Экскурсия на дно морское

Дайверы краевого центра предлагают сделать затонувшие корабли туристическими и рекреационными объектами

Принятие соответствующей законодательной базы будет способствовать привлечению туристов и дайверов из Центральной России и зарубежья. Такую мысль высказали на пресс-конференции «Возрождение общественных подводных исследований в Приморском крае» представители Приморского отделения Русского географического общества.

Дайверы краевого центра предлагают сделать затонувшие корабли туристическими и рекреационными объектами

По словам руководителя секции подводных исследований РГО Романа Фадеева, в настоящее время в нашей стране не существует понятия «подводное культурное наследие», потому что нет соответствующих законов. А значит, затонувшие объекты никак и никем не охраняются. В итоге многие из них, даже представляющие историческую ценность, подвергаются варварскому разграблению – дайверы тащат оттуда артефакты и металлолом.

«В этом году Госдума будет рассматривать изменения к Федеральному закону № 73, предложенные Морской коллегией, которые регламентировали бы порядок обращения с объектами культурного подводного наследия. Надеемся, что ситуация изменится и мы сможем их защитить», - заявил Роман Фадеев.

А защищать между тем есть что. Как рассказал действительный член Русского географического общества Юрий Ведерников, всего по Дальнему Востоку от берегов Русской Америки и до юга Приморья описано порядка 700 кораблекрушений только российских судов. А в заливе Петра Великого уже выявлено порядка 55 подводных объектов, 40 из них определены достоверно и подробно описаны. Впрочем, точное число затонувших в заливе кораблей и судов неизвестно, а их четкой систематизации до сих пор нет.

Из найденных приморскими дайверами кораблей самым знаменитым и представляющим особую историческую значимость является обнаруженный Романом Фадеевым в 2011 году в районе острова Скрыплева русский миноносец № 208 «Пернов», который подорвался на японской мине в 1904 году. По словам Романа, сейчас останки этого корабля являются единственным подтверждением статуса Владивостока как города воинской славы. В этом году в музее Ворошиловской батареи была открыта экспозиция, посвященная миноносцу, в которой были представлены объекты, специально для этого поднятые дайверами РГО на поверхность, например штурвал. Этот «подъем» стал своего рода исключением – подводные исследователи стараются ничего не брать со дна, так как пролежавшие под водой артефакты при контакте с воздухом начинают стремительно разрушаться. А дорогостоящую процедуру консервации во Владивостоке пока никто не делает.

Фадеев с сожалением отметил, что в настоящее время координаты миноносца, как и многих других затонувших объектов, известны «черным» дайверам, к ним погружаются бессистемно, невозможно отследить, кто, когда и зачем это делает. Но если эти объекты получат статус памятников подводного наследия, станут рекреационными объектами, то погружения групп можно будет сделать четко регламентированными, запретить подъем артефактов, разрешить только фото- и видеосъемку. К тому же при регулярных «визитах» на подводные объекты будет отслеживать их текущее состояние и скорость разрушения, считает Роман Фадеев.

Говоря о планах на текущий сезон подводных исследований, участники пресс-конференции рассказали, что в августе ими запланирован очередной «визит» на затонувший миноносец-208 «Пернов». Кроме того, планируется экспедиция к останкам одного из самых знаменитых кораблей Дальнего Востока – шхуне «Восток».

«Мы уже были на острове Стенина, обнаружили останки шхуны «Восток». К сожалению, сейчас от нее мало что осталось, только элементы парового котла. Шхуну перемололо волнами и грунтом, также здесь поработали металлисты, ведь она лежит неглубоко, в 4-5 метрах от поверхности», - рассказал Роман Фадеев, добавив: не стоит испытывать иллюзии, что затонувшие корабли лежат на дне целиком. Время и соленая вода разрушают их, превращая в искусственные рифы, поэтому без подготовки их можно просто не заметить. Именно по этой причине обнаружить затонувшие объекты не так-то просто – порой на это требуются специальное оборудование и месяцы поисков.

Кроме того, дайверы Русского географического общества планируют обследовать акваторию острова Карамзина – здесь, по имеющейся информации, затонуло судно «Индигирка», на котором погибли более 750 человек. По словам подводных исследователей, в истории «жизни» и гибели этого судна существует серьезная путаница, потому что в начале прошлого века на Дальнем Востоке плавали два судна с таким названием, различались они лишь годом выпуска и страной-производителем. Одна из «Индигирок» затонула у берегов Японии, а другая – вблизи острова Карамзина. Дайверы планируют обнаружить судно, чтобы по сохранившимся элементам «восстановить историческую справедливость» и определиться, какая именно из двух «Индигирок» «осталась» в Японии, а какая у нас.

Также в этом сезоне будут исследованы подорвавшийся на мине грузовой пароход «Князь Горчаков» и трагически погибший каботажный пароход «Варягин».

Еще одним местом погружения «десанта РГО» станет мыс Вятлина на острове Русском, здесь дайверы будут искать останки итальянского парохода «Люция-Виктория», который в 1906 году шел к порту Владивосток, в тумане наскочил на камни и затонул. Также совместно с находкинскими дайверами планируется провести поисковую экспедицию в бухте Спокойная под Находкой, где в 40-х годах прошлого века потерпел крушение и затонул гидросамолет «Каталина».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру