Артист из Горошихи

«Моей синей птицей стала встреча со своими театром и режиссером», - считает ведущий актер «Горьковки» Владимир Сергияков

Он родился уже более 60 лет тому назад в глухой сибирской деревушке на берегу Енисея. 30 лет спустя работал на стройке и не думал о профессии актера. Недавно народный артист России отметил серебряную свадьбу и побывал с гастролями в Америке.

Он и на пенсии доцент кафедры мастерства актера академии искусств, председатель регионального отделения Союза театральных деятелей (СТД). И крайне востребованный артист театра и кино. Сергияков, пожалуй, единственный из приморских актеров, вот уже 35 лет регулярно снимающийся в «большом кино».

Дело случая

- Я родился в апреле 1950 года в Красноярском крае на берегу Енисея, у самого полярного круга, в станке Горошиха. Это те края, где когда-то отбывал ссылку Сталин.

Станок - это сибирское селеньице поменьше деревни: бакенщики на берегу живут, рыбаки, охотники. Отец мой был охотником, мама - учительницей. Деревня, свежий воздух, тайга, зверье, припасы лесные - для пацана не жизнь, а красота. Плюс независимость! Я к тому же в свободное от учебы время работал подпаском, зарабатывал до 150 рублей в месяц.

А потом родители заставили учиться. Мол, высшее образование нужно. Куда я только не поступал: и в летное, и в вуз, а окончил - дело случая - техучилище в Тольятти на Волге. Потом призвали в армию, служил срочную в ВДВ – воздушно-десантных войсках. Время было серьезное – Даманский, маоисты, провокации на границе, так что отпахал я два года настоящей мужской армейской службы в десантуре, как положено. Уволился давно, но традиции войск «дяди Васи» по сей день уважаю. И День ВДВ встречаю в тельняшке…

Потом работал в атомном НИИ, поступил на вечернее в политехнический институт, все в жизни вроде получалось, но было мне порой чертовски скучно от размеренности быта. В один из таких приступов хандры я и увидел случайно на заборе объявление: «Оргнабор на работу во Владивостоке», а тогда в ходу поговорка была: «В Москву - лимита, во Владик - вербота».

И я сказал: это то, что надо! Хочу увидеть, что за Владивосток такой.

Учиться не грешно

- Приехал. Приняли в стройуправление № 13 плотником-бетонщиком 3-го разряда, дали кирку, сказали: «Иди работай!». Я пошел, работал хорошо и киркой, и ломом, и руками, дорос до бригадира, вскоре мне – так было в те годы! - дали квартиру. Для молодого и хорошо зарабатывающего холостяка отдельная гостинка на улице Постышева по тем временам была настоящей роскошью.

- А о сцене и славе лишь мечтали?

- Опять дело случая! Я вечерами немного играл в народном театре «Дальзавода»: молодой, свободный, симпатичный парень, ну, не все же время пить пиво в баре по соседству да гулять с барышнями!

Руководитель театра Сергей Захарович Гришко посоветовал мне поступать в институт искусств Владивостока на театральный факультет, что я и сделал в 1974 году. Это был удивительный набор! С курса обычно приходят работать в театр пять-шесть человек. А наш курс почти весь в профессии.

- С зарплаты строителя на стипендию студента – не горьким ли гранит науки показался?

- Действительно, стипендия была всего 36 рублей, но...

Я в первые годы учебы в театральном отрабатывал «вербовочный лист» и поэтому по-прежнему работал на стройке. Правда, ночным сторожем. А днем я учился, но деньга какая-никакая была. Потом фортуна улыбнулась мне во всю пасть – я стал сторожем безумно популярной пельменной на тогдашнем троллейбусном кольце у Покровского парка.

Кайф, а не работа! Сам всегда сыт, на обед приходил по дороге из института. А вечером ко мне в уже закрывшуюся пельменную чуть не строем шел весь курс - человек 15. Пельменей, конечно, нам не доставалось – все съедали посетители. Но лагуны мясного, настоянного за день на пельменях бульона! А салат из лука с постным маслом! А халявный хлеб с чаем и, конечно же, портвейн «Анапа» как пропуск в заведение - для студентов театрального это в 70-е порой был лучший ужин!

А недавно сбылась моя давняя мечта поужинать русской кухней в США. Во время гастролей мы сходили в необычайно популярный ресторан «Русский самовар», среди основателей которого якобы был сам Иосиф Бродский! Вкусно, и цены оказались приемлемые – борщ, водка, лобстеры вместились в 150 долларов вместе с чаевыми!

20 лет в строю

- Я в театрах уже больше 35 лет, с 1977 года! Играл на сценах в Кемерово, Улан-Удэ, Комсомольске-на-Амуре, в театре им. М. Горького Владивостока. Здесь начинал и бросал сцену несколько раз. Но с 1991 года прикипел к академическому имени Горького навсегда. Придя в него, сразу ощутил, что здесь нет места громким интригам, склокам, кумовству и чинопочитанию. А главный режиссер – большая умница со своими заскоками, но роли есть всегда и для всех актеров труппы.

Из ролей – а их сыграно, почитай, более 200 - назову лишь те, на которых вырос.

Славка в «Пяти вечерах» - роль навсегда! Ефимка в «Разгроме». В Комсомольске сыграл Лаэрта, здесь шута в «Гамлете» Шекспира. Влюблен в Тевье-молочника из «Поминальной молитвы». Роль Петра Первого в «Шуте Балакиреве» стала неожиданной, но столь же любимой, как Лебедев в «Иванове». Из последних - «ТоварищЪ» и «Алхимики». Но думается, что лучшая моя роль еще впереди...

Не брит и не стрижен

- Моя киноэпопея пока невелика: 5 минут экранного времени в фильме «Дерсу Узала» великого режиссера Акиры Куросавы, эпизоды в полдюжине телесериалов и фильмов, недавнее участие в съемках комедии «После дождичка в четверг» во Владивостоке.

К Куросаве я попал случайно. 1975 год, я студент. Сидим в общаге, бутылка портвейна по кругу, входят двое: мол, ищем актера на эпизод. Естественно, я согласился на фотопробы - если не снимусь у Куросавы, так буду знать, что он, классик мирового экрана, меня видел!

Приходит телеграмма: «Не бриться, не стричься, вы утверждены». Четыре месяца съемок, весной два периода досъема. Моя роль - пара эпизодов: проход с конем да крупный план. Но снимался у Куросавы. Из приморцев я один! Нет, в компании с дядей Гришей - единственным тогда на весь Владивосток китайцем...

Работа - образ жизни

- Артист - большой эгоист: меня выделили, меня заметили! Наполеон сказал: «Навесьте на человека побрякушек и делайте с ним все, что хотите!»

Артист – это профессионал. Это профессия, в которой нужно много работать и годами ждать удачу. Талант на пять, а удача на три - и артист никогда не состоится. Если талант на четверку, но удача на отлично, то артист получится! Успех - дело случая. В моей жизни он не сразу, но произошел. Я учился на третьем курсе. Педагог института и актер театра им. Горького Ефим Звеняцкий пригласил меня в спектакль «Пять вечеров» по Володину. Не знаю, почему именно меня, но ввод прошел успешно. Однако моя удача была не в этом, а в том, что я нашел своего режиссера. И он тоже нашел меня. Мы вместе со Звеняцким уже 35 лет, и я думаю, что очень хорошо знаю его и как человека, и как художника.

Я искренне и высоко ценю его способность отстаивать свои убеждения до конца, его неукротимое желание добиваться наилучшего результата, его решимость и способность сказать твердое «нет!» в той ситуации, когда ничего говорить уже нельзя.

Он много-много лет является нашим лидером. Человеком, который абсолютно точно знает, куда, к каким целям он ведет театр.

Кстати, Звеняцкий не просто не уволил меня после того, как я однажды уехал на рыбалку и не успел вовремя вернуться. Он вместо меня отыграл спектакль!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру