГУ им. адм. Г.И. Невельского, входят: Даляньский морской университет (КНР), Чаньчуньский институт туризма (КНР), Харбинский политехнический университет (КНР), Университет Тайбэй (Тайвань), Педагогический университет г. Хошимина (Вьетнам) и Русский центр г. Хошимина (Вьетнам).

«Мы совершенствуем формы взаимодействия с иностранными партнерами. Если раньше было в большей степени заочное или очное участие, то теперь мы перешли к привлечению IT-технологий, проводим межвузовские мероприятия через Skype», - добавила Ирина Трусова.

Специалисты обсудили зарубежных студентов, контакты с иностранными вузами и перешли к вопросу о гражданско-патриотическом воспитании курсантов Морского государственного университета. Здесь уже речь идет о всех студентах, коих насчитывается больше трех тысяч.

В стенах университета в конце прошлого года проводилось социологическое исследование, результаты которого обнаружили рост патриотического самосознания у современных студентов. Ответственный за исследование преподаватель сразу заметил, что для анкетирования были отобраны три группы обучающихся: студенты (1-й и 2-й курсы), курсанты (1-й и 2-й курсы) и курсанты факультета военного обучения (старшие курсы). Каждая группа состояла из 100 человек, в общей сложности получилось 300 обучающихся.

Перед курсантами и студентами стояла задача ответить на простые вопросы: считаете ли вы себя патриотами? Что для вас патриотизм? Что неприемлемо для патриота? И так далее. Результаты исследования крайне порадовали специалистов.

По сравнению с 2011 годом ситуация в корне изменилась. По данным на 2016 год, патриотами себя не считают 21% опрошенных курсантов, хотя в 2011 году таковых было 34%. Политическими событиями шесть лет назад интересовались 12% студентов, сейчас 40%. 52% обучающихся в Морском университете осуждают уклонение от службы в армии, а вот в 2011 году лишь 20% считали это неправильным. В целом можно сказать, что наблюдается позитивная динамика.

«Нужно продолжать вовлекать курсантов и студентов в более активную деятельность. Для этого есть программа патриотического воспитания граждан на 2016-2020 годы. Следует активизироваться всем преподавателям, кураторскому корпусу, и тогда результаты будут лучше», - отметила Марина Каменева, начальник центра патриотического воспитания управления воспитательной работы МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

В процесс воспитательной деятельности в современном университете входит и психологическое состояние обучающихся. Патриот он или нет, русский или иностранец – студенту всегда требуется психологическая помощь. Эту тему на конференции затронула педагог-психолог.

Прежде всего, внимание уделяется курсантам, которые направляются на плавательную практику. Именно они подвергаются большому стрессу, и психологам важно поработать с каждым курсантом индивидуально.

«За несколько месяцев до практики руководитель нам сообщает об этом. Мы собираем всю группу курсантов и адаптируем их. У каждого свои особенности, свой характер, есть закрытые, молчаливые курсанты, есть другие. Наша служба призвана сформировать устойчивую психику индивидуально», - говорит Кристина Казанцева, педагог-психолог Морского технологического колледжа МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

После чего посредством тренингов курсантов учат командообразованию и сплочению. Так, скажем, формируют у них командный дух. Ведь изначально любая группа делится на коалиции: один студент - явный аутсайдер, а другой -  неформальный лидер. Задача психологов - сплотить всех курсантов, потому как плавательная практика подразумевает конфликтные ситуации, а допустить их нельзя.

Педагоги-психологи создают для курсантов искусственные ситуации и наблюдают за их поведением. Тем самым ребята уже будут психологически готовы к похожему сценарию на судне и смогут справиться с ситуацией на ура.

«У нас были вспыльчивые ребята, мы переживали, как же они поедут на практику. Сейчас созваниваемся и узнаем, что все отлично, нареканий нет, они, как и все, дружат с коллективом. Будем наблюдать дальше», - добавляет Кристина Казанцева.

Помимо тренингов, курсанты смотрят документальные фильмы, после чего обсуждают их в общем кругу. Также психолог устраивает курсантам психологические разгрузки, например, в виде медитации. Это тренирует ум, сознание, восстанавливает энергию и концентрирует их. Педагоги отмечают, что это идет на пользу обучающимся.

И результат такой работы кардинальным образом сказывается на обучении и дальнейших успехах. Студенты университета добиваются небывалых высот на общероссийской арене как во время обучения, так и после выпуска. Об этом рассказал один из преподавателей Морского университета в своем докладе на тему: «Решение задачи успешности студентов вуза организационно-воспитательными методами».

«Я считаю, что один из методов, как достигать высоких результатов, – это попытка сотворить чудо. Как говорится в одном из кинофильмов, главное - изучить три золотых правила педагогики: быть примером, создать команду и сотворить чудо», - заявляет Сергей Гончаров, профессор кафедры безопасности информации и телекоммуникационных систем МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Сотворенным чудом преподаватели Морского университета считают своего выпускника Алексея Перцева. Он является обладателем премии «Инфофорум - новое поколение», что позволило ему войти в список 20 лучших студентов России в области информационной безопасности.

Созданная команда Сергея Гончарова называется Luckers из МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Они являются пятикратными призерами дальневосточных соревнований по информационной безопасности. Методы работы кафедры БИТС МГУ им. адм. Г.И. Невельского привели студентов к завоеванию четырех грантов по 200 тысяч рублей в рамках инновационного конкурса «Умник». Также студенты три года подряд выходили в российский финал международных соревнований по командному программированию АСМ. Двое студентов трудоустроены по специальности в ведущих компаниях страны в Москве и Санкт-Петербурге. Еще двое основали компанию на базе своих стартапов.

Конференция завершилась на мажорной ноте, когда были озвучены результаты работы, распланированные еще в прошлом году.

Также свое отношение к мероприятию озвучил департамент образования и науки Приморского края. Представители ведомства регулярно поддерживают инициативу организаторов конференции, так как вопросы воспитания в университете коренным образом влияют на социализацию личности.

«Воспитательная работа в университете является неотъемлемой частью подготовки специалистов, где личность студента – это главная ценность высшего образования. Основное внимание стоит сосредоточить на развитии у студентов творческой и социальной активности», - подчеркивает Оксана Мартыненко, директор департамента образования и науки Приморского края.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 3 мая 2017

Заголовок в газете: Научить, воспитать и дать дорогу в жизнь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру