К каким стандартам и правилам стоит готовиться приморским школьникам в этом году

Новый учебный год в Приморском крае начали почти 500 школ. За парты сели 200 тысяч учащихся, более 20 тысяч из них - первоклассники. Учителя составили рабочие программы по предметам, обязательно приняв во внимание способности учеников и уровень их подготовленности. 

К каким стандартам и правилам стоит готовиться приморским школьникам в этом году
Фото: Ирина Савенко

С какими новшествами придется столкнуться школьникам в наступившем учебном году и на что следует обращать внимание родителям, выяснял «МК во Владивостоке».

Равнение на ГОСТ

Переход на новые ГОСТы всех общеобразовательных учреждений России должен завершиться к 2020 году. В новом учебном году на них переходят ученики пятых классов. Чем наступивший учебный год будет отличаться от предыдущего для юных школьников, рассказала учитель начальных классов лицея Дальрыбвтуза Ирина Исайченко.

- Отличие в том, что теперь ребятам предлагается писать работы на знание и базовых компонентов предмета, и профильных, повышенного уровня. Научить на базовый уровень учитель обязан всех ребят. А брать повышенный уровень могут только преуспевающие дети, - пояснила Ирина.

Учитель считает, что такое разделение поможет ребенку в будущем поступить в вуз. Если он собирается в определенный университет, то сдавать ЕГЭ по профильному предмету будет на повышенном уровне. А те дисциплины, которые ему не потребуются, но будут являться обязательными, ребенок сможет сдать на базовом уровне.

- На мой взгляд, это удобнее, чем гнаться за всеми пятерками, - говорит Ирина Исайченко. – Тем более сейчас нет «золотых» и «серебряных» медалей. На педсовете говорили лишь о том, что теперь учеников будут поощрять другими медалями за успехи в изучении одного или нескольких предметов.

В начальной школе уже идет тестирование по ГОСТу. Это итоговая комплексная работа, которая оценивает базовые и повышенные знания. Профильный уровень ребенок может брать или не брать по желанию, никто не должен его заставлять.

- Каждый учитель старается дать возможность попробовать себя в повышенном уровне как можно большему числу своих учеников. Некоторым детям, конечно, это не по силам. Но в основном большинство стараются написать. У меня 15 из 20 человек обязательно пишут повышенный уровень, и шесть из них получают оценку «отлично», - говорит учитель. - За работу базового уровня ставится отметка «зачтено» или «не зачтено». «Незачеты», в отличие от двоек и колов, в журнал не ставятся. Ребенку дается возможность подготовиться, пересдать и даже получить отметку выше, если он возьмется за повышенный уровень.

Причем сдача базового уровня не считается тройкой. Это показывает прочные знания ребенка в пройденной программе предмета. Итоговая отметка за четверть или за год теперь ставится на основании этих письменных работ, а не устных ответов ребенка на уроке.

Фото: АПК

Кроме этого, учителя теперь собирают на всех учеников портфолио. С ним ребенок переходит из класса в класс.

- Это папочка, которая состоит из работ, сведениях о достижениях, контрольных, годовых, полугодовых, данных об участии в олимпиадах, личных результатах, межличностных взаимодействий, характеристик личности. Таким образом, оценивается не только, как ребенок учится, но и то, где еще он проявляет активность. В начальной школе такие стандарты уже стали обязательными, теперь они постепенно переходят в среднюю.

Такая система, которая мотивирует ребенка к изучению любимых предметов и базовому знанию всех остальных наук, может развивать у детей интерес к учебе. Особенно важно это проявлять в начальных классах, где каждый ребенок испытывает особый стресс. Учителя должны помогать детям не только учиться, но и вливаться в учебный процесс, так считает директор центра детской психологии «Крылья» Татьяна Кацура.

- Дети боятся идти туда еще до школы. В детском саду или родители, чуть что, говорят: «Вот погоди, пойдешь в школу, тебе там покажут. Ты давай занимайся, в школе как ты будешь учиться?». А ребенку всего 5-6 лет. И он уже не хочет никуда идти и боится.

Учитель в первые годы ребенка в школе выстраивает у него понимание себя и других. Если учительница кого-то хвалит за то, что он хорошо учится и спокойно ведет себя на уроке, то ребенок делает вывод, что этот ученик хороший. А в старших и средних классах дети уже сами разбираются, какой этот ребенок.

Нихао

С 2016 года российским выпускникам в тестовом режиме предложат сдать единый государственный экзамен по китайскому языку. Официальный язык азиатского партнера России будет включен в число иностранных языков, предлагаемых для сдачи. В эксперименте примут участие Москва, Санкт-Петербург и города Дальнего Востока. Выпускники в Приморье тоже смогут проверить свои знания китайского языка.

Первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк пояснила, что в тестовом режиме нового экзамена будут участвовать только те регионы, которые проявили интерес и где изучение китайского языка достаточно распространено.

Школа мешает

Несмотря на все старания правительства сделать из школьного образования более слаженную систему, среди российских родителей набирает популярность так называемое семейное образование. Среди них – Ольга Юрковская, опубликовавшая статью о мифах школьного образования в блоге в сети Интернет.

- Почему я не отдаю своих детей в школу? Странный вопрос… У меня, скорее, вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту систему, - пишет Ольга.

Школа для родителей – это камера хранения, куда ребенка удобно сдать, считает Юрковская. Ребенку же школа не нужна практически никогда. Никто не хочет в конце октября вместо осенних каникул продолжить ходить в школу. Да и дает ли школа ученикам знания – большой вопрос. Обычно за сто часов репетитор обучает ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет.

- Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс, - пишет Ольга.

Достижение результата также никого не интересует. Когда звенит звонок, ребенок обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок. Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен. Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

- В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка – это ответственность родителей. А, отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал, - заключает критик.

Поддерживает эту идею и психолог Татьяна Кацура.

- Если мы рассматриваем школу как способ обучения, то в этом смысле она неэффективна. Многие считают, что она дает школу жизни, опыт в строении социальных отношений. Но если ребенок будет ходить в какие-то группы, коллективы, спортивные секции, то он и так научится вести социальную жизнь и общаться.

Социализация в школе заканчивается дерганьем за косичку на уроке и беготней на перемене. При этом психолог отмечает, что не все родители могут решиться на семейное обучение.

- Я за семейное образование, особенно в начальной школе, когда ребенок маленький и психика неокрепшая. А когда он приходит в среднюю, подросток уже чувствует себя сильнее и увереннее и не будет так болезненно реагировать на школьную несправедливость. А ее там много.

Среди множества учителей ребенок наверняка найдет того, кто будет уважать и считаться. А если не складываются отношение с учителем начальной школы, а заменить его некем – ребенку вообще учиться больше не захочется.

Фото: Ирина Савенко

Почему они сравнивают

Во время «социализации» ребенок всегда сталкивается с множеством проблем. И, к сожалению, год от года школьные шалости становятся все серьезнее. Уже никого не удивишь видеороликами о том, как дети избивают детей. Для родителя именно такая опасность может стать камнем преткновения на пути в обычную общеобразовательную школу. Хотя, если судить здраво, образовательная система тут ни при чем. Меняются и времена, и нравы в обществе, а дети, как губки, впитывают эти вандальные настроения. Фундамент для склок, как привило, попытки выделиться или слиться с толпой. Простая школьная задачка: у Леши есть айфон, а у Саши нет – кому труднее?

Расслоение в обществе всегда было, есть и будет. Влияют возможности родителей и на школьную среду. Психолог Татьяна Кацура отмечает, что, прежде чем покупать ребенку, например, дорогой телефон, нужно его подготовить.

- Это же не его заслуга. Нужно тактично объяснить ребенку, что важнее, чего он сам стоит без этого телефона. Получается, что сейчас он будет самоутверждаться за счет родителей. И будет привыкать в дальнейшем к самоутверждению за чужой счет.

С другой стороны, родители могут спровоцировать напряжение в классе. Ребенку, в семье которого нет таких возможностей, может быть тяжело. Но здесь все зависит снова от родителей.

- Если мама и папа сами не завидуют другим, если они счастливы и чувствуют себя уверенно в этой жизни, если они считают, что занимают свое место, им хорошо и комфортно, то и ребенок растет с этими чувствами.

Если ребенка цепляет хвастовство кого-то другого – это тревожный звоночек для родителей. Просьбы «хочу» и «купи мне такой же» говорят о нарушенных отношениях между родителем и ребенком.

- Это значит, что развитие ребенка уже дисгармонично. Он уже завидует. Нужно объяснять, что всегда в жизни найдется кто-то, у кого дороже и круче. Но родители сами учат детей сравнивать.

Мама и папа с малых лет обнимают ребенка и говорят: «Ты мой самый лучший, красивый и умный». Но это ведь не совсем правда. Для мамы – да, но не для всех. А ребенок думает: «Меня мама сравнивает, значит, она меня любит, пока я самый лучший».

- Когда ребенку приходит мысль, что он не самый лучший, он вовсе может опустить руки. Это очень опасно. Сравнивать своего ребенка с другими нельзя. Родители часто говорят, например, у Пети пятерка - он молодец, а ты - нет. Ребенок это видит и потом сравнивает тот же телефон.

Где найти гармонию

Во время учебы в школе ребенок ищет себя и примеряет разные роли и образы. И в этот момент очень важно, чтобы ему встретился человек, который станет для него примером и авторитетом.

- У ребенка обязательно должен быть тренер, руководитель какого-нибудь кружка или клуба, который будет видеть в нем нечто особенное. Он будет понимать ребенка, видеть в нем талант, уважать, ценить и окрылять. Тогда у ребенка все будет хорошо, - говорит психолог.

А если такого человека в жизни ребенка нет, возникает проблема. Но лучше всего, чтобы родители сами становились для ребенка интересными, авторитетными и чтобы детям с ними было интересно и в 14, и в 24, и даже в 44. А мама и папа часто не понимают, чего от них хочет ребенок. И все родительское общение сводится к ругани.

- Родители ругают детей очень неправильно. Они, как садовники, говорят: «Не лезь, не беги, ты почему опять кровать не заправил, некрасиво написал, а задачка вообще неправильная». А то, что вчера ребенок заправил кровать и букву «О» хорошо написал и маме помог сумку донести, - это нормально, так и должно быть. На хорошее меньше обращают внимания. И ребенку кажется, что он тотально все делает плохо.

Психолог советует, что для того, чтобы ребенок слышал родителей и не обижался, критику нужно вставлять в похвалу. А иначе можно ждать только ухудшения ситуации. Родители часто не слышат детей, а они в свою очередь начинают думать, что их никто не понимает.

- Когда ребенок жалуется и о чем-то рассказывает, родители сразу начинают его спасать. Совет: «Ты дай сдачи» - крайне бесполезен. Если он не дал – значит, не мог. Мама может сказать: «Как мне Петька надоел, пойду разбираться». А ребенку не это надо, ему с Петькой дружить еще. Опять не поняли. А нужно всего-то сказать: «Я понимаю, как было обидно и как ты расстроился». Тогда ребенок будет чувствовать поддержку.

Он будет думать: родители знаюn, что он справится, и верят в него.

Все мамы и папы – профессионалы в своем деле, имеют высшее образование и стаж в профессии. Но быть родителями нигде не учат. Поэтому часто по незнанию они перекладывают ответственность за воспитание ребенка на кого-то другого: школу, секцию или улицу. Безусловным авторитетом для большинства родителей остаются учителя. Мамы и папы боятся педагогов, боятся экзаменов, боятся успеваемости своих сыновей и дочерей. И свой страх передают детям. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 2 сентября 2015

Заголовок в газете: К НОВЫМ ЗНАНИЯМ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру