Первые шаги Владивостока

Кем и как основывался город нашенский.

Берега залива Петра Великого освоены человеком издревле. Богатство и легкость добычи биоресурсов Японского моря с начала истории человечества влекли людей на побережья бухт и островов нынешнего Владивостока.

Кем и как основывался город нашенский.

Берега залива Петра Великого освоены человеком издревле. Богатство и легкость добычи биоресурсов Японского моря с начала истории человечества влекли людей на побережья бухт и островов нынешнего Владивостока.

Они были первыми

В более позднее время территория города нашенского входила в состав государства Бохай (698—926 гг.). С Х века Владивосток принадлежал киданям, с начала ХIII века на территории Приморья располагалось несколько провинций чжурчженьского государства Восточное Ся. Позднее территория южного Приморья входила в сферу пренебрежительного интереса тогдашних китайских государств и была населена малочисленными группами местных племен и пришлых маньчжур.

В 1855 году бухта Золотой Рог посещалась английскими фрегатами «Винчестер» и «Барракуда» для проверки сведений о бухте Мэй, как назвали моряки Ее Величества Золотой Рог в память о капитане одного из своих кораблей.

После подписания российско-китайского договора в 1858 году южное Приморье перешло во владения России. В 1859 году на Золотой Рог было обращено особое внимание генерал-губернатором Муравьевом-Амурским. Он отметил хорошо укрытую бухту. Предложив назвать ее Золотым Рогом, генерал-губернатор приказал основать здесь военный пост, который он же, Муравьев-Амурский, поименовал Владивостоком.

Кстати, по мнению астрологов, Владивосток рожден под созвездием Льва, а в пути ему сопутствуют Юпитер, Меркурий и Венера. Лев – царь и владыка, следовательно, Владивостоку уготована доминирующая роль на Дальнем Востоке и в АТР, что, собственно, и наблюдается в ХХI веке. Юпитер обещает активность города-порта в политике, Меркурий – в торговле, Венера – в культуре и искусстве. Предсказание, как ни крути, сбывается…

Казармы да госпиталь

Уже следующим летом, 2 июля 1860 года, военный винтовой транспорт «Маньчжур» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Шефнера, следуя из Николаевска-на-Амуре вдоль побережья Приморья, зашел в бухту Золотой Рог для основания военного поста Владивосток.

Интересная деталь: Шефнер и первостроитель города-порта-крепости прапорщик Николай Комаров высадились с «Маньчжура» на берег первыми для поиска удобного месторасположения поста – из него должно было все время видеть вход в бухту с моря.

Таким местом двум офицерам показался склон сопки, спускавшийся в маленькую бухточку (сейчас здесь расположен 33-й причал разнородных сил ТОФ). А сам военный пост Владивосток русские разбили на том месте склона, где сейчас стоит краевая больница ФТИ на Светланской, напротив здания большого ГУМа.

Местом высадки строительного десанта - тридцати солдат третьей роты 4-го Восточносибирского линейного батальона - первые зодчие Владивостока выбрали побережье бухты всего в двухстах метрах от склона сопки, на траверзе будущего поста.

В вахтенном журнале «Маньчжура» мичманом Новицким об этом событии была сделана следующая запись: «Сего числа отправлено на берег — один обер-офицер, 2 унтер-офицера и 28 человек рядовых 4-го линейного батальона для занятия поста. Ветер тихий. Ясно. Свезено на берег: ящик с амуницией, бочек с мясом – 4, пеньки – 25 пудов, муки ржаной – 29 пудов, крупы – 4 пуда, ящик с ружьями, патронов – 2160 штук, котлов чугунных – 2, веревок – 5 пудов 20 фунтов, 50 листов железа, невод, одна лошадь и два быка».

Начальником будущего поста был назначен командир 3-й роты 4-го линейного батальона Восточной Сибири 29-летний прапорщик Комаров.

Все лето на берегу Золотого Рога стучали топоры, пели пилы, оглушительно трещали падающие деревья: шло строительство. Солдаты и матросы возводили казармы, склады, баню, офицерский флигель…

Через месяц в бухту Золотой Рог пришел винтовой корвет «Гридень» под командованием капитан-лейтенанта Эгершельда. Корвету ввиду неисправности машины и возможности нападения на пост китайцев и маньчжуров была поставлена задача во время зимовки в бухте нести охрану Владивостока.

Первыми капитальными строениями Владивостока стали казарма экипажа корвета, офицерский флигель «Гридня», мастерская и баня для матросов корабля. Все эти здания спроектировал старший артиллерийский офицер корвета прапорщик Александр Колчак – дядя будущего адмирала! К октябрю команда поста также обустроила расположение своего взвода, о чем прапорщик Комаров сообщил в рапорте: «…во вверенном мне посте построено: одна казарма, одна кухня и один офицерский дом из елового леса, крытый тесом…».

К этому можно добавить, что изданная в 1903 году энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает милую подробность: в первый год существования поста Владивосток тамошние тигры съели всех собак, привезенных русскими на берег Золотого Рога из Николаевска-на-Амуре.

А теперь еще одна малоизвестная деталь истории Владивостока, напрочь разрушающая легенду об отцах - основателях города. Как известно, таковыми считается семейство купца 3-й гильдии Якова Семенова, прибывшего с женой и сыном в расположение строящегося поста поздней осенью 1961 года. Однако краеведам хорошо известно, что 6 ноября 1860 года во Владивосток привез продовольствие, а также небольшую дополнительную военную команду транспорт «Японец». На транспорте во Владивосток прибыли и его первые гражданские жители – две поселянки (сосланные на поселение уголовницы типа советской «химии»), ставшие кухарками у зимовавших на посту господ офицеров и, очевидно, матерями первых родившихся в городе детей.

Кстати, следует хорошенько отметить и тот факт, что военный пост Владивосток начал строиться отнюдь не на пустынных берегах неизвестной всему миру бухты. Отнюдь.

Одно из китайских названий бухты Золотой Рог – Хайшенвей, что означает залив Золотого Трепанга. Именно так называли Золотой Рог китайские рыбаки, традиционно и многолюдно посещавшие южное Приморье для ловли рыбы и моллюсков, а также заготовки морской капусты. Пролив Босфор Восточный и бухта Золотой Рог были своеобразной морской дачей нескольких китайских кланов, которые жили и рыбачили на берегах будущего Владивостока в теплое время года в сооруженных ими фанзах. Эти фанзы, сараи, сети, лодки и утварь во все времена года охраняли несколько постоянно живших на берегах бухты китайцев…

Вот как описывает Владивосток, которому исполнился всего один год от роду, новый командир поста лейтенант Евгений Бурачек, сменивший здесь Комарова: «Почти против самого входа в бухту, на северном ее берегу, стоял офицерский флигель. Далее к востоку, на крутом берегу оврага, саженях в сорока, деревянная казарма для солдат… По низу оврага бежит ручей чистой и приятной воды. В 200 саженях к востоку от казармы только что заложена была церковь; еще в полуверсте к востоку от церкви были раскинуты строения корвета «Гридень», зимовавшего здесь с 1860 на 1861 гг. Далее к востоку в глубине бухты в разных местах виднелись 2-3-летних шалаша китайцев; на западной стороне бухты стояла одинокая китайская же фанза…».

Именно под руководством Бурачека в 1861 году саперы Владивостока достроили казарму корвета «Гридень» и сдали ее в эксплуатацию как лазарет Сибирской флотилии – будущий военно-морской госпиталь. Первыми его пациентами стали заразившиеся в портах Азии сифилисом будущий писатель-маринист кадет Станюкович и четыре матроса фрегата «Светлана».

Жизнь в крошечном и военизированном населенном пункте была уныла, но скрашиваема… пьяными выходками. По воспоминаниям Евгения Бурачека, «к осени в посту собралось до 30 человек команды, большая часть которых были переведены во Владивосток из армейских частей за штрафы. Между такими солдатами моими было в высшей степени развито пьянство и кормчество (незаконное производство и продажа алкогольных напитков)».

Приют эскадры

В 1862 году военный пост был переименован в порт. Перемена имени никак не отразилась на внутренней жизни населенного пункта: темной январской ночью забравшийся на скотный двор забывшегося пьяным сном поста тигр задрал всех трех лошадей. Тигра этого, кстати, через полгода выследили и застрелили Яков Семенов сотоварищем.

А 25 сентября 1862 года во Владивостоке был введен порто-франко – режим беспошлинной торговли иностранными и колониальными товарами.

Владивосток быстро стал городом международной славы. Напомним Обаме, что именно из Золотого Рога осенью 1863 года в Америку отправилась с дружественным визитом Тихоокеанская эскадра. В отряд боевых кораблей входили корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик», клиперы «Абрек» и «Гайдамак». Целью визита была демонстрация солидарности России с Североамериканскими Соединенными Штатами Америки в их борьбе за свободу невольников-афроамериканцев и против рабовладельческого Юга. 27 сентября 1863 года эскадра прибыла в Сан-Франциско. Русские моряки были восторженно встречены населением и властями. Во всех городах, где появились наши моряки, вывешивались русские и американские флаги, устраивались парады войск, торжественные встречи. В июне 1864 года, когда обозначилась победа Севера над конфедератами и отпала угроза вмешательства в гражданскую войну Англии (на стороне Юга), русские корабли были отозваны во Владивосток.

Осенью 1867 года во Владивостоке побывал известный русский путешественник и географ Николай Пржевальский. Вот что он увидел 150 лет тому назад на берегу Золотого Рога: «Владивосток вытянут на протяжении более версты по северному берегу бухты Золотой Рог, обширной и глубокой, со всех сторон обставленной горами и потому чрезвычайно удобной для стоянки судов. Кроме солдатских казарм, офицерского флигеля, механического заведения, различных складов провианта и других запасов, в нем имеется около пятидесяти казенных и частных домов да десятка два глиняных мазанок. Число жителей вместе с войсками простирается до пятисот человек»…

Напомним, что долгие годы Владивосток развивался сравнительно медленно из-за отсутствия у государства понимания целей его развития. Даже спустя десять лет после рождения Владивостока у властей еще оставались колебания: учреждать ли во Владивостоке главный военный порт России на Тихом океане или же избрать для этого какое-то другое место? Например, бухту Ольга или залив Посьет…

Однако 10 февраля 1871 года правительство переводит-таки из Николаевска-на-Амуре во Владивосток порт с морскими учреждениями, резиденцию военного губернатора и главную базу Сибирской военной флотилии на юг, ближе к морским границам…

Это решение дало ощутимый импульс развитию города: оживилось строительство административных и жилых зданий, стала зарождаться промышленность, пошла в гору торговля… В бухте Золотой Рог в 1872 году получили прописку корабли Сибирской флотилии. Начали выдавать продукцию новые лесопильный и пять кирпичных заводов, мельница, пивоваренный завод…

Наконец, летом 1880 года Владивосток официально был утвержден городом. В его территорию были включены полуостров Муравьев-Амурский и остров Русский. В городе тогда жили 7 тысяч 300 человек.

В июле 1894 года, когда началась японо-китайская война, эскадра, базировавшаяся во Владивостоке, состояла из крейсеров первого ранга «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов» и «Рында», крейсеров второго ранга «Разбойник», «Крейсер» и «Забияка», канонерских лодок «Маньчжур», «Бобр», «Сивуч» и «Кореец», миноносцев «Сунгари», «Уссури», «Янчихе» и «Сучена», миноносок № 77, 79 и 80.

А на следующий год эскадра Владивостока была усилена прибывшими из Средиземного моря эскадренным броненосцем «Император Николай I», крейсерами первого ранга «Память Азова» и «Владимир Мономах», канлодками «Гремящий» и «Отважный», миноносными крейсерами «Всадник» и «Гайдамак», миноносцами «Свеаборг», «Ревель» и «Борга».

…Так всего за 35 лет крохотный военно-морской пост превратился в крупнейший порт и военно-морскую базу России на ее Дальнем Востоке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру