«Черная дыра» в Мировом океане

Дизельные субмарины дальневосточной постройки все еще в строю, несмотря на почтенный 30-летний возраст

Сто с лишним лет тому назад первым российским субмаринам было далеко до серийности и унифицированности - не тонут, и ладно. Зато в предвоенные 30-е и даже долгие послевоенные годы прошлого века советские подлодки чуть ли не сотнями строились нескольких стандартизированных типов, правда, многие из них на поверку оказались чуть отретушированным изобретением немецких конструкторов.

Дизельные субмарины дальневосточной постройки все еще в строю, несмотря на почтенный 30-летний возраст

Но 40 лет тому назад в СССР началось проектирование ДЭПЛ третьего поколения, которые должны были превзойти и заменить большие подводные лодки проектов 611, 641 и 641Б.

Принципиально новую океанскую дизель-электрическую ПЛ предполагали строить серийно - не только для ВМФ СССР, но и на экспорт как для стран - участниц Варшавского договора, так и для лагеря т. н. развивающихся стран. Проект лодки разработало ЦКБ МТ «Рубин», он получил обозначение 877 «Варшавянка» (по классификации НАТО — Kilo). Новая лодка третьего поколения должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия. Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.

Головная ДЭПЛ (заводской номер 451) была спущена на воду на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 15 сентября 1980 года.

Для отечественного ВМФ с 1980 по 1994 год было построено 24 корабля этого проекта. Последние 12 строились с увеличенной длиной прочного корпуса на 1200 миллиметров, что позволило разместить новую мощную энергоустановку и малошумное оборудование. В результате улучшились эксплуатационные качества ПЛ и повысился почти в два раза ресурс основного оборудования. Скорость полного подводного хода возросла с 17 до 20 узлов, дальность плавания под РДП увеличилась с 6000 до 7500 миль, шумность снизилась почти в три раза. Формально это были корабли II серии проекта 877 (типа «Кило»), а фактически – ДЭПЛ проекта 636, но такой номер они получили только в экспортном исполнении. До 2012 года за рубеж поставлен 31 корабль, в настоящее время идет строительство еще шести ДЭРЛ.

Первые экспортные лодки проекта 877Э, построенные на заводе «Красное Сормово», в 1985 году успешно прошли государственные испытания и в 1986 году переданы ВМС Польши («Орел») и Румынии («Дельфин»). Головная подводная лодка «Синдугош» (Б-888) проекта 877ЭКМ была построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО, ныне Адмиралтейские верфи) и передана ВМС Индии в ноябре 1985 года.

В настоящее время около 50 кораблей этого типа успешно несут боевую вахту под флагами разных флотов мира. Несколько «Варшавянок», в том числе второй корпус – Б-260, которой уже более 30 лет, несут службу в соединении дизельных ПЛ Малого Улисса во Владивостоке.

О том, что помнится

…Тридцать пять лет тому назад, весной 1979 года, на заводе в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который был принят в состав ТОФ в декабре 1980 года и вступил в боевой состав флота в 1982 году.

Экипаж для новой лодки формировался в старейшем соединении ДЭПЛ ТОФ – в бухте Малый Улисс – весной-летом 1979 года. Первым «врио командира» секретной лодки стал назначенный в состав экипажа командир штурманской боевой части «первый штурман первой советской «Варшавянки» старший лейтенант Александр Васейкин, буквально намедни вернувшийся из океанского похода… Он, а также влившиеся в экипаж лейтенанты-выпускники нескольких военно-морских училищ, в течение лета 1979 года собрали с лодок соединения в первый экипаж «Варшавянки» костяк его будущей «срочной службы». Согласно приказу Главкома ВМФ, на новостройку отбирались лучшие из прослуживших в «железе» год-полтора из трех. Поэтому Васейкин и лейтенанты нередко уводили на «Варшавянку» молодых срочников под мат их бывшего начальства; новое пополнение экипажей из 51 УОПП ожидалось только через полгода, затыкать «черные дыры» в командах подводников приходилось обленившимся «дембелем»…

Осенью на первую «Варшаву» прибыли командир и старпом. Формирование экипажа и подготовка к его переезду в Комсомольск-на-Амуре пошли убыстренными темпами. Торопили штаб флота, Комсомольск, подступавшая зима. Однако по прибытии экипажа в Комсомольск оказалось, что спешка была напрасной: на стапеле еще шла стыковка корпуса, завод был загружен выпуском лодок другой серии и к «Варшавянке» планировал приступить лишь весной 1980 года… Зато личный состав новой субмарины с нетерпением ждали «подшефные» завода – мясокомбинат, ТЭЦ, местная оранжерея, куда подводников отправляло на хозработы командование бригады строящихся кораблей из Комсомольска. Людей же в экипаже новой лодки – очень неприятный факт для руководителей городских «хозработ» из политотдела соединения – оказалось крайне мало по сравнению с привычно огромными штатами атомоходов. 20 срочников «Варшавянки» всю долгую «комсомольскую» зиму ходили из наряда в наряд: с вахты в кубрике – на камбуз, с разгрузки угля на городскую ТЭЦ – в патруль.

Зато летом экипаж начал строем ходить в 19-й цех завода, где лодка начинала принимать очертания боевого «потаенного судна».

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше семи. Выбранная «каплеобразная» форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, правда, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.

Лодка имела традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».

Непривычно длинное ограждение выдвижных устройств на необычно широком корпусе – рубка - находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защиту перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».

Прочный корпус разделён на шесть отсеков. Причем первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов. Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним располагается рубка радиста и гиропост. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства. Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи. Четвёртый отсек — дизель-генераторный. Пятый — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй. Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономхода и приводы рулей, а также кормовой люк.

Главная энергетическая установка спроектирована по схеме полного электродвижения, то есть движение как в надводном, так и в подводном положении обеспечивается гребным электродвигателем. Кроме гребного электродвигателя мощностью 5500 л. с. в состав ГЭУ входят два дизель-генератора мощностью по 1000 кВт и две группы аккумуляторных батарей по 120 элементов в каждой.

В качестве движителя использован шестилопастный низкооборотный гребной винт большого диаметра.

При движении в подводном положении ПЛ развивает наибольшую скорость хода 17 узлов, в надводном положении — 10 узлов. Дальность плавания в режиме РДП ходом 7 узлов составляет 6000 миль, в подводном положении экономическим ходом 3 узла лодка способна преодолеть расстояние 400 миль. Для режима экономического хода предусмотрен специальный гребной электродвигатель мощностью 190 л. с.

Автономность «Варшавянки» с штатным экипажем (54 подводника, 27 офицеров и мичманов, 27 матросов и старшин) - 45 суток.

Вооружение лодки состоит из размещенных в носовой оконечности шести 533-мм торпедных аппаратов. Из них два аппарата были рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами, позднее – ракетами.

На «Варшавянке» впервые было установлено автоматическое устройство быстрого заряжания, которое в несколько раз сокращает время зарядки торпедных аппаратов, позволяет значительно увеличить скорострельность и обеспечить преимущество в дуэльной ситуации.

Мощный комплекс минно-торпедного вооружения способен решать многоцелевые задачи. Он обеспечивает выстреливание всего боезапаса на всех глубинах погружения — от перископной до рабочей — и совместно с боевой информационно-управляющей системой (БИУС) позволяет вести как одиночную, так и залповую стрельбу по двум целям.

Взамен поста управления торпедной стрельбой «Ленинград», обеспечивавшего вручную на ПЛ проекта 641 ввод необходимых данных для производства торпедной стрельбы, на новой ПЛ установлена БИУС — многоцелевой компьютер (МВУ-110ЭМ). Он позволяет одновременно следить за пятью целями, из них две цели вести в автоматическом режиме и три — вручную, обеспечивая с комплексом телеуправления внесение поправок в связи с маневрами цели и точное наведение торпед на цель. БИУС, кроме этого, позволяет решать целый ряд навигационных задач.

Будет лодка еще лучше

Позднейшая модификация «Варшавянки» - ДЭПЛ проекта 636, строительство которых для ВМФ России сейчас ведется, в НАТО получила кодовое наименование Improved Kilo. Два бортовых торпедных аппарата (ТА) ее используются для стрельбы телеуправляемыми торпедами. Вооружение: шесть носовых дистанционно-управляемых ТА 533-мм с боезапасом на 18 торпед (шесть в аппаратах и 12 на стеллажах) различного назначения.

В дальнейшем этот тип субмарин должен заменить проект «Лада» нового поколения для ВМФ России и проект 667Э «Амур-1650» для экспортных поставок. Кстати, за 20-летний срок эксплуатации новые «Варшавянки» намного обогнали по своим техническим характеристикам и боевым возможностям ДЭПЛ отечественного ВМФ аналогичного проекта. Для подводных сил Индии и Китая, да и для последнего заказчика – Вьетнама «Варшавянки» оснащались ракетным оружием Club-S с типорядом крылатых ракет (КР) для поражения надводных кораблей (НК) и береговых объектов. На экспортных подлодках устанавливалось современное цифровое радиоэлектронное, гидроакустическое, навигационное и другое вооружение. И вот наконец было принято решение разработать на базе модернизированной «Варшавянки» проект 636.3 для отечественного ВМФ со всеми решениями, используемыми на экспортных ДЭПЛ, применить по возможности нововведения для подводных лодок четвертого поколения.

Хотя многие моряки отмечают, что «Варшавянка» даже в старой комплектации остается мощным оружием, поскольку обладает малой шумностью и «видит» под водой лучше, чем самые распространенные лодки США проекта «Лос-Анджелес».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру