Современное образование: крах или подъем?

Дважды в год – с началом учебного периода и во время сдачи выпускных экзаменов – в обществе традиционно всплывает тема образования. Кто-то свято уверен в тезисе «советское образование было лучшим в мире» и негодует по поводу качества обучения сейчас. Кто-то сетует на отсталость нашей образовательной системы от таинственной усредненной «мировой». Кто-то отстаивает права школьников на «нормальное детство» и называет современную учебную нагрузку непомерной. «МК» решил побеседовать с теми, кого этот процесс касается самым непосредственным образом.

Современное образование: крах или подъем?

Но сначала немного общей информации. Что такое система образования в контексте современного общества? Это его отражение, это сосуд его ценностей, это, в конце концов, его будущее. Его важность и обязательность давно признаны. Вне зависимости от субъективного отношения человека к наследию Советского Союза среди достижений социализма однозначно числится резкое повышение уровня грамотности населения. Если сразу после революции велись дискуссии, считать ли грамотным человека, который умеет только читать, но не писать, сейчас неграмотным назовут того, кто недостаточно профессионально работает с компьютером.

Тем не менее это не значит, что проблем в области образования нет. К примеру, ЮНЕСКО ввело в обиход термин «пассивная неграмотность»: взрослые и дети без каких-то проблем могут читать, но не любят. Это явление характерно не только для России. Согласно материалам опубликованного в прошлом году Всемирного доклада по мониторингу программы ЮНЕСКО «Образование для всех», в странах с высокими доходами 160 миллионов взрослого населения не в состоянии написать даже заявление на получение работы.

«жИ» «шИ» пиши через букву «Ы»

Проблема низкой грамотности затрагивает далеко не только вопрос правописания. Несколько лет изучения физики не оставляют в голове достаточный след. Например, люди искренне не понимают, зачем пристегиваться пассажирам на заднем сиденьи автомобиля. Игнорируя все законы школьной науки, они искренне полагают что заднее сиденье безопаснее. Школьная программа обществознания не впечатывает в головы выпускников уверенность в своих правах и знания об обязанностях. Популярные телепередачи про инопланетян, экстрасенсов и ведьму в советниках у Сталина не вызывают смущения у тех, кому как минимум восемь лет подряд (с учетом перехода из 3-го в 5-й класс) пытались донести достижения многовекового развития человеческой мысли. Что страшнее – подобное мракобесие нередко интересует и людей с высшим образованием.

Анализ причин, почему такая ситуация стала возможной, может стать поводом для написания толстой книги, а то и не одной. Но очевидно, что школьное образование играет здесь не последнюю роль. Легендарная фраза «Забудьте все, чему вас учили» появилась не просто так: устаревание используемых в учебном процессе данных просто колоссально. Один простой пример: не так давно на просторах Интернета появилось исследование одного из российских педагогов, посвященное современному сленгу. Речь шла о «падонкафском» языке. Ну как же: превед медвед, йа креведко, кагдила – помните эту волну, давным-давно потерявшую актуальность? А ведь учебники отстают еще сильнее. Другой момент: в абсолютном большинстве знания даются, «чтобы были». Считается, что школьник просто должен знать. Зачем ему именно это? Как данная конкретная дисциплина повлияет на его будущую жизнь? Когда и в чем ему пригодится информация из учебника? И зачастую похоже на то, что в голову школьника впихивают хаос никак не аргументированных и малосвязанных фактов, и итог – стойкая нелюбовь к наукам и моментальная очистка памяти от всего этого, казалось бы, хлама.

Когда речь идет об оценке качества образования, обычно применяется один из двух подходов. Первый здесь чисто формальный: сколько знаний было усвоено учащимися, какие результаты были показаны ими на проверочных работах. В общем, оценки. А вот второй исходит из того, что цель образования – это не заполнить аттестат ребенка оценками, а его голову ни к чему не привязанными академическими знаниями, а подготовить юного человека к будущей жизни, дать ему базовые интеллектуальные навыки, помочь стать достойным гражданином своей страны. И здесь, конечно, с измерением сложнее; да и какой балл стоит поставить человеку, который, к примеру, стал отличным бизнесменом и значительно пополнил бюджет страны, но является при этом и отъявленным мерзавцем?

Полное среднее образование принципиально ориентировано на продолжение обучения в высшей школе. В 1975 году менее одной четверти выпускников средней школы СССР поступили в вузы, а необходимость идти на неквалифицированную монотонную работу на производстве или в сельском хозяйстве (работу, часто связанную с физическим трудом и никак не затрагивающую много лет развивавшийся интеллект) стала причиной серьезных психологических проблем среди молодежи. Сейчас в чем-то схожая проблема сдвинулась по возрастной шкале: далеко, далеко не все выпускники, окончившие университет, могут найти работу по специальности и рады любой непрестижной работе, был бы заработок. Естественно, что для учащихся средних школ эта ситуация не является секретом, и мотивация хорошо учиться падает еще сильнее.

Слово ученикам

Правда, каждый, знакомый с непрекращающимися спорами о современном образовании (будь они на кухне или на форуме), знаком и с точкой зрения, что школьники сейчас в принципе не хотят учиться, а интересуются лишь гаджетами да развлечениями. Конечно, у всех есть свои основания для составления мнения, например, свой срез знакомств, но вот результат бесед с двумя девушками, которым остался только год обучения в средней школе. Диана уверена, что в любые времена есть и те, кто учится, и те, кто ничего не делает: «Некоторые ученики довольствуются лишь тем, что ходят в школу. Лично мне нравится заниматься общественной деятельностью, участвовать в конкурсах, стремиться к победе, что приносит духовное вознаграждение и даже, зачастую, материальное. Сейчас можно развиваться в разных сферах абсолютно бесплатно. Не понимаю, почему многие не пользуются этим и возмущаются только, что у нас все так дорого, город ничего не делает. Есть куча бесплатных конференций, в ЦДТ проводят образовательные сессии разного вида.» С ней согласна и ее одноклассница Юлия: «Сейчас есть различные конкурсы, конференции, олимпиады, в которых имеет право участвовать каждый учащийся. Главное – желание. Например, победителям Всероссийской олимпиады засчитывается 100 баллов на ЕГЭ по предмету, который соответствует профилю олимпиады. Такая система является стимулом для ребят. Я стараюсь участвовать всегда и везде, потому что это познавательно и увлекательно».

Как и во всем, что касается детей, в случае с образованием стоит спросить родителей. Ольга Викторовна – мать двоих ребят: старшему 18, младшему только 8 лет. Оба они учатся (правда, старший уже сдает ЕГЭ) в школе № 130 города Уссурийска. И вот мнение на основании многолетних наблюдений: «За то время, что прошло между учебой в начальной школе первого сына и второго, в школе мало что изменилось. Но есть ощутимая разница по сравнению с тем временем, когда училась я сама: сейчас преподавательский состав куда сильнее, и учителя заботятся больше об успеваемости учеников, чем о показателях школы. Что касается технологических новшеств, того же электронного дневника, так я его ни разу и не открыла… Правда, все родители собрались в группе в WhatsApp, где всегда можно пообщаться с учителем, получить фото задания на доске и так далее – очень удобно! А новая система экзаменов, на мой взгляд, очень хороша: во-первых, при подготовке дети становятся более ответственными и серьезными, а во-вторых, не нужно переживать из-за экзаменов при поступлении в вуз».

Мнение педагогов

Поделилась мыслями и преподаватель старшей школы (общий педагогический стаж - 30 лет) Мария Борисовна; ее детям 24 года и 10 лет, которые учились в четырех школах. «Со времени обучения в школе старшей в лучшую сторону изменилось отношение со стороны учителей; а негативное изменение – это отмена продленки, – рассказывает Мария Борисовна. – Большинство родителей работают до вечера, и оставлять маленьких детей без присмотра – просто безобразие. Кроме того, сейчас складывается ощущение, что загруженность учебным процессом у детей очень низкая; конечно, здесь добавляются разные секции, но все равно ребенок занят недостаточно. Что касается профессионального мнения, то сейчас объем знаний абитуриентов все ниже, меньше по ряду параметров. Дело не в том, что дети глупые, – сам уровень подготовки падает, их «базы данных» недостаточны. Особенно регресс ощущается в знании русского языка: благодаря, в том числе, Интернету грань между разговорной речью и письменным текстом стирается, а школа не восстанавливает ее; дети просто не понимают, почему они должны писать именно так, а не иначе. Это большая проблема».

Конечно, нельзя говорить о среднем образовании и не считаться с мнением тех, кто непосредственно работает в этой сфере. Мы побеседовали с Ириной Борисовной, директором школы № 22 города Владивостока, о постоянных и переменных современной школы. «О цифрах за этот год говорить пока рано – выпускные экзамены еще не закончились. В прошлом году ни один выпускник не покинул стены школы со справкой, а 56,4% девятиклассников продолжили здесь свое обучение. Конечно, бывают и другие показатели, но эти в порядке вещей. Сейчас практически все поступают в высшие учебные заведения, но за это следует благодарить систему платной учебы. А вот оканчивают вузы, как и в советское время, лишь около половины – здесь ничего не меняется. По популярности среди выпускных экзаменов по выбору на первом месте традиционно находится обществознание; оно требуется для поступления на многие специальности. В последнее время многие стали выбирать физику: повысился спрос на инженеров, у студентов технических специальностей повышенные стипендии, есть много вариантов трудоустройства. А в мероприятиях, поддерживающих у школьников интерес к предмету и стимулирующих развиваться, недостатка нет: пять только городских ежегодных учебно-научных конференций, не считая краевых и всероссийских. По новым стандартам исследовательскую деятельность можно вести уже с 1-го класса. Всегда есть и олимпиады: от внутришкольных до всероссийских. Более эффективным делает учебный процесс и современное оборудование: проекторы, интерактивные доски, специализированные кабинеты… Но, конечно, харизму учителя из школы не убрать. Проблема современного образования – отставание школы от общества, но этот разрыв уменьшается. Сейчас идет много разговоров об образовании на самом высоком уровне, к нему повернулись лицом и занялись его преобразованием – это очень хорошо».

А взглядом на образование с другой, неакадемической, стороны поделилась Любовь Александровна, преподающая в школе уже около 40 лет: «Когда учили нас, была единая, объединяющая всех идеология: строительство коммунизма. Даже самым маленьким объясняли это на доступном для них уровне, и в дальнейшем все скреплялось этой идеей. Когда ребенок шел в школу и знал, что своей учебой он немного поможет большому и важному делу, отношение к учебе было совсем иным, как и старание. Никого не нужно было заставлять что-то делать, даже если это было необязательно. В нынешнее время есть, конечно, свои плюсы. Ребенок, живущий во Владивостоке, может продолжить образование в любой точке мира. Сейчас можно (и нередко нужно) иметь и высказывать собственную точку зрения, альтернативную общепринятой, – были бы аргументы. Новая образовательная система делает упор на нравственность, на гуманистические ценности, она ориентирована на ребенка. Но всему этому не хватает единой базы, которая объединит все детали, – общей идеи».

В 2015 году из школ Приморья выходят во взрослую, незнакомую жизнь 9000 выпускников. Насколько они оказались подготовлены к ней, дало ли образование все необходимое – покажет только время. А мы пожелаем им большой удачи!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 10 июня 2015

Заголовок в газете: ШКОЛА, ЧТО ТЫ МНЕ ДАЛА?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру