33 и вечность

Через 33 года после катастрофы встретились члены экипажа погибшей субмарины

Тридцать три года тому назад всего в нескольких километрах от Владивостока, у острова Скрыплева, затонула подводная лодка С-178, во время катастрофы погибли 32 члена экипажа. С тех пор 21 октября – день ежегодной встречи подводников Приморья у памятника погибшим друзьям. Встречи и воспоминаний о том страшном дне…

Через 33 года после катастрофы встретились члены экипажа погибшей субмарины

Сергей Кубынин, старпом:

«От столкновения С-178 с рефрижератором удар был страшный, сразу погас свет, лодка легла на борт. Я выбежал в центральный пост, и мы с механиком Валерой Зыбиным начали бороться за жизнь корабля и экипажа. Кормовые отсеки погибли практически сразу, но мы, живые, до сих пор помним звук задраиваемой гибнущими вентиляции, по которой вода могла поступать из кормы в наши отсеки...

Три дня я вместе с Зыбыным руководил организацией спасательных работ внутри корпуса, три дня и три ночи со мной были оставшиеся в живых моряки. Командовать ими нужды не было: все понимали, что шанс остаться в живых минимален, но он полностью зависит от всех нас, от наших знаний и опыта.

Наверное, неверно утверждать, что без меня, без Кубынина моряки не сумели бы выжить. Напомню, что в первом отсеке был механик, был связист — оба офицеры-подводники, грамотные и подготовленные. Уверен, что механик Зыбин действовал бы не менее грамотно...

Общий счет схватки экипажа со смертью 32:29 не в нашу пользу. Могло быть больше, но мы боролись за себя и за лодку, как учили».

Кстати, именно после гибели С-178 на флоте было принято решение оснастить все советские подлодки проблесковыми маячками на рубке, чтобы их в темноте ночи «даже пьяные рыбаки с автобазы» могли отличить от катерка или баркаса.

Справка. В день катастрофы, 21 октября 1981 года, подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Маранго возвращалась в базу после двухдневного выхода в море для замеров шумности. Лодка шла в надводном положении. Волнение моря достигало двух баллов, видимость была полная, ночная. Для удобства работы дизелистов и электриков переборка между отсеками была раздраена. Кроме того, наступило время ужина, бачковые разносили пищу, поэтому были открыты переборочные двери между 4-м и 5-м отсеком. На фоне береговых огней Владивостока и стоящих на рейде судов огни «Рыбака» с мостика подводной лодки заметили слишком поздно. Командир успел отдать команду: «Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно»... Но было уже поздно. В 19.45 рефрижератор-13 со скоростью 8 узлов на курсовом угле 20-30 градусов ударил подводную лодку в левый борт в районе 6-го отсека. Через образовавшуюся пробоину площадью около 2 кв. м отсек был затоплен в течение 15-20 секунд. Лодка получила сильный динамический крен, стоявшие на мостике люди полетели в воду. Примерно через 40 секунд после столкновения лодка, принявшая в прочный корпус около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр с креном в 28 градусов на правый борт. Из-за стремительного поступления воды «раскрытые» 6-й, 5-й и 4-й отсеки загерметизироваться не смогли, и в течении полутора минут в них погибли 18 человек. Четверо моряков загерметизировались в 7-м кормовом отсеке, оставшиеся в живых члены экипажа сосредоточились в 1-м и 2-м отсеках, поскольку центральный пост также затопило в течение 30 минут. В носовых отсеках на 26 оставшихся в живых имелось 20 комплектов ИСП-60 для выхода на поверхность. Подняв из воды семерых из 11 подводников, РФС-13 в 19.57 сообщил об аварии диспетчеру Дальневосточного морского порта. В 20.15 оперативный дежурный ОВР объявил тревогу поисковым силам и спасательному отряду, к месту аварии вышли СС «Жигули», СС «Машук» и спасательная подводная лодка БС-480 «Комсомолец Узбекистана» проекта 940.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру