Брошенный ребенок – не значит плохой

Слово «детдомовец» у большинства вызывает вполне определенные и отнюдь не лестные ассоциации. Но в том, что родители по какой-то причине больше не могут о нем заботиться, вины ребенка нет. А вот в том, что он может вырасти асоциальным и несчастным, вина общества очевидна.

Администрация Приморского края реализует собственные программы по поддержке детей - сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В крае реализуется ряд программ, не только по воспитанию и поддержке таких детей, но и по оформлению их семьи. 

Понять, как растут дети, оставшиеся без попечительства родителей, мы отправились в детский дом № 2 города Владивостока.

Брошенный ребенок – не значит плохой

Социальное учреждение находится в здании бывшего детского сада, как и большинство детских домов в Приморье, которые не строились изначально именно для этой цели. На полу разноцветная плитка, стены украшены росписями и рисунками в рамках. Как написано на сайте детдома, да и подтвердилось в беседе с директором Николаем Яхонтовым, ребята учатся в обычной школе, посещают музыкальную школу, летом ездят в лагерь. В самом детдоме организован целый ряд спортивных и творческих секций: теннис, бокс, пение, начальное профессиональное образование; есть тренажерный зал, детская площадка и футбольное поле.

– Посещение зала единоборств три раза в неделю, оно включено в распорядок у воспитателей, обязательно для всех, кто не болеет, – рассказывает Николай Николаевич. – Если не хочешь заниматься – хорошо, сиди в уголочке. Но, как правило, через несколько минут все капризы забываются. Так приучаем детей к регулярным занятиям физической культурой. Во-первых, физически развивает, во-вторых – досуг, очень хорошо отвлекает от ненужных мыслей и поступков, в-третьих, это здоровьесберегающие процедуры.

А для малышей есть еще один зал. В нем преподает заслуженный тренер РСФСР по гребле Сергей Александрович Забровский. Он составил специальную программу, которая включает в себя лазанье по канатам, построение. Он тренирует в них дисциплину. Есть и программы, которые, наоборот, воспитывают самостоятельность. Дети могут в свободном режиме посетить зал и под контролем тренера делать все, что им вздумается. Хотят кричать – пускай. Развивают свои голосовые связки, отдыхают – в группе-то с воспитателем не покричишь.

Хороший пример

От секций мы перешли туда, где ребята живут, – в группы. Как оказалось, и здесь черт совсем не так страшен, как его малюют: диванчики, ковры, картины, цветы в горшках, телевизоры. И ведь позитивные преобразования только начались.

– С 1 сентября этого года вступает в силу постановление № 481, и мы свои группы начинаем преобразовывать в группы семейного типа. Если раньше старались детей селить по возрасту, с разницей максимум в год, то сейчас - не более восьми человек, и они разного возраста. Группа - это одна семья; для детского дома это нормальная ячейка, в которой дети могут заботиться друг о друге, проводить время вместе. В группах созданы обеденные зоны, где они могут сесть всей семьей, попить чаю. Пока нет возможности сделать так, как хотелось бы, чтобы в группе была и бытовая комната, и столовая, и спальня не на 8 человек, а ну хотя бы на 2-4. Но будем стараться это дело со временем исполнить, все будет зависеть от финансирования, – оптимистично настроен директор.

Помогают и со стороны – как раз во время интервью приехали шефы. Суровые представители правоохранительных органов, как оказалось, уже около полутора лет помогают ребятам, по графику приезжают с гуманитарными посылками.

– Организовываем выезды, всегда важно поддержать детишек, чтобы знали, видели, что с ними общаются, про них не забыли. Бывают и проблемные ребята, хулиганы, тогда приезжаем и беседуем. Не так давно провели экскурсию по следственному изолятору, чтобы не думали, что можно безнаказанно бедокурить. Еще в этом году, в год 70-летия Победы, устроили встречу с ветераном. У нас ветеран войны в изоляторе один остался, ему уже под 90 лет – он сюда приезжал, рассказывал про свои боевые заслуги, как воевал; деткам было очень интересно, – рассказал заместитель начальника следственного изолятора № 1 ГУФСИН России по Приморскому краю Сергей Комаров.

Детдомовская реформа

Что же это за постановление, которое стало толчком к таким изменениям?

Постановление Правительства Российской Федерации № 481 от 24 мая 2014 года «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» действительно во многом революционно. Уже упомянутый курс на «семейственность» должен показать детям, какой должна быть семья.

Каждой группе должна быть определена «квартира», где по возможности должны быть бытовая комната и кухня, у всех ребят предполагаются в постоянном доступе личные вещи, которые должны (опять же по возможности) быть куплены в их присутствии и с учетом их вкусов, а при выборе детдома учитывается привычная для ребенка среда (тот же район, та же школа). Ребятам должны быть в доступной форме разъяснены права, их необходимо проинформировать, к кому и по какому телефону-адресу нужно обратиться в случае каких-то проблем.

Не допускается принудительное привлечение детей к участию в деятельности общественных, политических и религиозных организаций. Администрация обязана не менее трех раз в неделю (в том числе в выходные и праздничные дни) обеспечить возможность встречи детей с потенциальными усыновителями или опекунами. Также дети должны иметь возможность поддерживать контакты с другими важными для них людьми (друзьями, бывшими соседями).

Конечно, как бы ни старалась администрация детдома, очевидно – лучше, чем в семье, детей не устроить. И вся система органов опеки и попечительства направлена на то, чтобы дети жили и воспитывались все-таки в семье, где ребенку уделяется нужное внимание, где его любят и ценят, где о нем заботятся, как о родном.

– Люди приходят и хотят взять ребенка, боятся и сомневаются, а какое чувство пересилит - роль руководства детского дома, – говорит директор Николай Николаевич. – Конечно, мы отговаривать не отговариваем, но с какими трудностями могут столкнуться, предупреждаем. Контингент сложный, имеет свои особенности, свое клеймо: отсутствие материнской ласки. Люди, которые берут под опеку, должны это понимать. От себя хочу сказать, что здесь нужно обладать большим терпением и большим желанием, чтобы взять ребенка. Очень много идет возврата детей после опеки. А эти дети, преданные дважды, очень трудно поддаются потом воспитанию, какому-то положительному воздействию. Как правило, это уже ребята взрослые, в среднем лет 15. Берут обычно маленьких, три года, пять, семь, а потом наступает переходный возраст. И здесь нужно приложить очень много сил, чтобы пережить его. Не каждый справляется. Если в это время не опустить руки, ребенок может встать потом на правильные рельсы, но если махнуть на него рукой, то покатится по наклонной.

Как взять?

Если человек решил – да, он хочет взять ребенка из детдома, это значит, что ему следует узнать алгоритм действий. Ведь ребенка, конечно, не отдадут первому встречному: государство должно удостовериться, что его подопечному не станет хуже.

– Гражданам, выразившим желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на иные формы семейного воспитания, установленные законодательством Российской Федерации, необходимо обратиться в территориальные отделы опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по месту своего жительства. Информация о территориальных отделах опеки и попечительства размещена на сайте администрации Приморского края (страница департамента образования и науки). Специалисты отдела опеки и попечительства дадут консультацию по вопросам установления опеки (попечительства) или другим формам устройства несовершеннолетних, выдадут перечень необходимых документов, направление на обучение в Службу психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей. С этого года государственную услугу можно получить в электронном виде, – рассказала начальник отдела охраны прав детей и специального образования департамента образования и науки Приморского края Евгения Бик.

Список документов, необходимых для подачи в орган опеки, следующий:

* заявление с просьбой о назначении опекуном (усыновителем);

* справка с указанием должности и размера средней заработной платы за год;

* документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение и копия финансового лицевого счета с места жительства;

* справка об отсутствии судимости за определенные преступления;

* медицинское заключение о состоянии здоровья;

* копия свидетельства о браке (при наличии);

* письменное согласие совершеннолетних членов семьи;

* копия свидетельства о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка (кроме близких родственников);

* автобиография;

* копия пенсионного удостоверения.

В принципе все логично: отдать ребенка судимому за побои ВИЧ-инфицированному алкоголику без квартиры и работы (если уж совсем утрировать) – это фактически поменять шило на мыло, и никакого улучшения ситуации для ребенка здесь точно не будет.

После того как орган опеки проверил всю информацию, оценил жизненные условия заявителя, направил его на специальное обучение, когда все эти этапы пройдены, желающий взять ребенка получает соответствующий документ, с которым идет в детдом и может выбрать ребенка. И здесь есть удобный вариант – воспользоваться банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время на учете в федеральном банке данных есть сведения о почти 76 тысячах детей, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан (под опеку (попечительство), в приемную семью, на усыновление). Среди критериев, по которым ведется выбор, – регион, пол, возраст, цвет глаз и волос, наличие брата или сестры (общепринятая практика – не разлучать родственников при взятии в семью), форма устройства.

– Одна из главных задач – обеспечить устройство этих детей на воспитание в семьи граждан. В настоящее время в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, размещена информация о 3060 детях (на 296 человек меньше, чем на 01.01.2015 г.), – отмечает Евгения Бик. – В Приморском крае зарегистрировано 11 933 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них под опекой (попечительством) – 5341 человек, в приемных семьях – 1527 человек, усыновлено – 1687 человек.

Но, конечно, живое общение важнее всего. И сделать окончательный выбор всегда поможет администрация детского дома.

– Что касается людей, которые хотели бы прийти и взять кого-нибудь под опеку, – мы с удовольствием примем, все расскажем. Если же придут люди в детский дом, администрация сделает все возможное, чтобы человек получил нужную информацию и воплотил мечты, свои и ребенка, – подытожил Николай Николаевич.

 

Фото автора.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2015

Заголовок в газете: НЕ ХУЖЕ ДРУГИХ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру