К возможности военной атаки любого советского человека начинали готовить с дошкольного возраста, знания и навыки закреплялись регулярно. Эхо минувшей войны давало о себе знать. Сегодня все изменилось. Будто забыли.
Современному поколению слова «боевая тревога» или «чрезвычайное положение» почти не знакомы. Да вот только в нашем мире ни от чего не зарекайся. Теракты, войны, стихийные бедствия. И страховки ни у кого нет.
Предупрежден - значит вооружен
Сейчас в России, и в Приморье в частности, есть немало людей, которые сознательно готовятся к потенциальной угрозе. В народе их прозвали выживальщиками, впрочем, они не против. Мотив у каждого выживальщика свой: для кого-то это знакомство со всеми возможными способами выжить – просто хобби, позволяющее получить полезные навыки, для кого-то – своеобразный способ отдохнуть, а для кого-то и дело всей жизни.
«Нужно помнить: опасность может прийти в любое время и откуда угодно. Начеку надо быть постоянно и не терять бдительность. Ну и, конечно, всегда надо быть готовым к худшему. Обычно все плохое настигает именно тех, кто к этому не был готов», – аргументирует свою позицию представитель движения выживальщиков во Владивостоке Федор.
«Если сильно волноваться по поводу будущего, лучше уехать в деревню к родственникам», – машет рукой разочаровавшийся в «выживальчестве» Алексей. Кстати, на тематических форумах эта мысль обычно сопровождается советом обучиться искусству самогоноварения: мол, в трудные времена «продукт» будет лучшей валютой и заодно антисептиком.
В постоянном ощущении опасности по долгу службы живут военные. О собственном видении, что необходимо сделать на всякий случай, рассказал лейтенант Александр Виноградов.
«Однозначно нужно держать документы в одном месте (у меня это небольшая спортивная сумка), неплохо иметь запас еды и воды, можно про запас приобрести несколько сухих пайков, – уверен контрактник. – В машине всегда должен быть бензин, а также лопата, нож, топорик, запасы еды и воды, теплая одежда. Если есть домашние животные – наготове стоит поставить переноску, куда их можно будет поместить во время эвакуации. Пригодится иметь знакомого МЧСника, для того чтобы вовремя получать необходимую информацию. Или можно добавить сайт местного ведомства в закладки в браузере - это поможет быстрее сориентироваться в ситуации. А до тех пор, пока информации, что именно случилось, нет, бежать никуда не надо, дома может оказаться безопаснее и тем более комфортнее. Да и бежать особо у нас некуда».
С одной стороны, кажется, что иметь все эти запасы естественно не только с точки зрения готовности к плохому, но и с точки зрения банальной практичности. Еда пригодится всегда, внеплановые отключения воды никто не отменял, да и паспорт лучше иметь при себе всегда.
Тем не менее проведенный в рамках подготовки материала опрос показал: только около 83% владивостокцев имеют дома запас еды и воды хотя бы на пару дней (и то по другой причине), а документы держат под рукой и вовсе 50%. Что касается телевизора или радиоприемника, с помощью которых предполагается узнать подробности происшествия и инструкции по дальнейшим действиям, хоть одно из устройств имеют только 82% опрошенных.
Куда бежать
Первая мысль при звуке сирен – случилась беда, надо бежать. Но куда? Каждый ребенок, выросший во Владивостоке, знаком с бомбоубежищами: это отличные места для игр, если не обращать внимания на мусор и лежки лиц без постоянного места жительства… В некоторых дворах системы вентиляции убежищ, в народе прозванные «бомбики», весело раскрашены красками и мелками. Многие объекты превратились в склады, компьютерные клубы, магазинчики и так далее – все упирается лишь в фантазию арендатора.
Но вот как места, где можно переждать тяжелые времена, все эти объекты в большинстве своем совершенно не годятся.
«В случае с убежищами во Владивостоке ситуация достаточно печальная, – посетовал представитель приморского военно-исторического клуба KFSS Святослав Булавко. – «Живые» из них только те, которые стоят на балансе каких-то крупных предприятий и организаций. И то далеко не все – у некоторых нахождение «на балансе» означает только консервацию убежища, а для каких-то реальных нужд оно не подходит. Есть несколько убежищ, которые содержатся в порядке, – из разряда складов ГО и показательных, но их немного. Не знаю, насколько велики запасы необходимого для жизненного обеспечения имущества, хватит ли их на население, но вот раздать это имущество всему населению из ограниченного числа точек будет крайне проблематично.
Итак, подготовленных убежищ немного, а население не проинформировано, где они находятся. Это в советское время были специальные тренировочные тревоги, когда предприятия, школы и сады по условному сигналу организованно выдвигались в точно оговоренные места. И все, казалось бы, знали, куда бежать в случае чего.
А знания о методах спасения обширны. Они включают в себя не только сведения об убежищах, но еще и о том, какие виды угроз бывают и как с ними справляться. Ведь бомбоубежища бесполезны при химических атаках. Там давно нет необходимых для обеспечения жизнедеятельности систем вентиляции и очистки воздуха. Если прятаться, как многие говорят, на фортах и других укреплениях Владивостокской крепости – там вообще о герметизации речи не идет. Не спасут они и от серьезных воздушных атак».
Не самые радужные перспективы при ЧП рисует приморцам и командир региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский. Хотя его прогнозы и не такие пессимистичные: в случае военной атаки владивостокцам жить в убежищах будет плохо, но можно.
«В 60-70-е годы были сформированы планы эвакуации людей в случае боевых действий, – начал он рассказ. – Сейчас никто, я уверен, не будет обстреливать Владивосток ядерными боеголовками. Если вдруг развернутся военные действия, мирное население будет эвакуировано в тайгу, в район Рудной Пристани. А убежища на территории города предназначены для тех, кто останется работать на предприятиях.
Состояние этих объектов плачевно. Возьмите заводы «Варяг», «Изумруд» – убежища там затоплены; в районе ул. Героев «Варяга», в районе БАМа все затоплено и заброшено. Если применять их по назначению… Взять хотя бы угольные фильтры, которые были установлены в 80-е годы: конечно, сейчас они давно не в рабочем состоянии. Есть во Владивостоке ведомственные убежища, есть несколько образцово-показательных, учебных. К примеру, пункт управления ГО МЧС по Владивостоку около городской администрации – там все идеально, линолеум, свет, тепло. А в основной массе 90% всех убежищ в полном упадке.
Если беда придет, сценарий, предполагаю, будет аналогичный тому, что развернулся в Донбасс. Убежища, построенные в 80-е годы, так и будут использоваться в случае артобстрела. Люди будут жить в сырых, неприспособленных подвалах».
Не готовы к ЧС не только люди. В ноябре этого года прокуратура Владивостока опубликовала результаты проверки готовности города к ЧС, и они неутешительны.
«На сегодняшний день не в полной мере обеспечено наличие резерва пищевого сырья, товаров первой необходимости, материально-технических средств для устранения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства, медикаментов, медицинского имущества и средств спасения для ликвидации чрезвычайных ситуаций», – сообщало ведомство.
Администрация Владивостока такими сведениями не располагает. В пресс-службе отказались комментировать ситуацию о готовности города к ЧС.
Заинтересовать людей
Конечно, такая тенденция наблюдается не только в Россия, но и в других странах. Довольное мирное время дает фору всем развитым странам. В Америке о необходимости информировать население о простых методах выживания прознали раньше. В 2011 году американцы подготовили памятку, рассказывающую, как пережить ЧС. Все бумажные экземпляры издания были сметены, как горячие пирожки, а интернет-версия побила все рекорды. Причина проста: вместо «скучных» предупреждений этот документ был озаглавлен «Готовность 101: зомби-апокалипсис».
«Мы можем подготовиться к любым видам чрезвычайных ситуаций, к примеру, возьмем вторжение зомби. Вы можете смеяться, но, когда это произойдет, вы будете рады прочитать данное послание и, возможно, сумеете воспользоваться некоторыми советами», – приводило тогда агентство Fox News комментарий одного из авторов документа медика Али Кана.
Кроме броского заголовка, памятка ничем от стандартной не отличалась: гражданам предписывалось в первую очередь запастись аварийным чемоданчиком (копии документов, радио на батарейках, нож, скотч, вода, продукты с большим сроком годности, а также мыло, полотенца, одеяла и аптечка).
Тематика постапокалиптичного мира в последние годы никак не выйдет из моды в массовой культуре. Многочисленные сериалы, короткометражки, боевики, фильмы ужасов, драмы, комедии – произведений такого плана снято на любой вкус. И многие (преимущественно молодежь) зрители постепенно начали проникаться идеей, что, возможно, когда-нибудь один из сценариев и правда воплотится в жизнь и в этот момент стоит быть во всеоружии.
В России подобные «памятки» если и публиковались, то в масс-медиа не попадали. А жаль, учитывая, что действенность такого нестандартного подхода оправдала себя.
Корреспондент «МК во Владивостоке» как-то стала свидетелем забавной сценки в парке Минного городка. Вокруг озер нарезали явно не первый круг две бегуньи, и, когда первая начала отставать, вторая подбодрила ее словами: «Зомби тебя бы уже сожрали!». Как бы это ни звучало, бежали дальше они уже вровень.
Кстати, судя по тем же соцсетям, в последние годы многие резко заинтересовались метательным оружием: луками и особенно более простыми в обращении арбалетами. Правда, владивостокский магазин таких товаров повышения спроса не подтвердил, но вот резкое расширение линеек соответствующей продукции в онлайн-магазинах говорит само за себя.
Слово специалистам
За комментариями мы обратились в ГУ МЧС по Приморскому краю. К сожалению, количество и адреса всех бомбоубежищ нам не раскрыли: как оказалось, эта информация засекречена. Но специалисты пообещали, что количество этих объектов достаточно и беспокоиться не нужно, а если в том будет необходимость, всем все подробно разъяснят.
«Где бы человек ни находился, его оповестят, – с уверенностью утверждает заместитель начальника ГУ МЧС России по Приморскому краю (по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций), начальник управления гражданской защиты полковник Станислав Парфенов. – Если он находится дома, оповещение пройдет по каналам телевидения, проводного и эфирного радио, Интернета, стационарного телефона, сотового телефона. В местах с массовым пребыванием людей оповестят через систему ОКСИОН, голосовую систему оповещения. На улице информация пройдет через громкоговорящую связь машин экстренных служб и уличные громкоговорители, установленные на остановках общественного транспорта и в местах с массовым пребыванием людей. В зданиях с массовым пребыванием людей информация пройдет через централизованные системы оповещения, пункты информирования и оповещения населения».
«По обобщенным данным, охват населения Приморского края по каналам централизованного оповещения составил: речевое оповещение – 61%; звуковое оповещение – 77%, по каналам телевещания – 92%, по каналам радиовещания – 78,5%. Как правило, проводятся ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные, в том числе комплексные, проверки состояния готовности систем оповещения (с задействованием оконечных средств оповещения)», – уточняет заместитель начальника управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Приморскому краю полковник Андрей Погорелов.
Кроме того, как оказалось, давно разработаны и отработаны и схемы эвакуации населения, а также дальнейшего обеспечения средствами индивидуальной защиты, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и препаратами, коммунально-бытовыми услугами.
Вывод
Что тут скажешь… Будем, конечно, надеяться на лучшее, но собрать дома тревожную сумку, запастись едой на недельку и возобновить связи с родственниками в деревне все-таки стоит. Береженого, как говорится…
Кстати
Привыкшие к тряскам
Соседка Приморья, Сахалинская область, очень подвержена землетрясениям. Местные жители на зубок знают правила поведения во время этого стихийного бедствия: во-первых, первый толчок самый сильный, но после него все-таки лучше покинуть помещение; во-вторых, бежать из дома во время толчка нельзя - велик риск погибнуть под завалами лестничных пролетов; в-третьих, если прятаться дома, то под столом или в лестничном проеме; в-четвертых - выбегать быстро, между толчками. И в-пятых, быть готовым к землетрясению заранее.
- Сахалинец знает, что все важные документы - паспорта, свидетельства о рождении, документы на собственность и прочее - нужно хранить в одном месте, - рассказывает сахалинка Любовь Печоркина. - Если толчок - хватай и беги. В моей семье я обычно хватала пакет с документами, мама - ключи от квартиры и от дачи, а отец - моего младшего брата. Так и выбегали. Если наступал «сезон толчков», как в 2008 году, мы уезжали жить на дачу, в безопасный одноэтажный дом, где все было приготовлено - запасы воды, еды (сухой паек), одежда и даже дрова. Вот такие суровые «сахалинские условия».
Если в школах материка на уроках ОБЖ вопросу землетрясений уделяют посредственное внимание, то на Сахалине детям с детства «вдалбливают» правила поведения при землетрясении.
- Учат, что главное - не паниковать, - добавила Любовь. - Паника приводит к неверным действиям, а они в свою очередь к печальным последствиям. Еще на уроках мы даже репетировали землетрясения: была специальная тревога, она могла раздаться внезапно, посреди урока, и мы должны были действовать так, как действовали бы во время настоящего толчка. Но все это все равно не избавляло нас от страха полностью. Когда трясет, шатаются стены и цветы падают с подоконников, очень страшно. Чувствуешь себя беззащитным перед стихией, которая вполне способна тебя убить.
Размышления параноика
Паникеры - крайне неприятные особы. Но последние нашумевшие события в мире заставят задуматься даже человека, не склонного к панике: куда же бежать, если смертельная опасность нависнет над моим городом? Я усомнилась в уверенности, что добрые полицейские меня спасут, и решила составить свой план на каждый отдельный случай.
Зомби-апокалипсис
Владивосток - идеальное место, чтобы снимать в нем фильмы про нашествия зомби. Одна только Владивостокская крепость, опоясывающая город по кругу, чего стоит! А многочисленные бомбоубежища, военные тоннели… И почти везде таинственная обстановка - мрак, холод, сырость! Вот и фильм про зараженных, «Проект: Панацея», в народе известный как «приморский фильм ужасов», снимали в столице Приморья. Он, кстати, завоевал российскую кинопремию «Капля» в номинации «Лучший отечественный хоррор».
Так что в случае нашествия зомби я решила выбрать наилучший из фортов Владивостокской крепости или какое-нибудь симпатичное бомбоубежище. В этом мне помогала карта сайта KFSS: все подобные объекты указаны в ней. Но поблизости от места моего обитания (Шилкинская) ни бомбоубежищ, ни фортов не оказалось. Только некий тоннель имени тов. Сталина. Как мне удалось узнать, он все еще служит горожанам и регулярно пропускает через себя поезда. Его длина - 1380 м, ширина - 5 м, высота - 8 м. Вытянут тоннель прямо и просматривается насквозь, что очень удобно в случае нашествия зомби: со света в темноте тоннеля зомби меня не заметят, зато я буду их видеть отлично, с двух сторон. Остается только надеяться, что во время зомби-апокалипсиса поезда приостановят, а военизированная охрана ДВЖД, которая охраняет вход в тоннель, разбежится в приступе страха…
Бомбежка
Объекты Владивостокской крепости и старые советские бомбоубежища, возможно, и подходят для игры в прятки с зомби, но в качестве надежных убежищ от современных бомбовых атак их рассматривать не стоит. Во Владивостоке, конечно же, есть современные бомбоубежища. Места их расположений строго засекречены, зато, как убедили нас городские власти, места в них хватит всем. «Всем» - это работникам производств, которые останутся в городе даже во время бомбежки. А остальные - работники производств - будут эвакуированы в тайгу, в Рудную Пристань.
Но, опять же, мой здоровый скептицизм подсказывает, что всех правоохранительные органы вряд ли спасут. Не хотелось бы становиться исключением! А потому оптимальным вариантом я выбрала заранее выкопать в сердце приморской тайги собственную землянку по всем правилам обороны, благо они пока еще в свободном доступе.
Наводнение (или цунами)
Казалось бы, тут все просто: взобраться на самую высокую сопку города, например Орлиную, и сидеть там. Однако в момент наводнения таких умников на сопке будет навалом, и вполне возможно, что там места мне не хватит. А потому оптимальным решением, на мой взгляд, было бы взобраться на свой собственный дом на Шилкинской (это тоже сопка) и сидеть там, ждать вертолет, который меня спасет.
Землетрясение
Идеальный вариант - бомбоубежище. Одно из удобнейших есть в районе «Дальхимпрома». Только там сейчас продуктовый магазин… Ну и отлично! Будет что поесть.
Террористический акт
Тут уж юмору не место: чтобы стать жертвой террористического акта, достаточно оказаться в ненужном месте в ненужное время. А поэтому уберечься от этого ужаса можно, только не выходя из дома, избегая мест большого скопления людей, и так далее… К таким мерам я лично не готова.
Как построить землянку-убежище?
Антон Рыбаков, диггер со стажем, рассказал мне о том, как построить землянку:
- Во-первых, в одиночку ты ее не построишь. Тут нужно много сил, инструментов и материалов: лопата, молотки, большие камни или кирпичи, древесина и многое другое. Так что лучше набери единомышленников, изучите предмет и приступайте все вместе.
Чтобы построить стандартную землянку на пять человек, нужно отрыть в земле углубление размером 5,5 на 7,7 метра и глубиной в полметра. Потом вдоль продольной оси углубить котлован до одного метра и расширить, тоже одним метром. Ров нужно вывести на 2-3 метра за пределы котлована. И это только половина землянки! В конце рва постройте ступени - вход в землянку.
Вторая часть работы - установка опорных столбов и укладка стропил. Стропила можно просто врыть в землю или же опереть на лежни (бревна или накатник, которые кладут на землю). На стропила уложить жерди (диаметр 3-5 см), которые будут составлять потолок землянки. Жерди нужно укладывать как можно плотнее друг к другу и закреплять на стропилах - прибивать гвоздями или привязывать проволокой. Можно также изготовить из них щиты, а затем щиты уложить на стропила. Если нет строевого леса, то потолочную часть изготавливают из пучков прутьев, связок камыша, тростника, вставляя в каждый пучок по одной жерди. Торцевые стороны зашиваются жердями, устанавливаемыми вертикально, или досками, накатником. С одного торца делается окно, с противоположной стороны устраивается дверной проем и навешивается дверь. Сверху крыша обкладывается мятой глиной толщиной не менее 15-25 см. Поверх глиняного слоя укладывается слой дерна. Настоящие солдаты могут построить землянку всего за день!