«Меридианы Тихого»: доживем до послезавтра

Международный кинофестиваль во Владивостоке недавно возглавил старый новый гендиректор «МТ» Ефим Звеняцкий

Напомним, что худрук краевого драмтеатра Ефим Звеняцкий уже руководил фестивалем в качестве его гендиректора в первые три сезона кинофеста, в 2003-2005 годах.

Международный кинофестиваль во Владивостоке недавно возглавил старый новый гендиректор «МТ» Ефим Звеняцкий

В начале прежних дел

- Началась ли подготовка к 11-му кинофестивалю стран АТР во Владивостоке? Сколько стран прислало заявки на участие? Известна ли вам дата проведения кинофестиваля «Меридианы Тихого»?

- Мы начали работать в тот же день, когда я получил предложение возглавить кинофестиваль. Конечно, какое-то время упущено... Потому что, когда кинофестиваль делал я, режим был такой: еще не закончился один фестиваль, как мы приступали к работе над следующим.

Сегодня есть серьезные пропуски, но, думаю, мы сможем наверстать упущенное за счет того, что фестивалю уже десять лет и уже были сделаны значительные наработки другими командами.

Предположительно фестиваль пройдет в первой декаде сентября, но точные сроки должен определить губернатор края. Известно, что примерно в это же время во Владивостоке должен пройти инвестиционный форум, и, возможно, будет сближение по датам - форума и фестиваля.

- Останется ли у кинофеста прежнее название - «Меридианы Тихого»? Ведь в других интервью на эту тему вы уже говорили о названии «Русский остров»…

- Когда в 2003 году мы придумывали кинофестиваль, то дискутировались различные названия, в том числе «Русский остров». В то время остров Русский был еще недосягаем для населения, а сегодня там уже прошел саммит, есть мосты, приличные залы.

Но название все равно останется прежним. Хотя в оргкомитете витает серьезная мысль провести на Русском острове, в конференц-зале ДВФУ, церемонию открытия «Меридианов Тихого», если, конечно, будет такая возможность. В ближайшее время мы планируем встретиться с ректором ДВФУ, чтобы обсудить проблему, понять техническое оснащение залов и возможности показа там кино.

- То есть, вы ведете речь не просто о церемонии открытия, но и о возможном прогоне там фестивальных фильмов?

- Нет, пока только об открытии. Хотя мы размышляем и думаем о том, чтобы и там был определенный показ фильмов, например, если бы одна из программ называлась «Кино на Русском острове». Возможное проведение на Русском острове проекта молодежного конкурса «Кинопроба» вместе со своим, молодежным жюри. Поэтому Русский остров — это как раз идея показа на нем, но не названия.

Кстати, вы знаете, почему фестиваль называется Pacific Meridian? Когда я был студентом института искусств, то у меня, как и у всех будущих актеров, случались так называемые халтуры - подработки ради денег на радио и телевидении.

Одна из программ так и называлась - «Меридианы Тихого». Вот я взял и позаимствовал название передачи для моряков и рыбаков. Мы дополнили его переводом - Pacific Meridian.

Вернуть душевность

- Во время вашего руководства фестивалем торжественные церемонии открытия и закрытия «Меридианов Тихого» проходили в театре имени М. Горького. Не рассматриваете ли вы снова возвращение фестивальных «пиков» в театр?

- Я хотел бы абсолютно точно вернуть фестивалю дух и душевность первых трех фестивалей и сделать церемонию закрытия на площадке театра имени Горького. Потому что здесь всё родное – от служб до цехов, здесь всё приспособлено для того, чтобы сделать праздник. Мне нравилась дорожка, которую мы придумали, когда подъезжали трамваи, привозили артистов…

Хотя мы не сбрасываем со счетов вариант острова Русского, показы в кинотеатрах «Уссури» и «Океан», хотим обратиться к руководству кинотеатра «Владивосток» с просьбой показа в нем фестивального кино.

- Оргкомитет 11-го фестиваля уже сформирован?

- Да, а ничего нового мне не нужно было формировать, потому что с этой дирекцией я пришел в 2003 году в «Меридианы Тихого», привел эту дирекцию в лице Натальи Тимофеевой, Натальи Шахназаровой, Юрия Гончарова, они все остались, они - становой хребет фестиваля. Много людей пришло с фестиваля 2010 года. Но у нас абсолютно точно будет новый исполнительный директор. Будет арт-директор, это Алексей Туркалов, вместе с ним мы делали фестивали балета и московских антреприз.

Сережа Степанченко тоже остается с кинофестивалем, но немножко в другом статусе.

Я хотел бы вернуть то, что мы делали в первые три года: каждый год выбирать президента кинофестиваля из самых-самых. Для края, для людей, зрителей это очень интересно. Напомню, именно тогда президентами фестиваля были Олег Табаков, Владимир Меньшов, Сергей Юрский.

- У вас уже есть кандидаты на высокую должность президента?

- Увы, у нас еще нет финансирования. Конечно, мы бы хотели, чтобы Табаков, Кончаловский, Соловьев стали соучастниками нашего действа, но ничего конкретного пока сказать не могу. И не хочу…

Так уже случилось с Пьером Ришаром, когда я взял и позволил себе в 2003 году сказать: да, приедет Пьер Ришар. У нас были подписаны контракт и договор, а он взял и не приехал.

Кстати, за 10 лет фестиваль стал действительно международным. Но я считаю, что президентом Приморского международного кинофестиваля должен быть представитель российского кино.

Сложно, но можно

- На третий фестиваль вы приглашали известного южнокорейского режиссера Ким Ки Дука. Планируется ли приглашение зарубежных звезд в этом году?

- Вы знаете, это трудно... Все упирается в финансы, в очень серьезные деньги - бесплатно приглашение звезд не получается.

Можно только порадоваться визитам Лайзы Миннелли, Катрин Денев, Жерара Депардье, но нам теперь нельзя быть ниже!

Хотя самое главное на фестивале, как ни банально, - это кино. Мы хотим изменить хотя бы ранг режиссуры, ранг фильмов, которые были бы представлены.

Ведь начинали мы в 2003 году с чего? Хватались за любую возможность. Это была авантюра! И уровень фильмов серьезно хромал.

Также размышляем и о кинорынке, который завтра, конечно, сюда не придет…

Но почему нет? Кинорынок мог бы придать статус кинофестивалю; существует же сочинский кинорынок, в Санкт-Петербурге, во Владивостоке тоже мог бы быть свой. Опять же есть масса своих проблем, потому что русское кино «трудное» и не активно входит в кинорынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Но у нас есть такая идея - провести кинорынок напрокат, договорившись с Московским кинофестивалем и «Кинотавром». Также мы думаем о том, чтобы с этого года приглашать двух-трех отборщиков азиатского кино, чтобы они как гости увидели, что здесь происходит.

- В конце февраля этого года министр культуры Мединский заявил, что финансирование российских кинофестивалей будет зависеть от их статуса (международный, национальный и региональный). В шапке «Меридианов Тихого» всегда было указано, что фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ. Выделены ли средства от Минкульта в этом году?

- С третьего кинофестиваля началась поддержка от Министерства культуры, тогда был выделен миллион рублей.

Что происходит сегодня? Во-первых, никто ничего не знает, потому что руководство, которое занималось кинофестивалем, не вышло с предложением и не подало заявки. Я сейчас был в Москве, и меня об этом проинформировали; объяснили, что надо пройти конкурс, отбор. В руководстве фестиваля есть люди, которые живут в Москве, в том числе и Сергей Степанченко, этот вопрос решаем в данный момент. Министерство, будем верить, примет участие в 11-м кинофестивале.

- Кто выступит генеральным спонсором кинофестиваля?

- Губернатор края будет максимально помогать кинофестивалю. И я думаю, что только при участии администрации края можно получить генеральных спонсоров. Мы готовы к любому сотрудничеству - это СМИ, реклама, всё это необходимо, и мы ищем для себя соучастников.

Хорошо забытое старое

- Возвращаясь к кино, можно вспомнить об одной из особенностей «Меридианов Тихого» - кинопередвижках, благодаря которым фестиваль охватывал не только Владивосток, но и весь Приморский край. Продолжатся ли такие кинопутешествия по краю в этом году?

- Проект был предложен администрацией края много лет назад, и, конечно, его нужно обязательно продолжить и сохранить, чтобы фестиваль, как эхо Азиатско-Тихоокеанского региона, откликался во всем крае. Судя по прессе, по первым кинопередвижкам, интерес у людей колоссальный. В прошлом году было, если не ошибаюсь, уже десять кинопередвижек. Сейчас мы ведем разговоры, договариваемся с актерами, лично я обсудил проект с актерами МХТ имени Чехова. Это действительно нужно и тем, кто живет в крае, и тем, кто обитает здесь, во Владивостоке.

- Фестиваль - это всегда какое-то пространство, форма. В разные годы он традиционно располагался в центре города: кинотеатр «Океан», «Уссури», гостиница «Экватор», открытая площадка «7 футов». Вы уже сказали о Русском острове как об одном из предварительных мест для церемонии открытия. Не планируется ли использовать для кинофестиваля новые площадки вроде театра оперы и балета на Чуркине или «Фетисов-холла» на станции Спутник?

- Я бы с удовольствием использовал «Фетисов-холл», если бы была возможность - все-таки 7000 зрителей! Пока не допускаю мысли о театре оперы и балета - у них своя жизнь, своя история… Я бы вернулся на водную станцию ТОФ, где мы делали первые три гала-концерта: на яхтах приплывали артисты, шли на сцену и сразу же выступали.

Не знаю, правда, нужен ли сегодня футбол в рамках кинофестиваля, потому что много лет игра сборных команд Приморья и кинофестиваля была просто пародией на спорт.

- Каковы перспективы кинопроизводства во Владивостоке?

- Здесь, во Владивостоке, многие пробовали снимать и для большого, и для малого экрана.

Могу напомнить об одном фильме. В далеком 1968 году на «Дальтелефильме» по спектаклю Натана Басина «Хлеб» режиссер Альберт Масленников снял одноименную картину.

Поэтому я верю в развитие киноиндустрии в Приморском крае - если не завтра, но, образно говоря, послезавтра.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру